Смешанное и искусственное вскармливание. Режим ребенка на искусственном вскармливании Сколько раз кормить ребенка при искусственном вскармливании

Людмила Сергеевна Соколова

Время на чтение: 8 минут

А А

Последнее обновление статьи: 01.05.2019

С появлением новорожденного у родителей возникает много вопросов. Пожалуй, самый часто задаваемый вопрос о правильном кормлении. Если по каким-либо причинам грудное кормление невозможно, то ребенка переводят на кормление молочной смесью. Сейчас на рынке присутствует много разнообразных адаптированных смесей. Хотя они содержат все необходимые вещества, но полного соответствия женскому молоку, конечно же, нет. Правила искусственного вскармливания несколько отличаются от естественного.

При выборе смеси необходимо посоветоваться с врачом педиатром, чтобы учесть возраст и особенности развития и здоровья малыша.

Режим кормления смесью

При кормлении смесью ситуация иная. Смесь тяжелее переваривается, дети часто теряют способность распознавать насыщение, имеют избыточный вес, что приводит к проблемам со здоровьем. Их могут тревожить:

  • кишечные колики,
  • нерегулярный стул,
  • вздутие животика.

В первые дни жизни перерывы между кормлениями нестабильны, малютка часто требует еду через разные отрезки времени, от одного часа до трех. Через 6-7 недель устанавливается относительно стабильный график питания.

  • В первую неделю жизни новорожденного надо кормить 8-10 раз с перерывом в 2,5 часа. Размер порции определяется следующим образом: берется число равное тому, сколько дней малышу, и для ребенка весом меньше 3,2 кг умножается на 70, весом больше 3,2 кг – на 80. Результат будет равен суточному объему еды, далее его делят на число кормлений.
  • Со второй недели количество кормлений уменьшают до 7, с перерывом до 3 часов. Постепенно увеличивают ночной перерыв, доводя его до 6 часов. Суточный рацион рассчитывают как 1/5 от веса, к концу первого месяца в среднем это будет около 100 мл на одну порцию.
  • Со второго месяца количество кормлений уменьшается еще на одно, а промежуток между приемами пищи доводят до 3,5 часа, суточное потребление устанавливается на уровне 1/6 от веса.
  • С четвертого месяца количество смеси должно составлять 1/7 массы тела. Кормление шести разовое с промежутком до 4-х часов.
  • С семи месяцев вводится пятиразовое питание, с интервалом в 4-4,5 часов. В этот период в рационе малютки уже много различных продуктов. Смесью обязательно кормят утром и перед сном, в остальные приемы пищи ее дают по желанию. Количество смеси определяется как 1/8, с девяти месяцев – как 1/9 веса. Ночной перерыв доходит до 8-10 часов.

Калькулятор расчета питания

Для вашего удобства мы разработали универсальный онлайн калькулятор питания, вы можете попробовать воспользоваться им:

Калькулятор расчета питания для грудного ребенка

Признаки того, что ребенок голоден

Всякий раз, когда ребенок плачет, мама предполагает, что он голоден. Вполне вероятно, что не подходит выбранная организация кормления. Но причина может быть и в другом – возможно, у новорожденного болит живот или его пора перепеленать.

Как понять, что ребенок голодный? Узнать это легко по поведению малыша, он:

  • Крутит из стороны в сторону головой в поисках источника питания;
  • Делает губами сосательные движения;
  • Плачет;
  • Не лежит спокойно, его мышцы напряжены;
  • Тянет ко рту ручки и пытается их пососать.

Правила подготовки смеси

  • Для кормления используют специальную мерную бутылочку с соской. Отверстия в ней не должны быть слишком большими. Лучше всего приобрести ортодонтическую соску , которая соответствует форме женских сосков и разрешает производить детскому язычку движения, как при грудном вскармливании.
  • Вода для приготовления берется только кипяченая, остуженная до 40-50 °С. Если не соблюдается этот температурный интервал, то в растворе часто образуются комочки .
  • Разводить смесь надо непосредственно перед употреблением, строго соблюдая инструкции на упаковке и проверив срок годности. Не рекомендуется готовить впрок, но если есть такая необходимость, то хранить еду можно не более суток в холодильнике.
  • Когда бутылочку дают ребенку, она должна быть теплой, но не горячей, оптимальная температура 36-37 °С . Для проверки можно капнуть несколько капель себе на руку.

Не подогревайте бутылочку со смесью в микроволновой печи. Стекло и жидкость нагреются не одинаково. Вы не сможете правильно оценить температуру смеси и рискуете обжечь новорожденного.

  • После каждого кормления посуду моют и стерилизуют 10 минут в закрытой емкости.
  • Современные силиконовые соски долго не изнашиваются, но по гигиеническим показаниям их меняют через 2 месяца .
  • Менять уже испробованную смесь на другую нужно с осторожностью. Резкий переход может спровоцировать расстройства пищеварения.

Читайте подробнее:

Правила кормления

Чтобы младенец не захлебнулся, держать его нужно так, чтобы голова была значительно выше тела. Губы должны смыкаться ближе к основанию соски, в широкой части.

Молоко должно полностью заполнять соску, чтобы ребенок не наглотался воздуха, который должен скапливаться на дне бутылки. После кормления нужно подержать новорожденного «столбиком», чтобы он мог срыгнуть воздух.

Лучше всего, чтобы мамочка давала кушать малышу, держа его на руках. Так можно быть уверенным, что он не захлебнется или потеряет бутылочку. Между мамой и ребенком будет установлена эмоциональная связь, они оба будут чувствовать себя спокойнее. Не торопите окончание процесса сосания, скорость насыщения индивидуальна.

Как подобрать правильный режим кормления

Главным признаком того, что расписание питания устраивает новорожденного, является его хорошее настроение: кроха не плачет, у него здоровый сон, ест с аппетитом, регулярно, каждый день как минимум один раз оправляется, мочится в среднем 12-15 раз в сутки. Набор веса происходит соответственно возрасту.

Если ребенок часто плачет, плохо спит, жадно набрасывается на еду, но прибавка в весе не соответствует норме, то следует обратиться к врачу.

Если крошке трудно выдерживать интервал между кормлениями, не нужно позволять ему долго плакать, постарайтесь отвлечь его. Это можно сделать игрушкой, пустышкой, дать попить. Если ребенок не успокаивается, то дайте ему покушать, отклонения от режима минут на 20 в любую сторону – это допустимо.

Каждый ребенок имеет личные особенности:

  • Если малыш на ИВ не наедается: если он регулярно не может выдержать предложенный интервал, то не нужно настаивать на соблюдении точного времени, кормите чаще меньшими порциями.
  • Если ребенок на ИВ отказывается есть: разовый отказ от еды также не является проблемой, покормите новорожденного позже, но следующий прием пищи сильно не сдвигайте, предложите кашку в обычное время.

Если ребенок питается смесью, обязательно давайте ему кипяченую воду или детский чай.

Ночное кормление

Ночью перерыв необходим для нормальной работы кишечника. Младенец часто просыпается ночью не от голода, он может быть мокрым, ему холодно или жарко, беспокоят колики или режутся зубки – причин может быть много.

Чаще всего грудничку просто нужно удовлетворить сосательный рефлекс. В этом случае достаточно дать ему водички или пустышку.

