Петрозаводская губа онежского озера карта. Грязные губы онего

Климат

Обычно покрывается льдом в ноябре-декабре, вскрывается в начале мая. В сентябре-ноябре часты штормы, часто оканчивающиеся разрушением прибрежных построек, судов. Известны штормы 1841 , 1880 , 1903 , 1923 1935 , 1973, 1975, 1977, 2008 . Штормы и бури в другое время года более редки, однако, известен случай шторма 21 июля 1860 года, в результате которого затонула лодка с 6 горожанами и нанесены повреждения общественной пристани .

Острова

  • Небольшой островок искусственного происхождения около бывшего завода «Авангард».

Все острова относятся к территории Петрозаводска.

Банки и рифы

  • Банка Зимник с наименьшей глубиной 2 м находится в 3 милях от мыса Шуйнаволок.
  • Риф Шуйнаволокский находится неподалеку от мыса Шуйнаволок, рядом с Заячьей губой.

Пирсы и пристани

Петрозаводская губа Онежского озера

Маяки

Буксировка лихтера финской постройки

С 1920-х годов имелись водные линии внутри Петрозаводской губы - пассажирская пристань - Пески - Соломенное (до 1962 года), пассажирская пристань - Чёртов стул (линия выходного дня, до середины 1977 года), пассажирская пристань - Зимник (до 2005 года) - Бараний Берег (до 2009 года).

В 1960 году в губе появляется первое скоростное судно на подводных крыльях - «Ракета », с 1964 года - «Метеоры », с 1966 года - «Кометы », с 1986 года - «Колхиды ». В настоящее время действуют скоростные водные линии на Кижи , Сенную губу, Великую губу и Шалу.

В послевоенное время были широко развиты прогулочные рейсы по Петрозаводской губе на водоизмещающих и скоростных судах, в настоящее время практически полностью прекращённые.

Имеется несколько пристаней для частного маломерного флота, яхт и небольших гидропланов .

История внутригородских пассажирских водных линий в пределах губы

До 1920-х годов осуществлялись нерегулярные прогулочные рейсы на пароходах до Соломенного, часто благотворительного характера со сбором средств на помощь детям-сиротам, военнослужащим и т. п., также в 1910-х годах пароход, принадлежащий лесозаводу в Соломенном, перевозил из города на завод и обратно рабочих этого завода. С начала 1923 года Северо-Западным речным пароходством была открыта линия от пассажирской пристани до Соломенного, на ней работал пароход «Шиповка», с 1925 года часть рейсов была продлена по Логмозеру до Шуи .

С 1928 года на линии работал пароход «Кудама», в это же время на линии стали осуществляться рейсы с заходом на пристань Зимник, а также рейсы выходного дня до пристаней Пески и Чёртов Стул (как пароходов СЗРП, так и мотолодок Карельского ОСВОДа - озерных трамваев «Советская Карелия» и № 2) .

В зимнее время, с февраля 1929 года по льду Петрозаводской губы была открыта автобусная линия на Соломенное, рейсы осуществлялись до постройки дороги на Соломенное.

С конца 1920-х годов на линии работал грузопассажирский пароход «Рабочий вождь» (позднее имевший названия с 1933 г. - «Нуортева», с 1938 г. - «Онежец»). В 1930-х годах на линии также дополнительно ходили пароходы «Роза Люксембург» и «Петрозаводск»

Летом 1941 году Беломорско-Онежским пароходством была обустроена пристань «Пески» с организацией пассажирского павильона и билетных касс, однако в связи с началом Великой Отечественной войны и малым пассажиропотоком регулярное движение до пристани было прекращено.

В послевоенное время с 1945 года на линии Петрозаводск - Соломенное - Зимник работал пароход Беломорско-Онежского пароходства «Нарва», которого сменил в 1946 года полученный по репарациям от Финляндии «Джамбул». Пароход также стал заходить на пристань Бараний Берег .

В 1959 году на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег стал работать катер «Окунь», а с 1960-х годов - теплоходы «Лермонтов», «Днепро-Буг», Ом-337 и Ом-344 типа «Ом», Мо-94, М-172.

В 1960-1962 году существовала услуга пятиместных катеров-такси, осуществлявших рейсы по маршрутам Петрозаводск-Бараний Берег, Петрозаводск-Зимник, Петрозаводск-Чертов Стул, Петрозаводск-Соломенное.

