Что подростки должны делать самостоятельно. Памятка для родителей

Время чтения 7 минут

Развитие личности подростка - это обязанность каждого родителя, ведь именно в этом возрасте человек формирует и закаляет свой характер, заканчивает полное воссоздание собственного мнения и стремится к самопознанию и изучению внешнего мира.

Особенность переходного возраста

Что такое переходный возраст? Серьезный скачок в развитии, определенный этап развития личности, стадия полового созревания, сложный и противоречивый период как для ребенка, так и для окружающих его взрослых. Нужно немалое терпение со стороны родителей, чтобы безболезненно преодолеть этот этап без потерь и жертв. Ребенок постепенно, а иногда и резко переходит в состояние зрелости.

Выделяют два этапа:

  • Младший подростковый возраст от 11 до 13-14 лет;
  • Старший период с 13-14 до 16 лет.

Необходимо особо отметить, что каждый ребенок неповторим, его психологическое и физиологическое развитие протекает по индивидуальному плану. Возрастная психология дает только универсальные характеристики возрастных изменений, чтобы родители и учителя, вооружившись базовыми сведениями, могли адекватно реагировать на нестандартное поведение чад.

Развитие личности подроста: предвозрастные стадии и мнение

В возрасте 11-12 лет на смену ведущей учебной деятельности на первый план выходит интимно-личностное общение со сверстниками. К возрасту 15-17 лет оно сменяется на учебно-профессиональную деятельность, в связи с которой у подростков формируется определенное мировоззрение, самосознание, интеллект, умение строить жизненные планы, целеполагание и множество других полезных навыков, необходимых в человеческом обществе.

Особенности подросткового периода можно условно разделить на несколько стадий:

  1. Чувство взрослости . Пограничное состояние - вроде уже не ребенок, но и не взрослый. Личность еще не созрела. А уже так хочется быть взрослым. Взросление связано с ответственностью и самостоятельностью, поэтому подростки пытаются высвободиться из подчинения старших, что нередко ведет к конфликтам в семье и школе.
  2. Критичность мышления . Имеет два полюса: положительный, когда ребенок учится самостоятельно мыслить, делать выводы и отрицательный, когда подросток спорит, доказывает свое видение ситуации, часто сомневается.
  3. Нестабильность в поведении и эмоциональная неустойчивость . Обуславливаются изменениями на уровне физиологии – небывалый всплеск гормонов провоцирует перепады настроения, резкость в суждениях, грубость, агрессию и даже жестокость.
  4. Потребность в самоутверждении . Желание подростка занять свое выгодное положение среди сверстников, иметь личное мнение, чтобы с ним считались, одобрение и поощрение от родителей. Здесь тоже проявляется противоречивость: с одной стороны желание выделиться, с другой – быть как все.

Как наладить контакт с ребенком

«Ребенок воспитывается любовью» – именно это выражение является ключевым в воспитании любого ребенка, поэтому этот аспект незаменим. Когда есть любовь между родителем и чадом, процесс воспитания идет более или менее гладко, без особых шероховатостей. Поощрение и наказание воспринимаются адекватно, без излишней агрессии и эмоциональности.

Развитие личности подростка не может протекать без терпеливого и трепетного отношения как со стороны родителя, так и со стороны ребенка. Необходим разбор по полочкам спорной ситуации. Подросток должен доверять родителям (конечно, это доверие необходимо выстраивать с раннего детства).

Психологи советуют разговаривать с ребенком не только об успеваемости в школе, но и о его внешкольных интересах (друзья, спорт, увлечения и др.). Подросткам необходимо общение, и разговор должен строиться в форме диалога, а не нравоучений.

Уважение к ребенку, как к неповторимой личности. Развитие не может протекать без взаимности в этом вопросе. Да и прежде чем правильно воспитать ребенка, родителю необходимо воспитать самого себя. Если взрослые своим поведением подают отрицательный пример, вряд ли можно ждать от ребенка положительной ответной реакции, в большинстве своем дети копируют своих родителей. «Яблоко от яблони…»

Тренировка воли: развитие личности подростка

Замечательный совет от психологов: тренировка воли. Воля тренируется через умение ставить самостоятельные задачи, умение отказывать, отвечать на провокации.