Смешанное вскармливание

Если ребенку не хватает грудного молока, то его докармливают смесью. В этом случае важно, чтобы малыш не отказался от груди.

Дело в том, что сосать соску значительно легче. Поэтому правильно будет предложить альтернативный способ питания, например:

  • из ложки,
  • из маленькой чашечки,
  • из пластмассовой мензурки,
  • из системы дополнительного вскармливания.

Можно поэкспериментировать и найти удобный для новорожденного способ.

Прежде чем давать грудничку следующую часть пищи, необходимо удостовериться, что он проглотил предыдущую. Когда ребенок утолит голод, то не захочет глотать еду или просто перестанет открывать рот.

При смешанном питании рекомендуется пятиразовый режим кормления с 6 часов утра до 12 ночи, через каждые 4 часа. За основу одной порции берется 1/4 часть от нормы, рассчитанной для искусственного кормления ребенка соответствующего возраста, затем делается корректировка в соответствии с аппетитом малыша.

Не пытайтесь заставлять съесть всю приготовленную порцию. Пусть он выпьет столько смеси, сколько хочет. Если ребенок съел меньше обычного, не нужно увеличивать количество пищи при следующем кормлении.

При искусственном вскармливании для новорожденного важно создавать приятную атмосферу. Возьмите малыша на руки, разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, улыбайтесь. Будьте терпеливы и внимательны, и вскоре у ребенка установится удобный ему график питания.

Видео: как правильно вводить смесь в рацион ребенка

ГБОУ ВПО ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ

ЛЕЧЕБНОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Смешанное и искусственное вскармливание

Методические указания для самостоятельной работы студентов

4 Курса лечебного факультета

Составители:

д.м.н., профессор А.Ф. Виноградов

к.м.н., доцент А.В. Копцева

г. Тверь, 2012 г.

    Название учебной темы: Вскармливание смешанное и искусственное. Питательные смеси, используемые для смешанного и искусственного вскармливания. Консервированные, адаптированные продукты. Особенности вскармливания недоношенных детей. Принципы питания детей старше года. Роль участкового педиатра в организации рационального питания детей.

Осмотр детей, находящихся на различных видах вскармливания. Отработка методики обследования. Составление рациона питания и меню-раскладки детям первого года жизни на смешанном и искусственном вскармливании по заданию преподавателя.

    Цель изучения учебной темы: Изучить современные аспекты смешанного и искусственного вскармливания детей первого года жизни на уровне знаний и умений составлять карту питания детям первого года жизни, находящихся на смешанном и искусственном вскармливании, а также решать ситуационные задачи по данной теме. Освоить понятия докорм, консервированные и адаптированные продукты. Ознакомить студентов с основными принципами вскармливания недоношенных детей и детей старше года. Определить роль участкового педиатра в организации рационального питания детей.

  1. Основные термины:

1) Смешанное вскармливание

2) Понятие «докорм»

3) Искусственное вскармливание

4) Адаптированная молочная смесь

  1. План изучения темы:

      Определение и принципы смешанного вскармливания

      Определение и принципы искусственного вскармливания

      Классификация адаптированных молочных смесей

      Критерии выбора АМС

      Кисло-молочные смеси

      Последствия искусственного вскармливания

      Особенности питания недоношенных детей

      Принципы питания детей старше года

  1. Изложение учебного материала:

Под смешанным вскармливанием понимают вскармливание грудным молоком с вынужденным (нефизиологическим) введением докорма в виде коровьего молока (молока животных и растений) или его разведений (смесей) в объеме от 1/5 до 4/5 суточной потребностей.

Смешанное вскармливание – это такой вид вскармливания, когда наряду с женским молоком детям дают молочные смеси, так как из-за возраста ребенка ему еще нельзя давать прикорм. Дополнительное питание искусственными молочными смесями называется докормом.

Показаниями к смешанному вскармливанию является недостаток молока у матери (гипогалактия)· или некоторые заболевания матери. Клиническими симптомами голодания ребенка являются уплощение или падение весовой кривой, беспокойство, редкие мочеиспускания и изменения со стороны стула. Стул обычно вначале урежен или, наоборот, учащен.

Для того чтобы узнать, имеется ли достаточное количество молока у матери, необходимо в ранние часы взвесить ребенка до и после кормления, Т.е. провести контрольное взвешивание ребёнка. По разнице веса можно судить о том, сколько ребенок высосал молока. Произведя подсчет необходимого количества молока по формулам, и зная количество молока, получаемого ребенком от матери, можно рассчитать необходимое количество докорма.

При смешанном. вскармливании до корм назначают в зависимости от количества молока у матери, то есть после каждого кормления, или некоторых из них, или путем чередования полных кормлений грудным молоком и молочной смесью. В качестве докорма в современной диететике применяются адаптированные молочные смеси, используемые при искусственном вскармливании, и описаны в соответствующем разделе.

Принципы смешанного вскармливания:

    Введение докорма не ранее 4- 7 дня борьбы с гипогалактией.

    Выбор докорма с учетом возраста, аппетита.

    Докорм назначается после кормления грудью.

    Число кормлений сохраняется тоже, что и при естественном вскармливании, но если дефицит молока составляет более 50%, то число кормлений урежают на 1.

    Докорм можно вводить не во все кормления, если дефицит молока составляет 50% и менее.

    Докорм не менять.

    Проводить еженедельные контрольные кормления (2-3 раза в сутки 2-3 дня в неделю в разные часы суток).

    Изменение потребности в пищевых ингредиентах при использовании неадаптированных смесей до 3,5-4,0 г/кг в сутки белка.

    Докорм вводится в ложечке или через маленькую дырочку в соске.

    С учётом современных взглядов (Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни, 2010) сроки введения прикорма при смешанном и искусственном вскармливании не изменяются.

Искусственное вскармливание – это вскармливание ребёнка первых месяцев жизни молоком животных или растений (соевое, миндальное) при дефиците грудного молока, составляющем 4/5 и более от суточного рациона.

Принципы искусственного вскармливания:

    Частота кормлений при назначении адаптированных смесей может быть такая же, как.при.естественном вскармливании, при назначении неадаптированных – количество кормлений уменьшается на 1 и можно с 3-4-х месяцев перейти на 5-ти разовое кормление.

    Объемы питания при искусственном вскармливании рассчитываются также, как при естественном (объемы зависят не от вида вскармливания, а от возможностей желудочно-кишечного тракта).

    Прикорм вводится в те же сроки, что и при естественном вскармливании.

    Повышается потребность в белке при питании неадаптированными смесями до 4-4,5 г/кг, при получении адаптированных смесей количество белка – как при естественном.

    Калораж повышается на 10% при использовании неадаптированных смесей.

    Поощряется любая попытка перехода к смешанному и естественному вскармливанию.

Перевод ребенка на искусственное вскармливание является «метаболическим стрессом» и в связи с этим большое внимание врачей должно уделяться правильному выбору «заменителей» женского молока с учетом индивидуальных особенностей здоровья, физического развития и даже аппетита.