В 1962 году линия Петрозаводск-Соломенное была закрыта в виду убыточности. Причал и пассажирский павильон из Соломенного перевезены на Чёртов Стул, куда стали осуществляться рейсы выходного дня (до 1977 года).

Существовали планы строительства новых пассажирских пристаней в Сайнаволоке и на Ключевой с организацией круговой линии выходного дня Сайнаволок - Ключевая - Водный вокзал - Пески - Соломенное - Чертов Стул - Зимник - Бараний Берег - Сайнаволок.

Также в 1960-1970-е годы дополнительные рейсы на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег обслуживали служебные теплоходы «Мезень», «Спутник» и «Клайпеда» .

С конца 1970-х годов на линии работал также теплоход «Беломорье» (тип «Александр Грин») - на круговой линии водный вокзал-Зимник-Бараний Берег - водный вокзал. С 1985 года его сменил «Московский-2». В 1990-х годах на линии работал также служебно-вспомогательный «Капитан Заонегин» .

В 2004 году рейсы на Зимник были прекращены в связи с уничтожением причала стихией, сохранилась лишь линия на Бараний Берег.

В 2006 году ТК «Беломорско-Онежского пароходства» планировало организацию рейсов на Зимник на судне на воздушной подушке «Хивус-10-70», однако было сделано лишь несколько рейсов . В 2008 году линию вместо «Московского-2» стало обслуживать судно «Беломорье», в 2009 году - «Кижское ожерелье» («Московский-23»). В 2010 году внутригородская водная линия водный вокзал - Бараний Берег была окончательно закрыта в связи с отказом ООО «Карелияфлот» от ранее взятых обязательств осуществлять перевозки. С закрытием данной линии регулярные пассажирские перевозки внутри губы были прекращены .

В настоящее время из пассажирских пристаней в Петрозаводской губе (за исключением причалов водного вокзала) сохранен причал Бараний Берег в неудовлетворительном состоянии .

Использование

С 1930-х годов по 1977 год в акватории Петрозаводской губы действовал гидропорт, до 1980-х годов - ледовая площадка для самолетов типа Ан-2 .

Раньше существовал промысел рыбы рядом рыболовецких колхозов Прионежского район, в настоящее время - только любительское рыболовство.

Зимой губа активно используется любителями зимних видов спорта.

Пляжи и места отдыха

На берегах губы находятся популярные пляж Пески и места отдыха - Бараний Берег, Сайнаволок , Чёртов Стул.

Памятные события и места

  • Место крушения 25 августа 1932 года моторной лодки с рабочими, направлявшимися на дровозаготовки на Бараний Берег. Погибло 6 человек, в том числе 4 иностранных рабочих. 4 человека спас пришедший на помощь катер «Основа».
  • Место гибели баржи с эвакуируемыми жителями Петрозаводска. В сентябре 1941 года баржа, буксируемая пароходом «Кингисепп» , подверглась в районе Ивановских островов огню финской батареи, погибло более 100 человек.
  • Место высадки десанта Онежской военной флотилии 28 июня 1944 г.
  • Буря 1977 года - пострадал Петрозаводский гидропорт и гидросамолеты, явилась одной из причин ликвидации порта.

Залив вытянут с северо-запада на юго-восток. Отделён в восточной части от залива Большое Онего Ивановскими островами и сообщается на юго-востоке с центральной частью Онежского озера проливом шириной 2 км и глубиной 23 м. Берега губы высокие, мало изрезаны, у песков пологие.

Губа вдаётся в западный берег Онежского озера между мысом Деревянский в районе села Деревянное и мысом Шуйнаволок на полуострове Баранний Берег. В Петрозаводскую губу впадают реки Лососинка , Неглинка , Сельгская Речка (Удега), Студенец (Сулажгорка), Вилда, Большой и Каменный ручьи. Также приток осуществляется из озера Логмозера , соединённого с заливом Соломенским проливом.

Губа служит промышленным, транспортным и рекреационным целям жителям Петрозаводска, из её вод осуществляется водозабор для нужд города. Максимальные глубины - более 25 м.

Климат

Залив обычно покрывается льдом в начале декабря, вскрывается в начале мая. В сентябре-ноябре часты штормы, часто оканчивающиеся разрушением прибрежных построек, судов. Известны штормы 1841 , 1880 , 1903 , 1923 1935 , 1973, 1975, 1976 , 1977, 1987 , 2008 . Штормы и бури в другое время года более редки, однако, известен случай шторма 21 июля 1860 года, в результате которого затонула лодка с 6 горожанами и нанесены повреждения общественной пристани .