Родителям подростка нужно осознавать, что перед ними уже не просто их ребенок, человек которого они привыкли воспитывать и постоянно наставлять на путь истинный. Перед ними уже давно сформировавшаяся личность, способная принимать решения и имеющая право на собственную позицию.

Безусловно, организм подростка переживает гормональные и эмоциональные взрывы, что толкает его на необдуманные поступки. Он может громко заявить, что бросит школу или уйдет из дома, а потом быстро пожалеет о словах, брошенных сгоряча. Взрослым стоит не забывать об этой возрастной особенности и учитывать ее в процессе выстраивания отношений с ним.

В таких случаях необходимо позволить ему высказаться, пусть даже резко и колко, но прозвучит его основная претензия к вам. Главное, дать ему выплеснуть все то, что лежит у него на душе и постараться не потерять самообладания самим. Подросток увидит вашу готовность его выслушать, и постепенно его пыл угаснет. Разговор можно начинать только, когда все стабильны эмоционально. Это позволит вести диалог «на равных» и избежать грубостей.

Контроль или свобода?

В то же время родители должны проявлять твердость и несгибаемость в определенных вопросах. Ведь подростка порой бросает из крайности в крайность. Он пробует себя реализовать в различных компаниях, сферах деятельности. Ослабить контроль над ним нужно, но не давать ему полную свободу.

Ему еще не хватает жизненного опыта, зрелости суждений, зато уверенность в своих практически неограниченных способностях непоколебима. Это может привести к серьезным ошибкам и просчетам с его стороны, которые потом исправить будет крайне сложно.

Обучение подростка: развитие положительных качеств

Прежде всего необходимо развить организованность, способность разумно управлять своим временем, прививать умение определять перед собой реалистичные цели и определять пути их достижения. Очень важно, чтобы подросток не опускал рук при столкновении с неудачами и провалами. Он должен понимать, что ничто не дается сразу, приходится преодолеть много трудностей, прежде чем добиться желаемого.

В этом возрасте старшеклассники очень чувствительны к критике в свой адрес. Они не могут понять, что отвергаются их отдельные поступки, а не они как личность в целом. Следовательно, порицание должно быть направлено именно на какой-то поступок, а не на них.

Ребенок должен научиться анализировать свое поведение, действи. Ведь в подростковом возрасте формируется способность к рефлексии. Основные его переживания связаны именно с открытием, познанием собственного внутреннего мира. Он старательно пытается найти ответы на такие вопросы, как: «Кто я?», «Какое место займу в этой жизни?», «Каковы мои достоинства?».

  1. Признайте его право на собственное мнение и самостоятельность (в разумных пределах).
  2. Воздержитесь от нотаций. Они никак не воспринимаются им, впрочем, как и любым другим человеком, прекрасно знающим как необходимо поступать. Это лишь увеличит дистанцию между вами.
  3. Учитесь уступать и находить общие точки соприкосновения. Будьте гибкими в процессе поиска компромисса, но если то или иное решение уже было вами принято, оставайтесь непреклонны.
  4. Постарайтесь не употреблять обидных высказываний в сторону ребенка, которые могут, словно ярлыки закрепиться в его сознании.Одна из основных задач подросткового кризиса состоит в его самоутверждении, в познании себя. Цель этой внутренней ломки состоит в обретении личностной автономии, способности не просто принимать решения, но и отвечать за них. Подростковый возраст – своего рода связующее звено меж детством и этапом взрослости, поэтому развитие личности подростка особо-важный аспект, на который стоит бросить все силы, чтобы ваше чадо выросло здоровым и счастливым человеком!

В качестве основных приобретений данного возраста выступают:

  • Чувство взрослости;
  • Формирование самосознания;
  • Тяга к другому полу;
  • Половое созревание;
  • Развитие волевых качеств;
  • Склонность к рефлексии;
  • Потребность в самоопределении и самосовершенствовании.

Подростковый кризис: что нужно ребенку?