Основу большинства «заменителе» или смесей составляет коровье молоко, которое значительно отличается от женского молока по своему составу и свойствам. В коровьем молоке существенно выше, чем в женском, содержание белка, кальция, калия, натрия и других минеральных солей. В то же время уровень углеводов, ряда жирных кислот и витаминов, напротив, ниже, чем в женском молоке. Чтобы приблизить состав коровьего молока к составу женского (или иначе «адаптировать» его состав к особенностям незрелого организма ребенка, отсюда и название «адаптированные молочные смеси»), необходимо снизить в коровьем молоке содержание. белка и солей, но повысить уровень углеводов (лактозы), некоторых витаминов и жирных кислот в настоящее время на российском рынке широко представлены разные заменители женского молока, как отечественные, так и импортные. «Заменители» женского молока могут быть сухими или жидкими (готовыми к употреблению), пресными или кислыми.

Молочные смеси делятся на 2 большие группы – адаптированные и неадаптированные, в свою очередь смеси в каждой из этих групп – на сладкие и кисломолочные.

Адаптированная молочная смесь (АМС) – пищевой продукт в жидкой или порошкообразной форме, изготовленный на основе коровьего молока, молока других сельскохозяйственных животных, предназначенный для использования качестве заменителя женского молока и максимально приближенный к нему по химическому составу с целью удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в пищевых веществах и энергии. Содержание белка, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в смесях должно соответствовать отечественным и международным стандартам для адаптированных молочных смесей. Существует современная классификация детских адаптированных молочных смесей (рис. 1). В основном это касается деления смесей в зависимости от возраста детей на «начальные» (от 0 до 6 мес.), «последующие» (от 6 до 12 месяцев) и для детей от 0 до 12 месяцев.

Особое внимание уделяется «начальным» смесям, состав которых максимально адаптирован к физиологическим потребностям и особенностям обмена веществ детей первого полугодия жизни. В последнее время наблюдается тенденция к снижению уровня белка в современных молочных продуктах с целью его количественного приближения к женскому молоку. Так, в большинстве «начальных» смесей количество белка составляет 1,4-1,6 г/100 мл, а минимальный уровень 1,2 г/100 мл соотношение сывороточных белков и казеина составляет 60:40, 50:50, в отдельных смесях 70:30. почти все современные смеси содержат таурин, α-лактальбумин, а некоторые – нуклеотиды.

Для адаптации жирового компонента «начальных» смесей в их состав вводят растительные масла (подсолнечного, кукурузного, соевого, рапсового, кокосового, пальмового), богатые полиненасыщенными жирными кислотами (ПНЖК). Для улучшения эмульгации жиров в состав смесей вводят небольшое количество природных эмульгаторов лецитин, моно- и диглицериды. Почти все смеси содержат L-карнитин, который способствует ассимиляции жирных кислот на клеточном уровне. Современной тенденцией является обогащение смесей ДШIЖК (арахидоновой и докозагексаеновой), которые являются предшественниками простагландинов, тромбоксанов и лейкотриенов,

В качестве углеводного компонента используется, в основном, лактоза и мальтодекстрин. Ряд смесей содержит галакто- и фруктоолигосахариды, обладающие пребиотическим действием и способствующие избирательному росту бифидобактерий. Некоторые смеси содержат лактулозу, которая также является пребиотиком.

Во все смеси включен необходимый набор витаминов и минеральных веществ в соответствии с физиологическими потребностями детей первых месяцев жизни. Это в первую очередь железо, медь, цинк, йод. в ряд смесей введен селен, обладающий антиоксидантными свойствами. Соотношение кальция и фосфора находится в диапазоне 1,5:1 - 2,0:1.

Уровень витаминов в АМС превышает таковой в женском молоке в средней на 15-20%, т.к. их усвояемость более низкая, чем из женского молока. При этом большое внимание уделяется витамину Д. Его содержание в 100 мл готовой смеси должно составлять по нормативам 40-50 МБ. Во все смеси добавлены витамины группы В, витамин А, β-каротин.

«Последующие» смеси, в отличие от начальный, содержат более высокое количество белка (до 2,1 г/100 мл). Преобладание сывороточных белков над казеином уже не является обязательным. Продукты для детей этой возрастной группы отличаются более высоким содержанием железа, кальция, цинка.

Смеси «от 0 до 12 месяцев» могут использоваться в питании детей на протяжении всего первого года жизни. Однако эта группа продуктов немногочисленна и в современных условиях применяется ограниченно, в связи с широким ассортиментом начальных и последующих формул.

В ряде сухих пресный смесей введены пробиотики: бифидо- и лактобактерии. Современные технологии позволяют обеспечить сохранность микроорганизмов в продукте на протяжении всего срока годности.

Критерии выбора адаптированных молочных смесей (АМС):

    возраст ребенка;

    социально-экономические условия семьи;

    аллергологический анамнез;

    индивидуальная непереносимость продукта.

Критерием правильного выбора смеси является хорошая толерантность ребенка к данному продукту.

В результате всех перечисленных изменений получается достаточно хороший заменитель грудного молока, но необходимо стремиться максимально снизить риск сенсибилизации к чужеродному белку путем использования белковых гидролизатов и обеспечения ребенка неспецифической защитой от кишечных инфекций путем добавления таких веществ, как лактоферрин, лактопероксидаза, лизоцим и т.д.

К числу адаптированных заменителей женского молока относятся отечественные жидкие - «Агу-1» (Лианозовский завод детского питания, Россия), «Бэби Милк» (Лианозовский молочный комбинат, Россия) и сухие смеси – «Микамилк» (Кофранлейт/Росдетспецпродукт, Франция/Россия), а также импортные - «Нан» (Нестле, Швейцария), Нутрилон (Нутриция, Голландия), «Эфамил-Г» (Отделение Мид Джонсон фирмы Бристоль Майер Сквибб), «Пре- ХиПП» и «ХиПП» (ХиПП, Австрия), Хумана-1 – тауринсодержащая смесь для детей с первых дней жизни до 3-6 месяцев, соотношение сывороточный белок/казеин 60:40, не содержит глюкозы, сахарозы и глютена, Хумана-2 – с 3-4 месяцев до 1 года, Хумана-Беби-фит – с 6 до 12 месяцев, без глютена, обогащенная железом, белковый компонент 80:20, хорошее содержание растительных масел, пектины бананов в сочетании с крахмалом повышают вязкость смеси и обладают антидиспепсическим действием, Фрисолак – с 0 до 12 месяцев, имеет хорошее соотношение линолевой и линоленовой кислот, белковый компонент 60:40, кисломолочные смеси – «Галлия» и «Лактофидус» (Данон, Франция).

Несколько менее адаптированными смесями являются так называемые «казеиновые формулы». Их название обусловлено тем, что они изготовляются на основе сухого коровьего молока, основным белком в котором является казеин, без добавления деминерализованной молочной сыворотки. Вследствие этого такие смеси менее близки к белковому составу женского молока. В то же время по всем остальным компонентам (углеводному, жировому, витаминному, минеральному и др.) эти смеси, так же как и адаптированные, описанные выше, максимально приближены к составу женского молока. К числу «казеиновых» формул относятся такие хорошо известные смеси, как «Симилак» (Аббот Лабораториз, США), «Нестожен» (Нестле, Швейцария) и др.

