Игра «На что похоже настроение? На что похоже настроение.

Игра проводится в кругу. Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше ведущему: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Ведущий обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, помните, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

«Строим цифры, буквы»

Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т.д.), букву», - участники выполняют задание. Если участники справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.

Варианты игры: Необходимо изобразить, используя всех участников команды: оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон.

_____________________________________________________________________________

«Живая скульптура»

Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному участнику выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему в том месте, где много свободного пространства, затем к ним (уже в своей позе) присоединяется третий. Затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.

Примечание:

1.Ведущий выполняет роль скульптора в течение всего упражнения.

2. Ведущий следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.

_____________________________________________________________________________

«Песенка по кругу»

Ведущий выбирает вместе с участниками знакомую всем детскую песню. Затем по кругу каждый поет свою строчку. Последний куплет поют все хором.

«За стеклом»

Учитель или ведущий тренинга предлагает фразу, которую одни участники показывают с помощью мимики и жестов другим участникам, которые находятся за воображаемым стеклом». Последние их не слышат и должны догадаться, что сказали первые. Дети должны догадаться, что сказали родители. Затем игра проводится наоборот.

_____________________________________________________________________________

«Поводыри»

Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. «Поводырь» сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем траектория и скорость движения увеличиваются. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.

«Тропинка»

Эту игру можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе. Все участники встают и становятся в затылок за ведущим. Участники идут змейкой по тропинке в затылок друг за другом, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения. Ведущий может меняться (он может стать в конец змейки), тогда у каждого появляется возможность побывать в этой роли. Кто был самым оригинальным ведущим?

Интересен вариант игры, когда все участники с закрытыми глазами цепочкой (держась за руки) следуют за ведущим. Препятствия в этом случае должны быть настоящими - поваленные деревья, ямы, деревья и т.д. Перед играющими ставится задача - не разорвать цепочку, не потерять соседа. В ходе игры у участников вырабатывается доверие друг к другу, появляется желание помочь идущему за тобой товарищу.

_____________________________________________________________________________

Ольга Габдильнасырова
Психопрофилактическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «На что похоже мое настроение»

Сегодня к нам на занятие пришли гости .

Давайте поздороваемся с гостями, друг с другом

и окружающим нас миром.

Встанем рядышком, по кругу

Скажем : «Здравствуйте!» друг другу.

Здр-й, солнце золотое!

Здр-й, небо голубое!

Здр-й, вольный ветерок!

Здр-й, маленький дубок!

Я живу в родном краю,

Всех я вас приветствую!

Игра «Все мы разные и похожие » .

Посмотрите друг на друга : мы все очень разные и

в то же время, в чем-то друг на друга похожи .

В этом мы сейчас убедимся : я буду говорить задание, а вы движениями на него отвечать.

1. Тот, кто видел разноцветную радугу после дождя : похлопайте в ладоши.

2. Кто любит шлепать по лужам во время дождя : потопайте ногами.

3. Кто любит наблюдать за облаками : поморгайте глазами.

4. Кому нравится смотреть на звездное небо : кивните головой.

5. Кто боится грома и молний : присядьте на корточки.

6. Кто любит купаться в море или на озере : покажите, как вы умеете плавать.

7. Кому нравится золотая осень : покружитесь вокруг себя 1 раз.

8. Кто любит и бережет природу : поставьте руки на пояс.

9. Кто любит путешествовать всей семьей : тихо сядет на стульчик.

Вот видите сколько общего между нами, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет!

«Все мы разные и похожие

Какое сегодня утро?

Сегодня плохое утро.

Сегодня скучное утро,

И будет хмурый, занудливый день.

Почему же плохое утро?

Сегодня хорошее утро!

Сегодня веселое утро,

И будет светлый,солнечный день.

Сегодня не будет солнца,

Сегодня не будет света,

Сегодня будет серый и пасмурный день.

Почему же не будет солнца?

Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце!

И отличный, радостный день!