Острова

  • Небольшой островок искусственного происхождения около бывшего завода «Авангард».

Эти острова относятся к территории Петрозаводска.

Банки и рифы

  • Банка Зимник с наименьшей глубиной 2 м находится в 3 милях от мыса Шуйнаволок.
  • Риф Шуйнаволокский находится неподалеку от мыса Шуйнаволок, рядом с Заячьей губой.

Пирсы и пристани

Маяки

С 1920-х годов имелись водные линии внутри Петрозаводской губы - пассажирская пристань - Пески - Соломенное (до 1962 года), пассажирская пристань - Чёртов стул (линия выходного дня, до середины 1977 года), пассажирская пристань - Зимник (до 2005 года) - Бараний Берег (до 2009 года).

В 1960 году в губе появляется первое скоростное судно на подводных крыльях - «Ракета », с 1964 года - «Метеоры », с 1966 года - «Кометы », с 1986 года - «Колхиды ». В настоящее время действуют скоростные водные линии на Кижи , Сенную губу, Великую губу и Шалу.

В послевоенное время были широко развиты прогулочные рейсы по Петрозаводской губе на водоизмещающих и скоростных судах, в настоящее время практически полностью прекращённые.

Имеется несколько пристаней для частного маломерного флота, яхт и небольших гидропланов .

История внутригородских пассажирских водных линий в пределах губы

До 1920-х годов осуществлялись нерегулярные прогулочные рейсы на пароходах до Соломенного, часто благотворительного характера со сбором средств на помощь детям-сиротам, военнослужащим и т. п., также в 1910-х годах пароходы «Соломенка», принадлежащий лесозаводу в Соломенном, и пароход «Неглин», принадлежащий лесозаводу «Олония» на острове Неглин, перевозили из города на заводы и обратно рабочих этих заводов.

С начала 1923 года Северо-Западным речным пароходством была открыта линия от пассажирской пристани до Соломенного, на ней работал пароход «Шиповка», с 1925 года часть рейсов была продлена по Логмозеру до реки Шуя .

С 1928 года на линии работал пароход «Кудама», в это же время на линии стали осуществляться рейсы с заходом на пристань Зимник, а также рейсы выходного дня до пристаней Пески и Чёртов Стул (как пароходов СЗРП , так и мотолодок Карельского ОСВОДа - озёрных трамваев «Советская Карелия» и № 2) .

В зимнее время, с февраля 1929 года по льду Петрозаводской губы была открыта автобусная линия на Соломенное, рейсы осуществлялись до постройки дороги на Соломенное.

С конца 1920-х годов на линии работал грузопассажирский пароход «Рабочий вождь» (позднее имевший названия с 1933 г. - «Нуортева», с 1938 г. - «Онежец»).

В 1930-х годах на линии также дополнительно ходили пароходы «Роза Люксембург» и «Петрозаводск»

В конце 1950-х годов действовала прогулочная линия по Петрозаводской губе, на которой работал катер «Комсомолец», принадлежащий Петрозаводскому парку культуры и отдыха. Он отправлялся от причала ПКиО .

В 1959 году на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег стал работать катер «Окунь», а с 1960-х годов - теплоходы «Лермонтов», «Днепро-Буг», Ом-337 и Ом-344 типа «Ом», Мо -94, М-172.

В 1960-1962 году существовала услуга пятиместных катеров-такси, осуществлявших рейсы по маршрутам Петрозаводск-Бараний Берег, Петрозаводск-Зимник, Петрозаводск-Чертов Стул, Петрозаводск-Соломенное.

В 1962 году линия Петрозаводск-Соломенное была закрыта в виду убыточности. Причал и пассажирский павильон из Соломенного перевезены на Чёртов Стул, куда стали осуществляться рейсы выходного дня (до 1977 года).

Существовали планы строительства новых пассажирских пристаней в Сайнаволоке и на Ключевой с организацией круговой линии выходного дня Сайнаволок - Ключевая - Водный вокзал - Пески - Соломенное - Чертов Стул - Зимник - Бараний Берег - Сайнаволок.

Также в 1960-1970-е годы дополнительные рейсы на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег обслуживали служебные теплоходы «Мезень», «Спутник» и «Клайпеда» .

С конца 1970-х годов на линии работал также теплоход «Беломорье» (тип «Александр Грин») - на круговой линии водный вокзал-Зимник-Бараний Берег - водный вокзал. С 1985 года его сменил «Московский-2». В 1990-х годах на линии работал также служебно-вспомогательный «Капитан Заонегин» .