Итак, сгладить и предупредить негативные последствия подросткового кризиса поможет правильно выбранная родителями позиция. Безусловно, ваше чадо еще ни морально, ни психологически, ни материально не готово нести полную ответственность за свою жизнь. Однако расширить степень автономности можно.

Еще лучше, если вы до наступления открытых проявлений подросткового кризиса, сумеете перестроить отношения с вашим ребенком на основе взаимного уважения, доверия и любви.

Что делать, если ребенок вышел из-под контроля

Контроль должен быть незаметным и ненавязчивым, и он работает до определенного возраста, лет 14-15, далее контроль будет вызывать только сопротивление, а то и открытую агрессию. В старшем подростковом периоде психологи советуют только развивать ответственность. Подросток уже сам отвечает за свой выбор, свои поступки. Родитель может только рекомендовать, советовать.

Если подросток с трудом поддается контролю необходимо:

  • Наладить совместные действия родителей и учителей. Главное решать проблему вовремя, а не прятаться от нее;
  • Привлечь инспекторов по делам несовершеннолетних, когда проблема серьезная и своими силами решить невозможно;
  • Изучить и начать следовать программе реабилитации для подростков с различными зависимостями.

Психологи сходятся во мнениях, что в особо тяжелых случаях (наркомания, алкоголизм, уголовные преступления), уже очень сложно изменить ситуацию к лучшему без моральных и материальных потерь.

Вывод

Путь к становлению долог, но чтобы ваш ребенок преодолел его с гордо поднятой головой, трудиться приходится родителям. Именно воспитание, правильные интересы и компании, помогут сформировать характер и подарить обществу еще одного прекрасного человека.

Развитие личности подростка - это основа, без которой невозможно жить и быть счастливым. Пользуйтесь только правильными советами и пусть ваш ребенок радует и уважает вас!

Фото: Olga Yastremska / Depositphotos

Классический образ подростка - это образ эгоиста и бунтаря. От подростков обществу одни беды. Лучше бы дети сразу превращались во взрослых без переходных периодов… Именно такие рассуждения можно услышать от взрослых людей, включая родителей самих подростков. Однако именно в подростковом возрасте люди обладают важными особенностями, которой уже нет у взрослых и ещё нет у детей. Они менее равнодушны к друг другу, более щедры и охотнее вносят вклад в общее дело.

Эндрю Дж. Фулиньи, профессор психиатрии и психологии из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, изучает вопросы развития и специализируется на подростковом возрасте. Он считает, что желание помогать и участвовать в общих делах - это фундаментальная потребность людей подросткового возраста.

Исследования в Нидерландах показали, что подростки в возрасте от 9 до 18 лет будут отдавать своим друзьям значительные для них суммы денег в 50–75% случаев. Для помощи незнакомым людям подростки будут выделять от 30 до 50% собственных ресурсов. В такой же ситуации взрослые готовы отдавать только 30% своих ресурсов. В другом, уже американском, исследовании подростки готовы были безвозмездно потратить на членов семьи ⅔ своего времени.

Подростков можно назвать социальной группой, призванной помогать окружающим. Крайне важно, чтобы взрослые члены общества создавали условия для удовлетворения этой базовой подростковой потребности. Если в семье есть младшие дети, пусть подросток помогает им с домашним заданием. Если в городе существует волонтёрское движение, члены которого помогают одиноким пенсионерами, подскажите подростку, чтобы он принял в этом участие. Возможность помогать кому-то, отдавая свои ресурсы, включая силы, время или деньги, сделает из вашего взрослеющего ребёнка хорошего человека.

Помните такую штуку - письмо себе 16-летнему? Когда взрослые дяди и тети пишут самим себе в прошлое о том, чего делать не стоило, а на что надо было б подналечь. Выбрали из книг советы, которые подросток может прочитать сейчас, не дожидаясь, пока набьет себе десяток шишек.