Скажите пож-та, почему один человек говорит, что сегодня плохое утро (скучное, серое, а второй человек говорит, что сегодня утро (хорошее, веселое, отличное) .

Почему у них такое разное мнение?

(Правильно, п. ч. у одного человека грустное, печальное настроение , а другого – веселое, радостное). Поэтому одно и то же утро воспринимается по-разному, в зависимости от настроения .

Кто знает, что такое настроение ? Как вы понимаете это слово?

Это состояния людей, когда им весело или грустно, тревожно или спокойно.

Настроение – это то , на какое эмоциональное состояние человек настроен . Отсюда и произошло слово «настроение » : на что человек настроен .

Слайд 1 : картинки «Лица» .

Посмотрите на картинку и скажите : «Какое настроение у этих детей

Как вы узнали и правильно определили, какое настроение у этих детей ? (по выражению лица) .

Сейчас я раздам каждому по зеркальцу. Вы внимательно посмотрите в него и найдите там «веселого человечка» .

Слайд 2 : Пиктограмма веселого человека.

Посмотрите на пиктограмму веселого человечка :

Уголки губ поднимаются вверх, глаза немного прищурены.

Лицо светится улыбкой, как весеннее солнышко.

«Все нашли веселого человечка?»

Слайд : пиктограмма грустного человечка.

Люба, опиши пож-та, выражение лица «грустного человечка» :

Уголки губ и глаза опущены вниз.

Кажется, что человечек вот-вот расплачется, как осенний дождик.

Слайд : пиктограмма удивленного человечка.

У удивленного человечка брови, как дуги приподнимаются вверх, как радуга.

Люди говорят : «от удивления глаза на лоб полезли» .

Посмотрите в зеркальце и найдите там удивленного человека.

Слайд : пиктограмма злого человека.

Амир, опиши выражение лица злого, рассерженного человечка : брови нахмурены и сильно сдвинуты к переносице. Челюсти сжаты, рот искривлен от злости. Лицо напряженное,

как будто вот-вот грянет гром и начнется гроза.

Слайд : пиктограмма испуганного человечка :

Глаза широко открыты, округлены : «у страха глаза велики» . Брови приподняты, рот открыт. Человек оцепенел, застыл, как сосулька на морозе.

Всех человечков вы нашли в зеркале? Молодцы!

Мимика лица у вас работает отлично!

Мы устали, засиделись

Нам размяться захотелось.

Слайд : физ. минутка «Злая тучка» .

Садитесь на свои места, примите удобное положение и попробуйте прислушаться к своему внутреннему состоянию, к своему настроению :

Видеоролик о природных явлениях.

- Настроение может быть радостным : когда хочется веселиться, смеяться, петь и танцевать.

И тогда ваше настроение похоже на яркое солнышко , на цветущий луг; на звонкий ручеек. Улыбнитесь, как солнышко, всем вокруг и самому себе.

А может быть у вас очень грустное, печальное настроение , когда на глаза, словно капли дождя, набегают слезы.

И когда на душе тоскливо и одиноко, то такое настроение похоже на дождевую тучу ; серое, хмурое небо, осенний дождь.

Может быть ваше настроение не очень радостное и не очень грустное, а спокойное : прыгать не хочется и слезы лить тоже. Хочется спокойно посидеть , помечтать или вспомнить что-то хорошее, доброе, приятное. И похоже это настроение на листопад , снегопад или заходящее солнце.

Иногда бывает такое состояние, которое можно назвать душевной непогодой. В такие моменты на душе становится тревожно и беспокойно. Возникает предчувствие, что подстерегает какая-то опасность и может произойти что-то плохое. Человек не может найти себе место, не может успокоиться и расслабиться. Тревожное, беспокойное состояние похоже на быстро бегущие облака; низкое, пасмурное небо; быстро сгущающиеся сумерки.

Возможно, что у кого-то удивленное, восторженное настроение похожее на бурлящий водопад , высокие горы, звездное бескрайнее небо, северное сияние.