В 2004 году рейсы на Зимник были прекращены в связи с уничтожением причала стихией, сохранилась лишь линия на Бараний Берег.

В 2006 году ТК «Беломорско-Онежского пароходства» планировало организацию рейсов на Зимник на судне на воздушной подушке «Хивус-10-70», однако было сделано лишь несколько рейсов . В 2008 году линию вместо «Московского-2» стало обслуживать судно «Беломорье», в 2009 году - «Кижское ожерелье» («Московский-23»). В 2010 году внутригородская водная линия водный вокзал - Бараний Берег была окончательно закрыта в связи с отказом ООО «Карелияфлот» от ранее взятых обязательств осуществлять перевозки. С закрытием данной линии регулярные пассажирские перевозки внутри губы были прекращены .

В настоящее время из пассажирских пристаней в Петрозаводской губе (за исключением причалов водного вокзала) сохранён причал Бараний Берег в неудовлетворительном состоянии .

Использование

С 1930-х годов по 1977 год в акватории Петрозаводской губы действовал гидропорт, и небольшая гидроавиаплощадка в Сайнаволоке, до 1980-х годов - ледовая площадка для самолётов типа Ан-2 .

Раньше существовал промысел рыбы рядом рыболовецких колхозов Прионежского района , в настоящее время - только любительское рыболовство.

Зимой губа активно используется любителями зимних видов спорта.

Пляжи и места отдыха

На берегах губы находятся популярные среди горожан пляж Пески и места отдыха - Зимник, Бараний Берег, Сайнаволок , Чёртов Стул.

Памятные события и места

  • Место крушения 25 августа 1932 года моторной лодки с рабочими, направлявшимися на заготовку дров на Бараний Берег. Погибло 6 человек, в том числе 4 иностранных рабочих. Четверых человек спас пришедший на помощь катер «Основа».
  • Место гибели баржи с эвакуируемыми жителями Петрозаводска. В сентябре 1941 года баржа, буксируемая пароходом «Кингисепп» , подверглась в районе Ивановских островов огню финской артиллерийской батареи, погибло более 100 человек.
  • Место высадки десанта Онежской военной флотилии 28 июня 1944 года.
  • Буря 1977 года, в результате которой пострадал Петрозаводский гидропорт и гидросамолёты, явилась одной из причин ликвидации порта.
  • Музейный озёрный ледокол «Нева» проекта 16 типа «Дон» 1958 года постройки и музейный центр «Полярный Одиссей».

90 процентов всей акватории Онежского озера — это чистейшая вода высокого качества. Водоему, по мнению специалистов, удается сохранять свою первозданную чистоту. Это стратегический источник пресной воды, уверены ученые. Однако четыре процента акватории претерпевают очень сильные изменения. Это Петрозаводская и Кондопожская губы.

Так, например, сточные воды Кондопожского ЦБК, да и всего города бумажников, уже 80 лет сбрасываются в вершинную часть Кондопожской губы. Ученые Института водных проблем Севера КарНЦ РАН убеждены, что из-за деятельности ЦБК в экосистеме залива образовалась «мертвая зона»: на дне в районе выпуска стоков полностью отсутствуют донные животные.

Основоположник гидробиологических исследований озер Карелии — Сергей Герд. Он начал изучать водоемы сразу после войны. 13 сентября 1968 года в Петрозаводске появилась лаборатория гидробиологии (подразделение Института водных проблем Севера КарНЦ РАН). Сейчас заведующая этой лабораторией — доктор биологических наук Наталья Калинкина.

Герд заложил основные направления гидробиологии — изучение зоопланктона (это обитатели толщи воды) и бентоса (обитатели дна). Эти существа были взяты за основу потому, что они кормовая база рыб.

Главный объект внимания Института водных проблем Севера КарНЦ РАН — Онежское озеро.

Слева направо — основатель ихтиологических исследований Иван Правдин, завлабораторией гидробиологии КарЦН РАН Наталия Калинкина, Сергей Герд. Фото: Николай Смирнов

ЦБК на губе

«Мертвая зона» в Кондопожской губе возникла в 1970-х годах — дно в районе выпуска стоков ЦБК оказалось под слоем плохо разлагающихся отходов производства. Позже — в начале 1980-х — в Кондопоге начали строить очистные сооружения с глубинным рассеивающим выпуском сточных вод (в Онежское озеро). Тогда-то в губе и стало очень много фосфора (главный источник этого элемента, кстати, — стиральные порошки).