Наконец, частично адаптированные смеси. Их состав лишь частично приближен к составу женского молока - в них отсутствует деминерализованная молочная сыворотка, не полностью сбалансирован жирно-кислотный состав, в качестве углеводного компонента используется не только лактоза, но и сахароза и крахмал. К числу таких смесей относятся «Аптамил», «Милумил» (Милупа, Германия). Эти заменители могут использоваться в питании детей первого года жизни, начиная с 2-3 месяцев.

Все современные заменители женского молока и «последующие» смеси относятся к числу инстантных (быстрорастворимых) продуктов. Для их использования в питании детей необходимо только смешать строго определенное количество сухого порошка с предварительно вскипяченной теплой (50-60°С) водой и тщательно перемешать, не допуская наличия комков.

Преимущества кисломолочных смесей:

      улучшают процессы пищеварения;

      имеют частично расщеплённый белок, теряющий свои аллергические свойства;

      продуцируемые бактериями витамины;

      в них частично уничтожается лактоза, которую плохо переносят некоторые дети;

      вытесняют патогенную флору;

      этилового спирта в них не больше, чем в хлебе, соке, грудном молоке; он необходим для процессов обмена, про ходящих в организме.

Недостатки кисломолочных смесей:

    имеют высокое содержание кальция;

    соотношение сывороточного белка к казеину 20:80;

    при их применении происходит сдвиг КЩС в кислую сторону.

Таким образом, молочные смеси считаются хорошими, если:

    Белок 1,2 - 1,5 г/дл;

    Соотношение сывороточного белка к казеину 60:40;

    В составе есть таурин;

    Жир растительный - 1 %;

    Углеводы – декстринмальтоза;

    Витамины А, Д, Е;

    Осмолярность = 280 мОсм/л.

В настоящее время в диете больных с пищевой аллергией находят широкое применение безмолочные смеси, приготовленные на основе изолятов соевого белка, зарубежного производства: Хумана SL (Германия), Нутрисоя и Фрисосоя (Голландия), Прособи (США), Алсоя (Швеция), а также отечественный продукт – Нутрилак-соя. Белковый компонент указанных продуктов представлен изолятом соевого белка; жировой – сформирован за счет растительных масел; углеводный – представлен декстринмальтозой, оказывающей положительное влияние на микробиоценоз кишечника. Продукты обогащены комплексом витаминов и минеральных веществ в соответствии с нормами потребности детей раннего возраста. Смеси не содержат молочного белка, лактозы и глютена.

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, также как и их сверстники, нуждаются во введении прикорма. Учитывая, что современные адаптированные молочные смеси содержат в своём составе необходимый набор витаминов и минеральных веществ, нет необходимости про водить коррекцию по этим веществам продуктами прикорма в более ранние сроки, чем при вскармливании грудным молоком.

Последствия искусственного вскармливания

    Укорочение средней продолжительности жизни на 10 лет (min);

    Сенсибилизация 75% детей;

    Дисбактериоз 100% детей;

    Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта – 45-55%;

    Развитие раннего склероза (нет активатора ферментов утилизации холестерина);

    Ранняя гипертоническая болезнь;

    Ранняя ИБС, инсульты и т.д.;

    Дети входят в группу риска по онкологии и гемонкологии (лейкоз);

    Соотношение заболеваний детей на естественном: смешанном: искусственном вскармливании как 1:3:6. В 2-3 раза больше группа ЧБД;

    Дети «искусственники» склонны к механическому, нетворческому труду, нигилизму и агрессии.

Особенности питания недоношенных детей

На педиатрический участок недоношенный ребенок должен поступать со стойко сформированным рефлексом сосания и режимом питания. Обычно это 7 кормлений с 6 часовым ночным перерывом. На 6 разовое кормление переводится по достижению массы тела 3 000 гр.

Самым оптимальным видом вскармливания недоношенного ребенка является грудное. Следует строго следить за количеством всасываемого ребенком молока. Поэтому недоношенный ребенок должен быть обеспечен весами, которые ему должна предоставить поликлиника. В случаях недостаточного всасывания грудного молока требуется докармливание с помощью ложечки. Об этом следует сказать матери и научить ее этому. При этом используется специальные сухие адаптированные смеси для недоношенных. Особенностью этих смесей является более высокое, по сравнению с обычными адаптированными смесями, содержание белка и углеводов, а соответственно и калорийности. Специальные адаптированные смеси для недоношенных следует применять до достижения ими веса 4 кг, а затем переходить на обычные адаптированные смеси.

Виды вскармливания недоношенных детей

Женское молоко после преждевременных родов имеет особый состав, в большей степени соответствующий потребностям недоношенных детей в пищевых веществах и сообразующийся с их возможностями к перевариванию и усвоению. По сравнению с молоком женщин, родивших в срок, в нем содержится больше белка (1,2-1,6 г в 100 мл), особенно на первом месяце лактации, несколько больше жира и натрия и меньше лактозы при одинаковом общем уровне углеводов. Для молока женщин после преждевременных родов характерно и более высокое содержание ряда защитных факторов, в частности, лизоцима. Женское молоко легко усваивается и хорошо переносится недоношенными детьми.

Несмотря на особый состав, молоко преждевременно родивших женщин может удовлетворить потребности в пищевых веществах лишь недоношенных детей с относительно большой массой тела – более 1800-2000 гр, в то время как недоношенные дети с меньшей массой тела после окончания раннего неонатального периода постепенно начинают испытывать дефицит в белке, ряде минеральных веществ (кальции, фосфоре, магнии, натрии, меди, цинке и др.) и витаминов (В 2 , В 6 , С, D, Е, К, фолиевой кислоте и др.).

Сохранить основные преимущества естественного вскармливания и, в то же время, обеспечить высокие потребности недоношенного ребенка в пищевых веществах становится возможным при обогащении женского молока «усилителями» или фортификаторами (например, «Пре-Семп», Сэмпер, Швеция, «Breast milk fortifier, Фризленд Фудс, Голландия и др.). Они представляют собой специализированные белково-минеральные или белково-витаминно-минеральные добавки, внесение которых в свежесцеженное или пастеризованное женское молоко позволяет устранить дефицит пищевых веществ.

Показаниями к назначению искусственного вскармливания недоношенным детям являются лишь полное отсутствие материнского или донорского молока, а также непереносимость женского молока. В питании детей, родившихся раньше срока, должны использоваться только специализированные смеси, предназначенные для вскармливания недоношенных детей, питательная ценность которых повышена по сравнению со стандартными адаптированными продуктами (Пре-НАН, Пре-Нутрилак, Пре-Нутрилон с пребиотиками, Хумана-О-Г А, Фрисо-пре, Энфамил прематуре).

Продукты прикорма назначаются недоношенным детям начиная с 4-5- месячного возраста. Введение прикорма до 4 месяцев недопустимо в связи с незрелостью как пищеварительной системы, так и обменных процессов. Позднее (с 6 месяцев) назначение продуктов прикорма также непозволительно, поскольку запас нутриентов (минеральных веществ и отдельных витаминов) у детей, родившихся раньше срока, резко ограничен.

Введение прикорма осуществляется медленно и постепенно. До достижения детьми 7-8-месячного возраста каждое кормление должно заканчиваться прикладыванием ребенка к груди или использованием молочных смесей.