Почаще говори «нет»

Если ты не хочешь чего-то делать, скажи об этом, не оправдываясь и не пускаясь в объяснения. Нет времени помочь с учебой «по дружбе» - ничего страшного. Не хочешь идти в гости, потому что устал, завтра рано вставать или сегодня просто - значит, не ходи. Если на все соглашаться, хотя на самом деле хочется отказаться, будет не хватать времени на то, чтобы сосредоточиться на своих делах. Это может вызвать стресс и негативные эмоции.

Человек, не умеющий отказывать, часто испытывает чувство вины - а это не способствует счастью! Если ты из тех, кто не может сказать «нет», поверьте в людей, которые тебя окружают, - помни: настоящие друзья и хорошо знающие тебя люди никогда не обидятся, если ты им откажешь. И их отношение к тебе не изменится. Отделяй свои желания от чужих

Важно понимать, когда ты чего-то хочешь - это твое желание или навязанное другими. Будешь ли ты чувствовать счастливее, когда это сделаешь. Тогда твои собственные желания никогда не будут попыткой угодить людям со стороны. Иначе всю жизнь будешь идти за чужими установками и, что еще хуже, пытаться им соответствовать. Самое сложное в этой истории - научиться отделять свое от чужого и выключить бесконечные голоса других в голове. Потому что они всегда уводят нас от истинных целей.

Упражнение: когда тебе приходит в голову мысль, отслеживай, чьим голосом она озвучена. Ты удивишься, как часто свои мысли озвучивают голоса мам, сестер и других близких людей. Но в твоей голове должен быть только твоей голос.

Работать все равно придется

Люди хотят много и сразу: разбогатеть, похудеть, прославиться, стать сильными, успешными и красивыми. На этом построены целые индустрии. Все это попахивает жульничеством. Легких путей нет, это обман. И лучше это принять сразу.

Все люди, которые в этой жизни чего-то добиваются:

  • честно и страстно делают свое дело,
  • много работают, не поднимая головы,
  • стараются изменить мир вокруг себя,
  • много работают, не поднимая головы,
  • понимают, что все зависит только от них,
  • и поэтому много работают, не поднимая головы.

Любой видимый и заметный результат человека - это результат долгосрочного инвестирования и многих тысяч часов работы. Любой миллионер, актер-«оскароносец», олимпийский чемпион, прославленный режиссер, нобелевский лауреат и другой признанный человек потратил много лет жизни, чтобы прийти к своему пьедесталу.

Не все знают, как приятно отдавать и делиться, а ведь именно это главный источник оптимизма в мире. Запомни: когда ты отдаешь, то приносишь пользу прежде всего себе. Становитесь счастливее и чувствуешь себя лучше.


Иллюстрация из книги «Счастливый год»

Делиться можно не только деньгами и вещами. Самый ценный дар - время, посвященное служению окружающим, готовность выслушать и уделить внимание. В современном мире идея служения может показаться старомодной, но это нечто гораздо большее, чем эпизодические добрые дела. Способность скромно служить окружающим, забыв о своем эго, делает нас смиренными, менее зацикленными на своем «я», учит видеть хорошее в людях.

Не верь всему, что написано. Особенно в интернете

Критическое мышление защитит тебя от многих неприятных ситуаций. Каждый раз, когда ты слышишь что-то от людей, что касается важной для тебя темы или может заставить тебя изменить свое мнение, спрашивай себя: «А почему я считаю, что это истина? Может ли это быть неправдой? Есть ли где-то объективные доказательства?»

Возьмем для примера соцсети: там выложена личная информация о людях, но в реальной жизни они могут оказаться совсем иными. Вероятно, и факты, изложенные черным по белому на экране, выглядят убедительнее. Но это может быть далеко от действительности. И твоя задача - научиться распознавать обман.

Очень сложно понять, когда пора сделать выбор. Это касается как простых бытовых вещей, когда ты обходишь десятый магазин в поиске подходящих туфель, так и серьезных вопросов - стоит ли вступать в отношения с этим человеком или поискать еще. Если продолжать вести себя так же, можно потратить много траты времени и сил и упустить уйму возможностей.