Фосфор стимулирует рост (а в больших количествах — обилие) водных растений и животных. Увеличение фосфора повлечет за собой вспышку численности микроводорослей, в том числе сине-зеленых. В воду начнут поступать токсичные продукты их жизнедеятельности. Все это гарантированно ухудшит качество воды и приведет к гибели рыбы. Иными словами, водоем состарится, на его месте образуется болото. Этот процесс называется эвтрофированием .

— Важно заметить, что загрязненная вода Кондопожской губы относительно изолирована от открытого Онежского озера. Во-первых, этому способствует узкая вытянутая форма залива. А во-вторых, дно Кондопожской губы имеет форму ковша, — рассказывает Наталия Калинкина.

Питье из реки

Петрозаводская губа от сточных вод страдает меньше Кондопожской. Их выброс производится в районе Сайнаволока. Там установлена станция биологической очистки — все сделано как нужно: в Онего выходят «условно-чистые воды».

— В Петрозаводской губе другая проблема: качество воды ухудшают тридцать ливневых стоков. Они никакой системой очистки не снабжены, — говорит Наталия Калинкина. — Например, несколько лет назад в ливневом стоке, который находится между улицами Московская и Мурманская, были обнаружены нефтепродукты. А ведь там рядом находится водозабор! В качестве временной меры против загрязнения озера на этом ливневом стоке администрация города поставила ловушку-отстойник.

Ученые уверены: место расположения петрозаводского водозабора выбрали неправильно. Он находится там, где проходят воды реки Шуи. Они, впадая в Онего, прижимаются к берегу, на котором стоит город. Воду Шуи сотрудники Института называют болотной, с низким качеством.

Институт водных проблем Севера еще в 1990-х рекомендовал перенести водозабор за пределы Петрозаводской губы — в район Ивановских островов. Там озерная вода гораздо чище, она бы требовала минимальной обработки, прежде чем попадать в квартиры горожан.

— При всех проблемах с качеством воды Петрозаводской губы положительным моментом можно считать высокую степень ее открытости. В отличие от Кондопожской, у нас происходит активный водообмен с открытым озером. Вода в Петрозаводской губе обновляется каждые четыре месяца. Это препятствует аккумуляции загрязнений, — добавляет Наталья Калинкина.

Форель — не только вкусно

В Институте водных проблем Севера КарНЦ РАН считают, что новой экологической проблемой Онежского озера может стать форель. Точнее, бесконтрольное развитие форелевых хозяйств в прибрежной зоне.

Сейчас треть всей товарной форели в Карелии выращивается в северо-западных заливах Онежского озера. Там уже более десяти форелевых хозяйств. Их деятельность, уверены ученые, должна находиться под строгим контролем.

— Форель выращивается в садках, скученно. Кормят ее органическими веществами, которые содержат в себе фосфор и азот. Эти вещества стимулируют все живое — водоросли, бентос и прочее. Разумеется, весь корм форель в садках не съедает, он попадает в водоем. Но много корма — это не всегда хорошо.

Для форелеводческих хозяйств большое значение имеет степень проточности водоема. Если проточность невысока, то быстрое накопление продуктов жизнедеятельности рыб и остатков корма может ухудшить качество воды в отдельном заливе, — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории гидробиологии Елена Теканова.

В Лахтинской бухте, например, после ухудшения качества воды форелевое хозяйство закрыли. Восстановление природных свойств воды и водных организмов произошло только через пять лет.

Ученые института считают, что то количество форелеводческих хозяйств, которое сейчас действует, не ухудшает качество воды Онежского озера. От них не нужно отказываться. С этой нагрузкой озеро пока справляется за счет внутренних способностей к самоочищению. Главное, не допустить их дальнейшего бесконтрольного появления. Ведь возможности озера нейтрализовать (утилизировать) эти загрязнения не безграничны.

Президент и Год экологии

В структуре Института водных проблем Севера КарНЦ РАН есть пять лабораторий, в том числе географии и гидрологии, гидрофизики, гидрохимии и гидрогеологии, гидробиологии, палеолимнологии. Ученые искренне беспокоятся за состояние Онежского озера, ежегодно проводят многодневные экспедиции. Они уверены, что пока проблемы Онего носят локальный и во многом обратимый характер.

Мария Сярки — старший научный сотрудник лаборатории гидробиологии Института водных проблем Севера, специалист по зоопланктону.

