Почему одним всё, а другим ничего? Почему одним – все, а другим – ничего? Почему дано все а другим ничего.

Не спрашивали ли вы себя: почему иногда одним — все, а другим — ничего? Отвечаю на вопросы читателей.

Анастасия, Киев:

Все, о чем Вы пишите, понятно и доступно. И ты уговариваешь себя после очередного падения начинать заново, восстанавливаешь любовь и уважение к себе, стараешься находить мотивацию. Но потом садишься и не можешь найти ответы на многие вопросы. Звучит отвратительно, я знаю, но не спрашивали ли вы себя, почему иногда одним все, а другим ничего? Почему ты хватаешься за любую возможность заработать и теплишь надежду внутри, что все получится, ну не может же не получиться, а другие живут совершенно другими категориями, для которых, например, «всего лишь 500 долларов сумка», «всего лишь в Египет 5-й раз за год слетать»… Понимаю, что все в наших руках, все будет, если захотеть. Только вот, а если нет?

Настя, что-то «всего лишь в Египет 5-й раз за год слетать» выбивается из линии вашего примера. Всего лишь 5-й раз в Альпы за сезон, на выходные на Олимпиаду, в Милан на шопинг, в Нью-Йорк погулять, ну и в Египет, да, можно на дайвинг тоже - это я понимаю, нормальная жизнь.

Ладно, шучу.

По существу.

Вопрос ужасный - это правда, и я на него отвечаю только потому, что вы, как говорит один мой знакомый, хоть чуть-чуть «отдупляете». То есть в какой-то мере понимаете, насколько это чудовищно — так думать.

Мне вот что интересно на самом деле: а отдаете ли вы себе в полной мере отчет, что:

искренне недоумевая, почему «одним все, а другим ничего», человек намертво прибивает себя к доске бедности, а что еще хуже, вводит свою жизнь в колею извечной несправедливости?

Такое мышление - это дорога в ад при жизни, где вы будете вечно обделенной жертвой. И куда ни ткнись - ничего толком получаться не будет, потому что такова роль жертвы, а вы ее гордо несете изо дня в день, доказывая самому себе свою правоту.

Фундаментальный закон бытия, который я очень рекомендую усвоить, если хотите хоть малейших подвижек в своей жизни:

Жертва не может стать победителем. Но жертва может перестать быть жертвой. А потом становиться кем угодно.

Жертва не может быть безмятежно счастливой. Но жертва может перестать быть жертвой. А потом становиться кем угодно.

Если на вас маска жертвы, будьте готовы к соответствующему отношению со стороны реальности.

В этой позиции у вас только два пути: 1) продолжать играть отведённую роль или 2) снять маску жертвы и выбрать другую.

Еще раз. Некоторые думают, что линия трансформации выглядит так: Жертва - Творец.

А на самом деле схема такая: Жертва - Отказ от роли жертвы - Творец. Между жертвой и творцом своей жизни есть промежуточный этап, когда человек снимает маску и выбирает другую роль. Это краеугольный камень для всех нытиков и обделенных судьбой.

К сожалению, очень часто я наблюдаю картину, в том числе и на своих программах, когда люди хотят перемен и даже делают первые шаги, не снимая с себя эту роль. Они хотят перемен, не изменив установки мышления и речи. А это не работает. Для реальности - это лишь еще одно подтверждение в ответ на вопрос: «Кто ты?». Если мыслишь, говоришь и действуешь как жертва - ты жертва. И точка. В мире сохраняется баланс, и несчастные остаются на своих местах.

Вы уточняли:

Не спрашивали ли вы себя, почему иногда одним все, а другим ничего.

Нет. Не спрашивала. Никогда даже в голову не приходили такие формулировки. Меня волновали совсем другие моменты.

Как у некоторых людей получается то, что они делают?

"Качество вашей жизни зависит от того, какие вопросы вы себе задаете".

Энтони Роббинс

Дело в том, что я не вижу разницы между собой и людьми, которые делают сумасшедшие штуки и много имеют. Поэтому меня всегда волновал только вопрос: «Как?»

Как кто-то смог написать мировой бестселлер или создать выдающийся интернет-проект? Как, имея троих детей, женщина успевает заниматься бизнесом или строить карьеру? Как кто-то создал бизнес с нуля? Как? Как? Как? И так далее и тому подобное по списку вопросов, которые меня волнуют .

И ответы находились. В биографиях, которых я перечитала большое количество, на сайтах, в книгах, в личных беседах, когда доводилось сидеть с масштабным человеком за одним столом.

Я знаю, как живут интересные мне писатели, например. Знаю, чего им стоит то, что они имеют. Их примеры меня учат, вдохновляют, поддерживают, дают ответы и подсказывают. У меня язык не повернется употребить слово «дается» в отношении плодов, которые они сейчас пожинают. Они это заслужили. Это результат упорного труда, умноженный на гибкий ум при достаточно высокой концентрации неудач, через которые человек проходит на этом пути.