Это как если переключать радиостанции в поисках любимой музыки. Вместо того чтобы просто послушать хорошую песню, мы перебираем радиоволны в ожидании чего-то выдающегося: вдруг следующей окажется как раз та заветная композиция, и наше терпение окупится? Однако нам не дано этого знать.


Каждый день мы преодолеваем препятствия. Главное, понять, есть ли в этом смысл, -

Правило отмены действий уберегает от бездумного поведения: не применив его, погибла экспедиция на Эверест Скотта Фишера, а ведь можно было просто повернуть назад! Обычно нам трудно прекратить искать что-либо, однако неизмеримо труднее аннулировать уже вложенные в данный поиск время, энергию или другие ресурсы. В этих случаях имей мужество сказать себе: «Хватит!»

Принимай самого себя, но и не забывай анализировать поступки

Быть другом самому себе - очень важное умение. Предположим, ты совершил поступок, о котором сожалеешь или которого стыдишься, и теперь упрекаешь сам себя. Самопринятие не отрицает реальность, не заявляет, что неправильное на самом деле правильно, но подвергает анализу то, что случилось. Мозг начинает искать ответ на вопрос: «Почему?» Он желает знать, почему нечто неверное или недостойное ощущалось как желательное, адекватное или даже необходимое в момент совершения.

Принимая нежелательное поведение, сострадательный интерес не поощряет его, но снижает вероятность повторения.

Понять - не значит оправдать. Ты можешь осудить совершённое тобой действие и все же проявить сострадательный интерес к вызвавшим его мотивам. То есть отнестись к себе по-дружески. Это не имеет ничего общего с попытками найти отговорки, рациональные оправдания и уйти от ответственности. Только после того, как ты принимаешь на себя ответственность за содеянное, можешь двигаться дальше - вглубь реальности. Например, друг говорит: «Это было недостойно тебя. А теперь ответь: чем ты руководствовался, поступая так?». Тот же вопрос себе мы можем (и должны) задавать себе сами.

Как часто мы оглядываемся назад и понимаем, что все могло бы быть по-другому. И наступает пора сожаления. Чтобы это как можно реже случалось с вашими детьми, старайтесь донести до них уроки, которые преподала вам жизнь. Учиться на чужих ошибках безопаснее всего.

«Подростковый возраст характеризуется гормональной перестройкой организма, в этот период усиливается работа сальных желез, - объясняет Александр Прокофьев, эксперт La Roche-Posay. - Следствием могут стать проблемы с кожей и склонность к акне».

По статистике, именно акне часто вызывает стресс у подростков. © Getty Images

Тинейджеры часто стыдятся прыщей, избегают общения со сверстниками, начинают замыкаться в себе. Решить проблемы поможет врач и, конечно, грамотный уход.

Еще одна проблема, которая может беспокоить в подростковом возрасте, - аллергические реакции или признаки атопического дерматита. «Конечно, при таких проявлениях надо находиться под наблюдением дерматолога, чтобы при необходимости своевременно проводить медикаментозное лечение, - предупреждает Прокофьев. - В качестве базового ухода применяются эмоленты - средства, увлажняющие кожу и восстанавливающие ее гидролипидный защитный слой».

Как ухаживать за кожей в подростковом возрасте

Вопрос, который волнует всех родителей, - когда подбирать подростку средства для системного ухода. Эксперт Vichy Елена Елисеева отвечает на него так: «Косметологи считают, что начинать ухаживать за кожей стоит уже c 14 лет с помощью увлажняющих средств. Вообще косметический «рацион» подростка относительно небогат: ему пригодятся средство для умывания в формате геля или пенки, базовый увлажняющий уход (как правило, в этом возрасте никто не делит продукты на дневные и ночные), а также солнцезащитное средство».

«Не стоит забывать о защите от солнца. Солнцезащитное средство с SPF 25–30 надо применять в качестве дневного ухода летом, на море заменяя его на продукт с SPF 50. После 14 лет ребенку можно спокойно покупать взрослый продукт с SPF».

«Подросткам нужно выбирать косметику, которая бережно очищают кожу, не обезжиривая и не пересушивая ее. Средства не должны содержать масла, так как они могут закупоривать поры и способствовать образованию комедонов», - объясняет Марина Каманина, эксперт Garnier.