— Если просто: наша задача — выяснить, кто кого ест, кто отчего мрет, где именно это происходит и чем все это нам грозит. Мы недавно оценили в Онего кормовую базу рыб. Выясняли, какие уловы, не падают ли они. Так вот всем видам рыб еды хватает: и зоопланктона, и бентоса в Онего много — кормовая база в целом не изменилась за десятилетия. Поэтому если в нашем озере происходят какие-то изменения в составе рыбного населения, то вероятные причины тому — браконьерство или загрязнения.

Тем не менее сотрудники института уверены: Онежское озеро есть от чего защищать. Они часто цитируют слова президента Владимира Путина, который 20 ноября 2013 года на заседании Совета безопасности России обратил внимание чиновников на проблемы с обеспеченьем питьевой воды.

— Самое серьёзное внимание предстоит уделить восстановлению озера Байкал и водных ресурсов Ладожского и Онежского озёр — крупнейших резервуаров пресной воды. Отмечу, что ухудшение качества вод Ладожского и Онежского озёр может привести к проблемам с обеспечением питьевой водой всего Северо-Западного региона, — произнес президент.

Восстанавливать Ладогу и Онего, считают ученые, необходимо вкупе. Заниматься этим вопросом нужно на федеральном уровне, только на региональном невозможно: Онежское озеро, например, расположено на территории трех регионов.

Сейчас Законодательное собрание Карелии подготовило закон «Об охране Ладожского и Онежского озёр». Он уже находится на рассмотрении в Госдуме. Сотрудники института надеются, что в Год экологии его обязательно примут.

Петрозаво́дская губа́ - залив в северо-западной части Онежского озера на территории Республики Карелия. На северо-западном берегу залива расположен город Петрозаводск. До появления на берегу залива поселения, давшего название городу, залив назывался Соломенской губой или Соломялахта (карел. lahti - залив). Залив вытянут с северо-запада на юго-восток. Отделён в восточной части от залива Большое Онего Ивановскими островами и сообщается на юго-востоке с центральной частью Онежского озера проливом шириной 2 км и глубиной 23 м. Берега губы высокие, мало изрезаны, у песков пологие. Губа вдаётся в западный берег Онежского озера между мысом Деревянский в районе села Деревянное и мысом Шуйнаволок на полуострове Баранний Берег. В Петрозаводскую губу впадают реки Лососинка, Неглинка, Сельгская Речка (Удега), Студенец (Сулажгорка), Вилда, Большой и Каменный ручьи. Также приток осуществляется из озера Логмозера, соединённого с заливом Соломенским проливом. Губа служит промышленным, транспортным и рекреационным целям жителям Петрозаводска, из её вод осуществляется водозабор для нужд города. Максимальные глубины - более 25 м.

Залив обычно покрывается льдом в начале декабря, вскрывается в начале мая. В сентябре-ноябре часты штормы, часто оканчивающиеся разрушением прибрежных построек, судов. Известны штормы 1841, 1880, 1903, 1923 1935, 1973, 1975, 1976, 1977, 1987, 2008. Штормы и бури в другое время года более редки, однако, известен случай шторма 21 июля 1860 года, в результате которого затонула лодка с 6 горожанами и нанесены повреждения общественной пристани.

Неглинный (Калинина или Неглин) находится в акватории Петрозаводской губы в 0,6 км от берега, в створе ул. Краснодонцев. Второе название острова происходит от фамилии торгующего крестьянина-карела из д. Онгамуксы Спасопреображенской волости Алексея Калинина, владевшего до Октябрьской революции лесопильным производством, находившемся на острове. Впоследствии на острове находились производственные здания Петрозаводского концентрационного лагеря исправительных работ (1920-е годы), склады топлива и леса Беломорско-Онежского пароходства. В 1946 году работала водная линия Соломенное - Неглин остров. В настоящее время необитаем. На острове установлен навигационный знак и флаг России. Имеются проекты соединения острова и материка мостом с превращением его в рекреационую зону. Лойостров находится в акватории Петрозаводской губы, в 0,9 км от берега, южнее кварталов городских лесов. Ранее имелась пристань и склады топлива БОПа. На на юго-восточной оконечности острова установлен навигационный знак и флаг России. Необитаем. Были предложения об устройстве на острове историко-культурного центра. Ивановские острова лежат на выходе из Петрозаводской губы: Никольский. До революции на острове находилась часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая. Койвостров. Мудростров. Педай. Мадостров. Ивановский. Небольшой островок искусственного происхождения около бывшего завода «Авангард». Эти острова относятся…