А кто-то рассердился с самого утра и у него злое, гневное настроение , которое похоже на молнию , грозу, порывистый ветер, ураган, бурю. Гневное, рассерженное настроение похоже на стихийное бедствие.

Еще раз прислушайтесь к себе, почувствуйте свое настроение .

Упражнение «Какого цвета мое настроение

Перед вами разноцветные ленточки. По очереди, вы будете выбирать себе ту ленточку, цвет которой подходит под ваше настроение .

А затем движением ленточки нужно передать свое настроение :

Если ваши движения ритмичные, танцевальные, энергичные : значит у вас веселое, радостное настроение .

Если движения плавные, замедленные : значит у вас спокойное настроение .

Если движения резкие, отрывистые : значит вы ощущаете тревогу и беспокойство.

А если движения очень слабые, еле заметные : это означает, что у вас грустное, печальное настроение или вы чем-то напуганы.

Ребята внимательно смотрят и стараются угадать настроение по цвету и движениям ленточки.

Упр. «Ощути прикосновение цветного дождя» .

Давайте встанем по кругу, взяв с собой свою ленточку. В центр круга встанет тот, кто выбрал себе темную или черную ленточку. Если таких нет, значит встает тот, кто изобразил движением ленточки грустное или рассерженное настроение .

Вам нужно закрыть глаза и представить, как капли цветного дождя нежно прикасаются к лицу, телу, рукам.

Почувствуйте, как улучшается настроение от мягких , нежных прикосновений и поглаживаний «цветного дождя» .

«Цветной дождь» не только расслабляет, но и дарит человеку веселое, радостное настроение и улыбку .

Вам понравился «цветной дождь» ? Прикосновения «цветного дождя» улучшили ваше самочувствие и настроение ?Прекрасно!

Рисование : «На что похоже мое настроение » .

Также свое настроение можно передать при помощи рисунка :

Нарисуйте свое настроение , изобразив погоду или явление природы, которое подходит к вашему внутреннему состоянию.

Перед тем, как приступить к работе, нужно размять пальчики :

В небе солнышко сияет,

Рядом бабочки летают.

Цветут яркие цветочки,

Дует легкий ветерочек.

Ветер вдруг подул сильнее,

Стал он море волновать.

Превратилось все вдруг в бурю.

Ее надо переждать,

Солнце светит нам опять!

Перед вами на столе краски, карандаши. Выберите то, что поможет вам лучше передать свое настроение , сравнивая его с погодой или явлением природы.

Муз. сопровождение «У природы нет плохой погоды» .

Покажите друг другу свои рисунки и по очереди расскажите, что вы изобразили.

Отличные получились работы! Настоящие художники !

Вы хорошо поработали, а теперь можно расслабиться и отдохнуть под тихую, приятную музыку.

Музыка-релакс.

Садитесь на ковер, примите удобное для вас положение. Закройте глаза, руки свободно лежат на коленях. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое, ласковое солнышко и высокое, голубое небо.

Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми.

Вдохните поглубже свежий воздух и прислушайтесь к звукам природы. Может быть, это шумят деревья или завывает ветер. А может быть, вы слышите, как звучит тишина.

Останьтесь там, среди этого прекрасного луга, среди этой красоты и великолепия.

Почувствуйте, как в вас входят новые силы, энергия и прекрасное настроение . Почувствуйте всю прелесть природы, насладитесь ее красотой. Не нужно бояться прихода грусти. Грусть-это важное чувство, но если она задержалась у вас слишком долго, попрощайтесь с ней без сожаления и скажите :

«Что-то ты задержалась у меня в гостях. Всему есть мера» .

И грусть непременно уступит место радости и веселью.

Я сосчитаю до трех, когда я скажу : «3. Вы откроете глаза.

1-каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом.

2-дыхание легкое и свободное.

3-открываем глаза. Оглянитесь вокруг, улыбнитесь и постарайтесь сохранить хорошее настроение на весь день ».