На всякий случай: по закону косметическая продукция предназначается для людей с 14 лет (сюда не входят детские продукты). © Getty Images

Уход за нормальной кожей подростков

Как и в любом возрасте, составлять схему ухода нужно, исходя из типа кожи и имеющихся проблем. При нормальной коже без высыпаний и склонности к акне, по словам Елены Елисеевой, уход может выглядеть таким образом.

Очищение

Очищающие средства лучше выбирать мягкие. При этом основа должна достаточно хорошо пениться: молодые люди редко разбираются в бессульфатных средствах и не понимают сывороточных и двухфазных текстур. Подросток может запросто «недосмыть» такое средство и в итоге получить раздражение, а заметную пену он постарается удалить полностью.

Приветствуются ингредиенты с успокаивающим действием (экстракт календулы, аллантоин, бисаболол). А вот кислоты при нормальной коже не особенно нужны.

Увлажнение

Увлажняющий крем лучше подобрать с легкой текстурой и составом, повышающим барьерно-защитные силы кожи. Эпидермис полностью формируется к 11–12 годам, но этот процесс индивидуален, и важно поддержать нормальную изолирующую функцию кожи. В состав средства могут входить глицерин, гиалуроновая кислота или хитозан, а также керамиды и легкие масла (например, виноградной косточки). Слишком питательная текстура не требуется.

Совершенно точно не стоит наносить на лицо подростка детский крем. Состав на основе ланолина и силиконов предназначен для изоляции сухой кожи от ткани подгузника, а не для ухода за насыщенной сальными железами кожей лица.

Уход за проблемной кожей подростков

Очищение


«Для умывания проблемной кожи выбирайте гели, которые смогут устранить загрязнения, очистить поры, удалить избыток кожного сала», – говорит Александр Прокофьев. © Getty Images

По мнению Елены Елисеевой, кроме очищающего геля на основе кислот, в программе ухода должен присутствовать тонизирующий лосьон для восстановления рH кожи. В его состав обычно включают небольшой процент спирта, а также кислоты, дезинфицирующие и успокаивающие компоненты.

    кислоты: салициловую, гликолевую или комплекс фруктовых;

    матирующие и себорегулирующие добавки, например, соли цинка и меди;

    дезинфицирующие и противовоспалительные ингредиенты.

«При обращении к врачу подросткам с акне могут назначить лекарственные препараты на основе адапалена, бензоил пероксида, азелаиновой кислоты, антибиотиков, - предупреждает Елисеева. - Важно, чтобы крем, используемый в момент применения препарата, оптимально увлажнял кожу: он не должен содержать масел, но может включать гиалуроновую кислоту, глицерин, экстракты водорослей и алоэ, а также успокаивающие ингредиенты - термальную воду, аллантоин, мадекассосид».

При проблемной коже не помешают маски на основе белой глины с добавлением растительных экстрактов и кислот. А вот популярные маски-пленки при наличии гнойничков лучше не использовать.

Фотозащита

Врачи-дерматологи настаивают: при проблемой коже важно тщательно защищать кожу от ультрафиолета и не советовать подростку подставить лицо солнцу, чтобы «подсушить прыщи». После воздействия солнечных ванн кожа и правда выглядит лучше, но через некоторое время, как только исчезнет вызванный ультрафиолетом гиперкератоз, возникнет обострение.

Солнцезащитное средство должно быть адаптировано для проблемной кожи и иметь фактор не ниже SPF 30.

Обзор средств

К базовому уходовому арсеналу: очищение + увлажнение + защита от солнца - в подростковом возрасте довольно часто требуется корректирующая косметика против высыпаний.

Очищение



Очищающий пенящийся гель для жирной кожи Effaclar, La Roche-Posay содержит пидолат цинка, известный своим противовоспалительным действием. Эффективно удаляет с кожи грязь и кожное сало.


Очищающий гель для нормальной и жирной кожи лица и тела, CeraVe без мыла, отдушки, сульфатов и парабенов избавляет от загрязнений и излишков себума.