Организация рационального питания и роль участкового педиатра

Организации естественного вскармливания в первичном звене здравоохранения придается исключительно важное значение, так как:

    сохранение естественного вскармливания - это защита прав ребенка на здоровье; это официальная политика ВОЗ и правительства Российской Федерации и, наконец, это основной позитивный фактор, определяющий здоровье;

    ведущим организатором в этом процессе является КЗР (кабинет здорового ребенка);

    в детской поликлинике одним из ведущих критериев квалификации врача и эффективности его работы является удельный вес естественного вскармливания.

Участковый педиатр:

      ведет постоянную профилактическую работу по сохранению высокого удельного веса естественного вскармливания (не менее 75% от всех кормящих матерей детей до l года) на всех этапах: до беременности, до родов, интранатальном и постнатальном.

      выявляет группы риска по гипогалактии;

      использует все компоненты диагностики гипогалактии: анамнестический, клинический, контрольное кормление;

      при угрозе гипогалактии немедленно принимает меры (алгоритм борьбы с гипогалактией);

      ставит в известность заблаговременно заведующего педиатрическим отделением о причинах возможного перевода каждого ребенка на смешанное и искусственное вскармливание для принятия коллегиального решения;

      планирует централизованное или децентрализованное обеспечение грудным донорским молоком матерей с гипогалактией (банк грудного донорского молока, кружок лактирующих матерей для взаимопомощи);

      организует повышение медицинской грамотности (медицинского «образования») родителей через различные формы просвещения: «университеты здоровья», «школу молодых родителей» (существует и «школа молодого отца»), где обучают, в том числе, и основам вскармливания.

Врач должен донести до сознания матери важность соблюдения режимов:

    режима дня;

    труда и отдыха;

    сна и бодрствования;

    нагрузок (от общего спортивного до строгого постельного);

    питания (особенно в части кратности кормления, объема пищи, сроков введения прикормов и длительности грудного кормления).

Питание детей старше года:

Каждый период детства характеризуется своими особенностями роста и развития, степенью морфологической и функциональной зрелости отдельных органов и систем, спецификой физиологических и метаболических процессов.

Принципы питания детей старше года:

    Адекватная энергетическая ценность суточных рационов питания, соответствующая энергозатратам детей.

    Сбалансированность рациона по всем заменимым инезаменимым пищевым факторам, включая белки аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.).

    Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.

    Рациональный режим питания.

    Оптимальная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.

    Учёт индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).

Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировки, хранению, приготовлению и раздачи блюд.

Грудное вскармливание уникально по своей природе, потому что лишь материнское молоко может обеспечить малыша не только необходимым количеством жиров, микроэлементов, витаминов (причем в оптимальном для усвоения состоянии), но и такими биологически активными веществами, как ферменты, гормоны, иммуноглобулины, лейкоциты. Эти компоненты очень трудно или даже невозможно ввести в состав искусственных смесей. Недаром в настоящее время ученые предлагают законодательно запретить использование в литературе (или в информации о смесях) терминов "заменители материнского молока", так как такие смеси просто не могут быть созданы. Помимо этого чисто практического значения, важность грудного вскармливания неоспорима для психологического комфорта мамы и малыша, взаимопонимания "матерей и детей" с первых дней жизни.

Однако существуют обстоятельства, при которых грудное вскармливание невозможно. И тогда малыш переводится на искусственное вскармливание, т.е. вскармливание ребенка молочными смесями.

Когда малыша переводят на искусственное или смешанное вскармливание?

  1. Медицинские обстоятельства: случаи тяжело протекавшей беременности и родов, требующих восстановления сил матери, прием лекарственных препаратов, проникающих в грудное молоко, инфекционные заболевания и др.
  2. Недостаточная выработка (контрольные взвешивания показывают, что малыш недостаточно прибавляет в весе, и попытки стимуляции безуспешны).
  3. Невозможность постоянного кормления грудью в ситуациях, когда мать вынуждена оставлять ребенка под наблюдением кого-либо, а сцеженного или замороженного молока оказывается недостаточно.

Если у мамы нет возможности кормить ребенка грудью, то чувство вины не должно отягощать ее отношения с ребенком.

Можно ли хранить приготовленную смесь?

Если ребенок крепко засыпает к концу кормления, не высосав все из бутылочки, вылейте ее содержимое. Остаток смеси ни в коем случае нельзя оставлять до следующего кормления. Все предметы, необходимые для искусственного вскармливания, как и детскую посуду, нужно сразу после кормления промыть под струей теплой воды, удаляя остатки смеси ершиком для бутылочки и сосок. После этого посуду необходимо стерилизовать (либо кипятить в течение 10-15 минут, либо используя электрический стерилизатор).

Далее все принадлежности для кормления охлаждаются до комнатной температуры и выставляются на чистое полотенце. Делать это следует в течение 1-го месяца жизни ребенка, потом достаточно промывать бутылочку кипяченой водой.

Свободное искусственное вскармливание

Ребенок в разное время суток съедает различное количество пищи, и потребность в еде у него неодинакова. Дети, находящиеся на свободном вскармливании, лучше прибавляют в весе, чем дети на строго дозированном питании.

Однако при искусственном вскармливании врачи советуют использовать частично свободное вскармливание - способ, при котором имеются определенные часы кормления, количество пищи дается по желанию ребенка, но в определенных пределах.

В бутылочку наливают на каждое кормление обычно на 20-30 мл больше, но пищу дают в фиксированные часы (допустимо отклонение в течение 30 минут). Это позволяет правильнее определить оптимальную потребность малыша в пище. Если ребенок не съедает полностью предложенное ему количество пищи, не следует его насильно докармливать.

Возраст, мес. 0-1 2 3 4 5 6 7 8 9 9-12
Блюда и продукты
Адаптированная молочная смесь, мл 700 - 800 800 - 900 800 - 900 800 - 900 700 400 300 - 400 350 200 200
Фруктовый сок, мл По показаниям* 5 - 30 40 - 50 50 - 60 60 70 80 90 - 100
Фруктовое пюре, г По показаниям* 5 - 30** 40 - 50 50 - 60 60 70 80 90 - 100
Творог, г - - - - - 40 40 40 40 40
Желток, г - - - - - - 0,25 0,5 0,5 0,5
Овощное пюре, г - - - - 10 - 150 150 150 170 180 200
Молочная каша, г - - - - - 50 - 150 150 150 180 200
Мясное пюре, г - - - - - - 5-30 50 50 60 - 70
Кефир и другие кисломолочные продукты или цельное молоко, мл - - - - - - 200 200 400 400
Хлеб пшеничный в.с., г - - - - - - - 5 5 10
Сухари, печенье, г - - - - - 3 - 5 5 5 10 10 - 15
Растительное масло (подсолнечное, кукурузное), г - - - - 3 3 3 5 5 6
Сливочное масло, г - - - - - 4 4 5 5 6
* Введение продукта определяется в зависимости от состояния здоровья ребенка и степени адаптации используемого в его питании заменителя женского молока.
** Пюре вводится через 2 недели после введения сока.