Наше занятие подходит к концу . Скажите, пожалуйста, о чем мы говорили сегодня на занятии ? С чем мы сравнивали наше настроение ? Что тебе понравилось больше всего?

Вы сегодня хорошо поработали! Молодцы! Выберите себе шарик того цвета, который поможет вам сохранить хорошее настроение на весь день !

Ведущий просит каждого участника представить свое настроение. Настроение необходимо описать: какого оно цвета и на что оно похоже и т.д. Упражнение выполняется по кругу. Затем участникам предлагается нарисовать свое настроение (выполняется в «Дневнике тренинга, занятие 1). Затем каждый участник передает свой рисунок своему соседу. Задача соседа - угадать, какое настроение изображено на рисунке.

Для дальнейшего успешного продвижения участникам необходимо расширить понятия «чувства» и «эмоции», дать им названия и описать особенности их воздействия на человека.

Завершение занятия. Рефлексия.

Вопросы:

  • Какие проблемы других участников для Вас оказались близкими?
  • Какие новые способы разрешения проблемы Вы сегодня узнали?
  • Какие особенности изображения настроения Вас удивили?

5. Прощание. Ритуал. Д/задание. Заполнить 1 ступень к Гармонии – «Я - успешный и профессиональный»

Занятие 2. Мир чувств и эмоций

Подготовка. Разминка. Скажи – ка, дядя.

Группа разбивается на три-четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает от тренера один и тот же блок вопросов. Задание: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы, представленные в списке, и отдать ответы тренеру. Команда сама определяет для себя тактику игры: все делается вместе, ответы ищутся параллельно по нескольким направлениям, каждый отвечает за один из вопросов. Тренеру не стоит подсказывать варианты работы над задачей, достаточно лишь отметить, что игроки свободны в выборе тактики проведения игры.

Как правило, лист, передаваемый командам, должен содержать количество вопросов из расчета: вопрос - одна минута игры. Давая 10 мин. на поиск всех ответов, тренер, таким образом, должен приготовить список из 10 вопросов.

Примерные вопросы:

1. Имена скольких участников тренинга начинаются на букву "К" и содержать в ФИО букву «к» ?

2. Сколько окон есть в коридоре первого этажа нашего здания?

3. Что написано на входной двери комнаты, в которой проходит тренинг? Сколько стульев есть в этой комнате?

4. Выясните у Анны, в каком городе она родилась.

5. Сколько ламп дневного света расположено в кабинете секретаря?

6. Узнайте, какое любимое блюдо у Дмитрия Билана? (можно назвать имя любого другого певца, артиста, телепередача о котором была возможно на этой недели).

7. Как зовут члена тренинговой группы, который живет на улице Таежной?

8. Сколько карманов есть в куртке, которую носит Елена?

9. Какой любимый анекдот у (любое имя участника)?

10. Сколько рябин растет на аллее перед гостиницей?

Обсуждение. Какие чувства вы испытывали, получив задание? Изменились ли Ваши эмоции и чувства к концу задания? Да? Нет? Почему?

Введение в тему. Игра К. Фопеля «Радуга».

В ходе игры участникам предлагается воспользоваться цветами радуги для того, чтобы их дух стал свежим и незамутненным, свободным от всего неприятного: от всех забот, волнений и нерадостных мыслей. Для этого им необходимо встать и начать двигаться по комнате. В начале движения участники должны представить себе, что вся комната наполнена красным воздухом.

Тренер ведет упражнение по следующей инструкции:

Смотрите на этот сияющий красный воздух, окружающий нас, и вдыхайте его свежесть. Если хотите, вы можете даже дотронуться до этого чудесного красного или почувствовать его чудный аромат. (15 секунд)

Продолжайте двигаться по комнате и представьте теперь себе, что вся комната наполнена оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него... Вам не кажется, что оранжевый воздух пахнет апельсинами? (15 секунд)

Смотрите, теперь воздух вокруг нас стал желтым! Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние, прикасайтесь к нему. (15 секунд)

Цвет окружающего нас воздухаизменился. Теперь он излучает зеленый свет. Это цвет весенних листьев. Мы как будто окунулись в весну. Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат... (15 секунд)

Чудеса приближаются! Воздух вдруг заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь сияющей голубизной! Расправьте руки как крылья и медленно парите в голубом пространстве... (15 секунд)

Смотрите, воздух вокруг нас постепенно сгущается, и его цвет от голубого плавно переходит в синий. Это цвет моря. От него невозможно оторвать взгляд!