Тонизирование


Очищающий лосьон, сужающий поры, Normaderm, Vichy подходит для чувствительной кожи. Содержит салициловую кислоту, глицерин, термальную воду источников Виши и сделает все, чтобы завершить процесс очищения максимально мягко и обеспечить легкий пилинг-эффект.


Очищающий тоник «Чистая кожа» против черных точек, Garnier помогает предотвратить возникновение черных точек, матирует, визуально уменьшает поры - и все благодаря салициловой кислоте и цинку в составе.

Увлажнение


Ежедневный гель-сыворотка для кожи, подверженной агрессивным внешним воздействиям, Mineral 89, Vichy способствует восстановлению барьерной функции кожи и увлажняет за счет высокой концентрации термальной воды 89% и гиалуроновой кислоты.


Ежедневный уход для чувствительной и склонной к аллергии кожи Toleriane Ultra, La Roche-Posay подойдет для тех, кто страдает от атопического дерматита. Благодаря нейросенсину успокаивает кожу и позволяет избежать покраснения и раздражения.

В. А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого:

«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».

Эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый должен понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним.

Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника. Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и взрослеющего человека (один уже имеет определенный круг обязанностей и вытекающие из них права; другой еще только стремится получить эти права, имея довольно смутные представления об обязанностях), но и той особой психологической функцией, которую должен выполнять взрослый. Взрослый - друг-руководитель. Его задача - помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых.

Наличие взрослого друга - важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка в самый трудный период его жизни. В семье, в школе, в каких-то других сферах общения - ведь он ищет такого друга! А где он его найдет, кем тот окажется, во многом зависит от того, какова атмосфера в семье.

Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми. При этом у них должны быть общие интересы, увлечения. Взрослый может приобщить подростка к своим занятиям и интересам или разделить интересы и увлечения самого подростка.

В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, и дети лучше узнают своих родителей. Подросток постигает сложный духовный мир взрослых, глубину их мыслей и переживаний, учится чуткому и заботливому отношению к людям.

Многое давая ребенку, родители вправе много и спрашивать с него. Он может и должен быть внимателен ко всем членам семьи.

Ошибку совершают те родители, которые, боясь перегрузки детей в учении, освобождают их от каких-либо обязанностей в семье. Это крайность, приводящая, как правило, к нежелательным последствиям: развиваются эгоизм, пренебрежение к труду. Расширяя обязанности подростка, нельзя забывать о том, что он должен иметь в семье и определенный, более широкий, чем младший школьник, круг прав. Подросток может участвовать в обсуждении семейных и общественных дел, в разговорах и беседах о литературе, искусстве. Уважительно относитесь к его мнению. Если он заблуждается, поспорьте с ним, но не отмахивайтесь: «Мал еще рассуждать об этом!».

В подростковом возрасте возникает повышенный интерес к внутреннему миру человека, к его чувствам и переживаниям. Подросток стремится ответить на вопрос: что значит быть взрослым? Он проводит параллели между своими поступками и поведением взрослых, начинает нетерпимо относиться к тому, на что раньше не всегда обращал внимание: к действительным или мнимым попыткам взрослых ущемить его достоинство или право, к тону приказа или излишнему проявлению родительской нежности. Его может обидеть как то, так и другое.

Подростки зорко подмечают отдельные промахи и недостатки взрослых. При этом они непосредственны и искренни; и если мы, взрослые, честно признаемся в своей ошибке, а при надобности и извинимся, то авторитет наш нисколько не пострадает.

Поскольку подростковый возраст - это период интенсивного формирования самооценки, очень важно, чтобы в семье правильно относились к успехам и возможностям ребенка. Если захваливание ведет к самоуверенности и зазнайству, то недооценка возможностей и способностей подростка может привести к развитию пассивности, замкнутости, неуверенности в себе.

Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Умейте выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить, если ошибается. Требования, предъявляемые подростку, должны быть разумно аргументированы.

Откровенность, доверие должны быть взаимными, только тогда между вами и подростком не будет стены недомолвок, тайн, непонимания.