Ситуации, при которых приходится менять смесь:

  • индивидуальная непереносимость смеси, чаще проявляющаяся аллергической реакцией;
  • в достижение возраста, в котором можно переходить с первой ступени на вторую (5-6 месяцев); причем если ребенок хорошо переносил ту или иную смесь, то желательно, чтобы последующая смесь была с тем же названием;
  • необходимость введения лечебных смесей (при возникновении аллергии, срыгивании и т.д.; лечебные смеси следует вводить только по назначению врача);
  • переход с лечебных смесей на адаптированные, после устранения состояния, целью коррекции которого была введен, лечебная смесь.

При искусственном вскармливании прикорм вводят в 4,5-5 месяцев, тогда как при грудном вскармливании это делают позже - в 5-6 месяцев. Это обусловлено тем, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, получают в составе заменителя женского молока значительное количество "чужеродных" пищевых веществ, что ведет к известной адаптации ребенка к "чужеродному" питанию. Следует отметить, что сроки введения прикормов выбирают индивидуально, после обсуждения с педиатром, который наблюдает малыша.

  1. Начинать , необходимо с небольшого количеств, продукта, постепенно его увеличивая. В первый день прикорм дают в количестве 3-5 чайных ложек, в течение 10-12 дней доводят до полного объема одного кормления.
  2. Давать прикорм нужно перед кормлением смесью, с ложечки.
  3. Нельзя вводить два новых продукта одновременно.
  4. Блюда прикорма должны быт пюреобразными, В них не должно быт мелких кусочков, которые могут вы звать затруднения при глотании. С возрастом следует переходить к более густой, а позднее - и к более плотной пище.
  5. После введения прикорма не обходимо установить 5-разовый режим кормления.
  6. Первый прикорм вводится в одно из дневных кормлений, лучше всего - в 10 или 14 часов.

Овощное пюре считается предпочтительным для первого прикорма у здоровых детей на искусственном вскармливании, оно более богато витаминами, минеральными веществами, пектинами, клетчаткой, которые необходимы для растущего организма. Введение прикорма необходимо начинать с одного вида овощей: кабачков, тыквы, цветной капусты, брокколи, зеленого горошка, картофеля, который не должен составлять более 20% общего объема овощей.

Каши (рисовая, кукурузная, гречневая) вводятся как прикорм через месяц после введения овощей (не ранее 6 месяцев). После 8 месяцев можно вводить и глютенсодержащие крупы (овсяную, манную). Кашу дают ребенку начиная с 1-2 чайных ложек, постепенно доводя ее количество до 120-150 г в день и добавляя 3-4 г топленого сливочного или растительного масла. После каши можно дать малышу фруктовое пюре.

Творог , как источник полноценного белка и некоторых незаменимых аминокислот, солей кальция и фосфора, следует назначать здоровым, нормально развивающимся детям не ранее 5-6 месяцев для обогащения белком блюд прикорма. Количество творога к году не должно превышать 50 г, чтобы избежать высокой солевой и белковой нагрузки на почки ребенка.

Желток сваренного вкрутую куриного яйца следует давать с 6-7 месяцев. Более раннее его введение часто приводит к возникновению аллергических реакций. Желток дают ребенку в протертом виде, смешав с небольшим количеством смеси, начиная с минимальных доз (на кончике ложки) и постепенно доводя его количество до 1/4-1/2 в день. Позднее желток добавляют в кашу или овощное пюре. Лучше давать желток 2 раза в неделю.

Мясо в рекомендуется вводить начиная с 7-7,5 месяцев. При наличии у ребенка непереносимости белков коровьего молока лучше отказаться от введения говядины и телятины, а использовать мясо кролика, белое мясо индейки, курицы и нежирную свинину. При анемии мясное пюре назначают с 5-5,5 месяцев. В 8-9 месяцев мясное пюре заменяют фрикадельками, к концу года - паровыми котлетами. Мясной бульон ребенку первого года жизни давать не рекомендуется, так как пищевая ценность его незначительна, кроме того, он богат экстрактивными веществами, обладающими аллергизирующим действием.

Предпочтительнее искусственного, но не у всех женщин есть возможность кормить ребенка грудью. В таких ситуациях необходимо получить консультацию педиатра, чтобы выбрать наиболее подходящую молочную смесь для малыша, соответствующую его возрасту и состоянию здоровья.

Преимущества и недостатки искусственного питания

Многие малыши с первых дней жизни находятся на искусственном вскармливании, и с каждым годом их количество увеличивается. Рост процента «искусственников» напрямую связан с ухудшением экологии, неправильным питанием взрослого населения, влияющим на состояние здоровья, а также с отсутствием возможности у матерей находиться постоянно рядом с детьми. В питании новорожденного ребенка молочными смесями есть, пожалуй, одно единственное преимущество — такого малыша не придется переводить с грудного вскармливания на искусственное и его организму не нужно будет перестраиваться на новый состав питания. В том случае, если у матери есть выбор между искусственным и естественным вскармливанием, прежде чем начать кормить ребенка молочными смесями, ей нужно ознакомиться с их положительными и отрицательными сторонами:

Плюсы

  • Возможность оставлять ребенка с родственниками или няней из-за занятости;
  • В случае достаточно просто заменить молочную смесь на более подходящую, а не искать причину в собственном рационе;
  • Возможность видеть количество выпитой ребенком смеси из бутылочки. Кормящая грудью женщина может узнать о недостающем количестве молока только в случае недобора веса малыша;
  • Частота кормлений реже, чем при естественном вскармливании. Дело в том, что грудное молоко переваривается организмом ребенка намного быстрее молочной смеси.

Минусы

  • Отсутствие в молочной смеси особых ферментов, содержащихся только в материнском молоке. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, намного чаще встречаются аллергические реакции и простудные заболевания, чем у грудничков;
  • Частое срыгивание и . С приемом пищи через бутылочку малыш заглатывает лишний воздух, который и становится причиной вздутия живота и ощущения дискомфорта;
  • Дезинфекция бутылочки и приготовление молочной смеси. Детей, находящихся на искусственном вскармливании принято кормить по определенному режиму, но у каждого младенца индивидуальная потребность в количестве и частоте приемов пищи, и зависит это от многих факторов. Внезапно проголодавшегося грудничка можно накормить намного быстрее;
  • Подбор смеси. На выбор подходящей смеси уходит время, а в случае, если она не подходит, страдает ребенок;
  • Финансовые затраты. Молочная смесь хорошего качества не может стоить дешево, а по мере взросления ребенка ее требуется все больше.

Таблица кормления молочными смесями по месяцам

Данные таблицы приблизительны. Индивидуальную суточную потребность малыша в молочной смеси вам поможет определить педиатр, следящий за набором веса ребенка.

Начало прикорма

Первый прикорм ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, можно осуществлять по достижению им 3 месяцев. Наилучший продукт для начала прикорма — яблочный сок. Начинать нужно с 0.5 чайной ложки в сутки, разбавляя его наполовину кипяченой водой. Если малыш нормально себя чувствует, можно пробовать в качестве прикорма другие натуральные соки, но не из экзотических фруктов.

При нормальной усвояемости натуральных соков, в 4-5 месяцев можно ввести в прикорм фруктовое и овощное пюре. Начинать нужно с 0,5 чайной ложки в сутки, постепенно увеличивая количество.