Синий воздух кажется более плотным, его хочется раздвигать руками, как воду. (15 секунд)

И, наконец, воздух в нашей комнате окрасился в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его глубину. Вдыхайте цвет вечерней прохлады.,. (15 секунд)

А теперь представьте себе, как вы выходите из последнего цвета радуги и видите свет, который наполняет сейчас нашу комнату. Стряхните с себя остатки всех цветов и почувствуйте, как вы их ощущаете.

Теперь медленно и спокойно идите к своему месту.

Вопрос: в каком цвете было приятно? Какой цвет вызывал неприятные эмоции и почему?

Основная часть.

Цель: определение эмоционального состояния учащихся

Ход упражнения. Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?»

Игра проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь» хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
Упражнение «Что значит быть школьником».

Цель: осознания статуса школьника.

Ход упражнения. Психолог предлагает ответить на вопросы:


  • Вы – школьники. Что это значит?

  • Как должен себя вести школьник?
На доске – иллюстрации с разными ситуациями в школе. Нужно выбрать неподходящее поведение для школьников и убрать с доски.

Рисование на тему «Я - дошкольник, я - школьник».

Цель : осознание различий в позициях «дошкольник» и «школьник»

Ход упражнения. Ребятам предлагается нарисовать два рисунка: «Я до школы», «Я - школьник» («Сделай так, чтобы сразу можно было догадаться, где какой рисунок, а сам никому не говори»). Время ограничивается (около 20-25 минут). В процессе рисования ве­дущий напоминает о том, сколько времени осталось. Каждый же­лающий может высказаться о том, что нарисовал. Устраивается выставка рисунков «Теперь мы - школьники!»

Итак, сегодня мы узнали, что в школу ходят для того, чтобы, учиться, чтобы узнать много нового и т.д
Упражнение «Рисуем настроение»

Цель:

Ход упражнения:

Цель: развитие качества
Ход упражнения: Психолог. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр , другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник , замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим занятие и завершается. Если представится возможность, психолог старается тоже оказаться в центре круга.

Занятие третье

Тема: «Правила школьной жизни»

Цель: Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу, сплочение классного коллектива.

Ход занятия.

«Ролевая гимнастика».

Цель: разогреть группу для дальнейшей работы

Дети по очереди изображают с помощью мимики и жестов различных животных: волков, зайцев, лис, медведей и т.д.
Упражнение «Лесные жители»

Цель: обобщение знаний о лесных жителях.

Ход упражнения. Ребятам нужно вспомнить, какие животные живут в лесу.

Психолог читает первоклассникам следующие сказки.
Сказка М.А. Панфиловой Создание "Лесной школы"

Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.

Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для "живого уголка" еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей , вкусные угощенья и уроки...Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники - книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.- Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? - спросил у Сороки Сторож-Крот. - Ведь в школе не играют, а учатся!Сорока важно ответила:- Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.- А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! - удивился Крот.- Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок - значит, пора на урок. А если на уроке звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! - затрещала Сорока.

Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу , то, услышав звонок, побегут на урок?

Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, - ответила Сорока.

Это верно! - подхватил Еж. - Именно так делают настоящие школьники.

Так наши ребята - зверята могут и не знать эти правила? - заволновался Крот.

Придут в школу и узнают! - вновь затрещала Сорока.

Да, - подтвердил Еж, - узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.
Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.

Пора, пора! - объявляет всему лесу клен.

В школу, в школу! - шепчет березка.
Сказка М.А. Панфиловой « Школьные правила »

На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему Учителю.

Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! - сказал Еж. - Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, - что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

- "Правило" - значит делать правильно" - подвел итог Медвежонок.

Молодцы! - похвалил всех Учитель. - А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?
- Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, - улыбаясь, произнес Волчонок. - Как мы вчера с Белочкой.

Да, и неприятностей будет много , - согласилась с другом Белочка. - А я не люблю неприятности.

Неприятности никто не любит, - подтвердил Учитель. - Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

Как у Вас так интересно стихи получаются? - удивился Заяц.

А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?

Конечно, согласны! - хором ответили ученики.

Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать.

Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

Готово! - обрадовался Лисенок. - В школе "Здравствуй" говорят и с улыбкой дарят взгляд!

Отлично, Лисенок!

Второе правило потруднее:

До звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.

Можно я попробую? - предложил Зайчонок. –

До звонка ты приходи

И порядок наводи!

По звонку все дружно в ряд

Ждут учителя, стоят!

Молодец, Зайчонок!

Третье правило: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок.

Друга зря не беспокой.

Береги его покой.

На уроке тишина.

Руку поднимай тогда,

если хочешь отвечать

или важное сказать.

Очень хорошо, Медвежонок!

Правило четвертое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

Это легко! - воскликнул Волчонок.

На уроке ждут ответ.

Кто-то знает, кто-то нет.

Отвечает только тот,

Кого учитель назовет.

Превосходно! Да вы как настоящие поэмы сочиняете! Еще попробуем?

Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры , чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

Сейчас моя очередь! - произнесла Белочка.

Вот звонок на перемену,

Приготовься отдыхать:

Можешь с другом прогуляться,

Можешь тихо поиграть,

Подготовь к уроку все,

Чтоб училось нам легко!

Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - порадовался за своих учеников Еж. - Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание.

Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без родителей.

Итак, задание такое: придумать стихи про правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!

После сказок для школьной адаптации предложите детям поупражняться в сочинении правил-стихотворений. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Первоклассники могут нарисовать свои правила. Творческий подход добавит положительных эмоций в выполнение школьных правил и в организацию дисциплины. Адаптационный этап проходит по-разному у каждого ученика , поинтересуйтесь, какую школу хотели бы создать ваши дети, какого хотели бы учителя. Ответы детей помогут педагогу выявить удовлетворенность детей школьным обучением, наличие у них эмоциональных переживаний, школьной тревоги, стрессовой ситуации.
Показ презентации школьные правила

Цель: закрепление школьных правил

После каждого слайда происходит обсуждение.

Упражнение «Рисуем настроение»

Цель: отражение эмоционального состояния учащихся на конец занятия.

Ход упражнения: Психолог раздает детям наборы цветных карандашей или фломастеров, альбомные листы. Ребятам предлагается нарисовать свое настроение. Под спокойную музыку дети выполняют упражнение. После того как все закончили рисовать, психолог предлагает выбрать цвет, рядом с которым дети считают нужным повесить свои рисунки. Так могут появиться «желтые», «синие» и другие рисунки. Получившийся коллаж, будет отражать настроение детей.

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Цель: развитие качества умение благодарить и выражать дружеские чувства. Это так же дружеский ритуал завершения занятия

Ход упражнения: Психолог. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим занятие и завершается. Если представится возможность, психолог старается тоже оказаться в центре круга.
Занятие 4.

Тема: «Зачем ходить в школу».

Цель: создание условий для осознания детьми своего нового статуса.

Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое, и т. п.

Разыгрывание сценки «Котята» (см. занятие 4)

Дети, прослушав песенку, по очереди изображают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают сценку полностью.

Рисование самого запомнившегося эпизода сценки «Котята»

Под звучание спокойной мелодии дети рисуют, затем обсуждают рисунки. Каждый рассказывает, почему он изобразил именно этот эпизод, какие чувства при этом испытал.

Игра «Настроение и походка»

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь - как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь - как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 373 |