Через 3-4 недели после знакомства малыша с пюре, можно вводить в рацион каши (кукурузную, гречневую и рисовую). Если аллергии на лактозу нет, можно варить их на молоке. После 6-7 месяцев пищеварительная система малыша становится достаточно окрепшей, поэтому для приготовления каши можно использовать также овсяную, манную, пшеничную и ячменную крупу.

После 8 месяцев можно постепенно вводить в прикорм ребенка вареное мясо, сперва куриное и индюшиное, затем говяжье.

После 9 месяцев меню ребенка можно разнообразить вареной рыбой.

Схема прикорма



Видео: Доктор Комаровский об искусственном вскармливании

Менструация при искусственном вскармливании

Послеродовые выделения из матки естественны для каждой рожавшей женщины, и продолжаются они около 6 недель. У женщин, дети которых с первых дней жизни находятся на искусственном вскармливании, месячные могут начаться с третьего месяца жизни ребенка, но регулярными они станут не сразу. Если после 5 месяцев после родов менструальный цикл так и не начался, или месячные слишком обильны, незамедлительно обратитесь к помощью к врачу.

Природой не зря заложен мудрый принцип грудного вскармливания — вместе с молоком мамы малыш получает не только все необходимые для правильного роста и развития микроэлементы, но и первые навыки общения, эмоции, учится доверять и любить. Однако что делать, если у новоиспеченной мамы нет молока или кормить грудью запретили врачи по состоянию здоровья?

На помощь приходит искусственное вскармливание новорожденного. Как подобрать правильную смесь, сколько нужно кушать малышу, как создать эмоциональную связь при кормлении из бутылочки? Ответы на эти и многие другие вопросы читайте ниже.

Из этой статьи вы узнаете:

По определению, искусственное вскармливание — такой тип питания ребенка, при котором грудного молока в рационе меньше 20% или вообще нет. Врачи его не рекомендуют — в материнском молоке есть много незаменимых веществ, которых нет в коровьем, из которого и делают большинство смесей.

К тому же, заботливые мамочки часто перекармливают детей, что создает определенный риск ожирения, а при кормлении грудью это невозможно. Даже прикорм малышам-искусственникам вводят раньше, чтобы хоть как-то восполнить недостаток в некоторых веществах.

Конечно, искусственное кормление малыша имеет свои плюсы: кормить ребенка может не только мама, но и остальные члены семьи. Можно легко контролировать количество съеденного, нет болезненных ощущений или проблем с аллергией – можно есть все, что хочется. Но если ваше решение отказаться от грудного кормления обусловлено одной из следующих причин, стоит задуматься:

  • Вам кажется, что ребенок мало прибавляет в весе — если врач не дает никаких рекомендаций по этому поводу, значит, все в порядке;
  • Вам кажется, что молока мало — то же самое;
  • Вы выходите на учебу или на работу — если кормить грудью совсем нет возможности, практикуйте хотя бы смешанное вскармливание;
  • Вы просто не хотите — возможно, стоит немного потерпеть ради физического и психического здоровья вашего ребенка?

Объективными причинами для отказа от ГВ являются:

  • отсутствие молока;
  • отказ ребенка от груди;
  • тяжелые роды, после которых необходимо восстановить силы;
  • инфекционные болезни матери;
  • медицинские показания;
  • рождение двойни или тройни.

Если это ваш случай, не паникуйте и не вините себя. Современные условия искусственного вскармливания крохи оптимальны и могут минимизировать последствия для ребенка, однако для этого понадобятся определенные усилия.

Первый шаг — выбираем смесь

Первое, и самое главное – ни в коем случае не используйте вместо смеси обычное коровье молоко и другие молочные продукты. Они совершенно не подходят новорожденному и могут вызвать кучу проблем. Отложите их не менее, чем до восьмимесячного возраста.

Выбирая смесь, обязательно изучите всю информацию, написанную на упаковке. Обычно там содержится информация про состав, возраст детей, для которых она предназначена, рекомендуемый способ приготовления и срок годности. Обратите внимание на то, что упаковка не должна быть повреждена или вскрыта.

Врачи-педиатры обычно применяют такую классификацию продуктов:

  • адаптированные;
  • частично адаптированные;
  • физиологические;
  • лечебные.

Это значит следующее:

  • Адаптированные вариации рекомендуют для употребления с первых дней жизни. Они максимально приближены к естественным и адаптированы под потребности младенцев — отсюда и такое название. Частично адаптированные смеси можно назвать «переходными». Их применяют от 12 месяцев, и по своему составу они уже немного отдаляются от грудного молока в сторону обычной пищи.
  • Физиологические смеси подходят только для полностью здоровых детей от года и стоят на порядок меньше, чем предыдущие.
  • Лечебные же аналоги не стоит применять без консультации с врачом.

Другая, более известная классификация — классификация по возрасту ребенка. В ней 3 категории, и принадлежность смеси к одной из них определить очень легко — подскажет цифра на упаковке.

Цифра 1 соответствует смести, которую можно применять с первых дней жизни, 2 — для детей с шестимесячного возраста, 3 — для детей от года.

Как же все-таки искусственно кормить новорожденного?

Точно так же, как и при ГВ есть два варианта: по требованию и по расписанию. Можно первое время кормить кроху по требованию, пока не установится удобный для него режим питания. Но ни в коем случае не перекармливайте — в этом случае недокормить даже безопаснее, ведь малыш не заработает расстройство желудка.

Если же вы хотите придерживаться точного графика с первых дней жизни, кормите ребенка каждые 3-3,5 часа 6-7 раз в день. Месячному малышу нужно не больше 90 гр. смести за раз. В первую неделю необходимое количество еды рассчитывают так: возраст ребенка в днях умножают на 10. Таким образом, малышу, которому 4 дня, нужно 40 грамм смеси за раз.

После недели рассчитывают уже иначе: вес ребенка делят на 5 и потом еще на количество кормлений. То есть, если ребенок весит 4000, в день ему нужно 800 грамм смеси, что соответствует примерно 120 граммам смеси за раз.

Есть и другой способ рассчитать необходимое количество еды – воспользоваться таблицей рекомендуемой калорийности, которая приведена ниже. Вся информация о содержании калорий, белков, жиров и углеводов в смеси указана на упаковке. Помните, что нельзя превышать калорийность более, чем на 50 ккал и норму белков, жиров и углеводов более, чем на 1,5 грамма.

Возраст Энергия ккал/кг Белки г/кг Жиры г/кг Углеводы г/кг
0-3 мес. 120 2,3 6,5 13
4-6 мес. 115 2,5 6,0 13
7-12 мес. 110 3,0 5,5 13

Мойте руки горячей водой перед кормлением. Желательно каждый раз давать смесь одной и той же температуры, чтобы ребенок привыкал. Также, не стоит сохранять то, что он не доел – выбрасывайте сразу или храните в холодильнике (именно в холодильнике, а не в дверце) не более шести часов. Иначе употребление проукта может привести к отравлению, ведь продукт не абсолютно стерилен, и в нем могут начать размножаться микробы.

Следите, чтобы вместо смеси ребенок не получал воздух — это создаст ложное чувство сытости. Держа кроху в классической позе, в которой сидят мамы при ГВ, наклоняйте бутылочку, следя, чтобы в соске постоянно была еда. После кормления, для того чтобы воздух вышел из желудочка, подержите ребенка в вертикальном положении в течение нескольких минут.

Ни в коем случае не оставляйте новорожденного наедине с бутылочкой — в таком возрасте ему важен именно контакт с вами, это заложит основу его поведения на всю жизнь. К тому же, малыш может потерять бутылочку или поперхнуться. С 4-5 месяцев уже можно давать ребенку держать бутылочку, но при этом вы должны внимательно контролировать процесс кормления:

  • Нельзя кормить спящего малыша.
  • Нельзя кормить насильно, даже если ребенок не съел положенной нормы, но если этой нормой он не наелся – допустимо дать еще 30-50 мл, если у него нормальная масса тела.

Приготовление к искусственному вскармливанию новорожденного

При приготовлении еды полностью придерживайтесь инструкции и точно соблюдайте дозировку. Если переусердствуете – возможны проблемы с пищеварительной системой, недодадите – чадо будет капризничать, и, возможно, собьёт режим.

Если у вас есть проблемы с этим, присмотритесь к специально расфасованным на одно кормление смесям. Однако как показывает практика, для большинства родителей приготовление еды доходит до автоматизма уже через месяц ежедневной практики.

Помните, что смесь разводят уже непосредственно в бутылочке, после чего встряхивают, смотрят, не образовалось ли в ней комочков. Существуют и жидкие молочные аналоги, с приготовлением которых заморачиваться вообще не нужно. Не забывайте и о стерильности при приготовлении – мерная ложка должна быть чистой, вода – кипяченой. Важно также соблюдать все условия хранения продукта.

  • Проявление аллергических реакций у ребенка;
  • Смесь является причиной проблем с пищеварительным трактом;
  • Ребенок уже вышел из возрастной категории, для которой предназначена смесь;
  • Появилась необходимость в лекарственной смеси.

Соска — важная мелочь

Очень многое в искусственном вскармливании новорожденного зависит от того, насколько удобна для него соска. Если отверстие в ней слишком больше — малыш будет захлебываться, если слишком маленькое — ему будет очень трудно пить, он будет медленно опустошать бутылочку и, скорее всего, нервничать при этом.

Удобный размер индивидуален для каждого ребенка, но если он подобран правильно, одна бутылочка выпивается примерно за 20 минут, а жидкость выливается каплями, а не струёй.

Купили неподходящую соску? Не беда! Размер отверстия можно увеличить в домашних условиях. Просто используйте нагретую иголку. Сейчас в продаже можно найти соски с указанием рекомендуемого возраста, для которого они предназначены. В целом, соски довольно быстро изнашиваются, поэтому не забывайте покупать новые.

Правила гигиены, или как не навредить здоровью

Естественно, при искусственном кормлении новорожденного из бутылочки нужно соблюдать очень строгие правила гигиены, ведь организм крохи еще очень слабый и хрупкий. Бутылочки обязательно стерилизуют с помощью специального устройства — стерилизатора, или старым проверенным способом — водяной баней. Перед стерилизацией остатки еды удаляются ершиком.

Особое внимание нужно уделить резьбе и другим деталям, где еда может застрять. Для ребенка возрастом до месяца стерилизовать «посуду» нужно после каждого кормления. От месяца — стерилизовать достаточно не чаще раза в неделю, если ополаскивать и бутылочку, и соску кипятком непосредственно перед каждым кормлением.

Также обязательно стерилизовать новую, только что купленную бутылочку. Конечно же, лучше не рисковать, и не использовать для кормления некипяченую воду — даже если она фильтрованная, лучше перестраховаться, ведь от этого зависит здоровье малыша.

Прикорм при искусственном вскармливании

Как уже упоминалось, при искусственном вскармливании прикорм вводят раньше, чем при грудном – в 4,5-5 месяцев (против 5-6 месяцев). Это обусловлено недостатком одних и переизбытком других веществ в смесях. Названые сроки – приблизительны, для установления более точных необходима консультация у педиатра. Прикорм начинают с крохотных порций продукта, постепенно увеличивая их.

Так, в первый день ребенок ест чайную ложку, а через пару недель – уже вполне полноценную порцию. Прикорм дают перед кормлением смесью, обычно с ложечки. Продукт нужно измельчить до состояния пюре, внимательно проследив, чтобы не было комочков или кусочков – ребенок еще не готов к их употреблению.

Кроме того, не стоит вводить два продукта одновременно – это сложно для организма, а если возникнет негативная реакция, возникнут проблемы с определением на какой продукт именно.

Эмоции при искусственном вскармливании

Создать правильную атмосферу при кормлении ребенка можно, придерживаясь нескольких простых правил:

  • В первую очередь, вы должны чувствовать себя комфортно, не испытывать неудобств, иметь хорошее и спокойное настроение. Расслабьтесь, отложите мобильный телефон, а вместе с ним и все дела. Сейчас вы – мама, и это главное.
  • Выберите уютное и удобное место для кормления.
  • Возьмите малыша на руки, разговаривайте с ним, улыбайтесь, смотрите ему в глаза во время кормления.
  • Чтобы добавить процессу реалистичности, иногда рекомендуют подогревать молоко до температуры человеческого тела или чуть больше – около 37-38 градусов. Если у вас нет приборов для измерения температуры, капните немного смеси себе на плечо – капля не должна быть ни холодной, ни горячей.

Помните, что ваш ребенок требует больше любви и ласки, чем ребенок на ГВ, поэтому пообщайтесь с ним подольше лишний раз, поиграйте, сделайте массаж.

Хорошо, когда во вскармливании помогают и другие родственники, однако на первых порах, когда новорожденный еще очень маленький, постоянная смена лиц при кормлении может вызвать стресс. Поэтому кормить его должна либо мама, либо два человека поочередно.

Поить или не поить?

Большинство родителей не зря обеспокоиваются проблемой допаивания – ребенку действительно может требоваться больше воды, чем он получает со смесью, особенно летом. Допаивать ребенка можно только совсем маленькими порциями, ни в коем случае не до кормления, чтобы не возникло ощущение ложной сытости. Используйте исключительно кипяченую воду. Также вода может помочь, если у ребенка запор, или температура.

Стул на искусcтвенном вскармливании малыша

Стул ребенка-искусственника обычно реже стула ребенка на грудном вскармливании, но у новорожденного он не должен быть реже одного-двух раз в сутки, иначе стоит обратиться к врачу. Во избежание запоров, которые также часто являются проблемой детей на ИВ, рекомендуется делать гимнастику и массаж живота.

Итого, можно выделить список основных правил для искусcтвенного вскармливания новорожденного:

  • Подберите качественную смесь с учетом возраста и индивидуальных потребностей малыша;
  • Точно следуйте инструкции при приготовлении смеси и не храните уже готовый продукт;
  • Следите за тем, как малыш ест;
  • Следите за тем, сколько он ест;
  • Ответственно отнеситесь к выбору правильной соски;
  • Стерилизация – залог здоровья вашего ребенка;
  • Допаивание – вполне уместная практика;
  • Заботьтесь о правильном эмоциональном развитии малыша.

При соблюдении этих правил потери от отсутствия грудного молока будут минимальными, здоровье и иммунитет малыша – крепкими, а развитие – быстрым и правильным. Разве не это и является залогом счастья любого родителя?