Они рисковали, отказывались, уходили, неоднократно падали, пробовали без малейшей подсказки «получится или нет» и делали-делали-делали. Или, думаете, фраза «реализовать свой потенциал по максимуму» подразумевает что-то другое?

Прочитал книгу Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?». Книга вобрала в себя очень много идей и живых примеров, которые заставляют взглянуть на обычные вещи с необычного ракурса. На много разных вещей. О них и поговорим.

О причинах

Единственный источник власти – умение видеть причину. И вот вы пришли ко мне, не видя причину, не имея власти.

Во-первых, эта книга о причинах. Непрозрачных с первого взгляда и неочевидных причинах разных событий. Эта книга показывает, насколько правдивой оказывается мысль об ураганах, начинающихся из-за полёта бабочки.

Некоторое время назад я прочитал о продуктовых рисках, в самом начале которой в ролике TED был озвучен один очевидный тезис, на который мало кто обращает внимание: «Вы не знаете, что вы не правы, пока не узнаете, что вы не правы.». В контексте статьи имеется в виду следующее. Вы приняли какое-то решение и начали претворять его в жизнь. Ваше решение было неправильным и проект идет к краху. Однако, вы еще не знаете, что ваше решение неправильное, соответственно, и не знаете, что проект идет к краху. Но он идет вне зависимости от того, что вы о нем думаете. И в этом-то вся и соль. Что когда вы наконец-то прозреете, ваш проект не вернется к своему началу. В отличие от вас, вернувшегося в начальную точку принятия решения.

Хорошая стратегия базируется на понимании того, как себя будут вести ваши конкуренты, какое поведение они выберут. Но поведение само по себе не возникает на пустом месте. Наше поведение формирует сложная система причин и следствий. Зная причины, можно предсказать поведение. Зная поведение, можно реализовать беспроигрышную стратегию. Это логика лежит в основе теории игр. На Coursera есть отличный курс по теории игр от Высшей школы экономики, который всем советую. В рамках курса слушателям несколько раз давалась на решение одна и та же задача. Правда, не сразу, а через лекцию-другую. Это было очень увлекательно, т.к. количество баллов, которые выигрывает слушатель в ходе решения задачи, зависят от того, как эту задачу решат другие участники курса. Самое интересное было наблюдать, как каждый раз меняются ответы учащихся, когда они начинают получать новую информацию из лекций о причинах своего поведения и поведения других людей. Картина общих результатов каждый раз становилась совершенно иной, чем в прошлый раз. Поведение игроков изменялось, когда им становились ясны причины.

Понимание причин поведения людей крайне важно в бизнесе и управлении продуктами в частности. Это и умение правильно выстроить ход переговоров при заключении сделок, когда нужно знать, что именно движет другой стороной, чтобы выбрать правильные аргументы и тактику. Это и принятие стратегических решений в условиях конкурентного рынка, когда необходимо выстроить среднесрочную или долгосрочную стратегию компании или продукта с учётом изменяющейся конъюнктуры, экономических и политических факторов, трендов развития технологий и структуры спроса. Это и правильное проектирование user experience интерфейса продукта, когда необходимо понимать не только то, как пользователи себя ведут и думают, но и то, как они себя НЕ ведут.

Несмотря на то, что господин Меровинген из Матрицы мало кому нравится, говорит он на удивление здравые вещи.

О людях

Я не знаю другого способа достичь успеха, кроме как усердно работать. Только тогда человек действительно чувствует, что успех является заслуженным (Дианочка Шурыгина, прости, но ты отстой). Именно поэтому мне больше понравилось читать биографию Элона Маска, а не Стива Джобса. Ведь в отличие от Джобса, в «Tesla, SpaceX и дорога в будущее» фокус делается не на самой личности Элона и её психических отклонениях, а на том, каким образом Маск создавал свои компании. Не на том, как он переживал трудности, а на том, как он с ними справлялся.

Все действительно великие люди — это китайские крестьяне Гладуэлла, взрастающие рис.

О судьбе

И вот тут, если абстрагироваться от всех отдельных личностей, их историй и причин их историй, о которых написано в книге, если посмотреть на картину чуть повыше, возникает старый философский вопрос: все эти хитросплетения случайностей не являются ли закономерностью? Книга не даёт ответа на вопрос. Более того, она его даже не ставит. Но именно этот тезис является логическим следствием из всего, что в ней было сказано.

Вообще, одно из моих увлечений, это метаматематика , наука о причинах и следствиях; место, где рождаются аксиомы. И в будущем я намерен написать очень вкусный пост обо всём этом, чтобы показать всю красоту этого теоретического мира, но не сейчас. Сейчас я хочу лишь подвести вас к одной из её дверей.

Вы бросаете монету. Знания теории вероятностей подсказывает вам, что вероятность выпадения орла составляет 50%. И это правильно. В рамках этой модели мира. Используем другую — теоретическую физику. Мы знаем, как монета лежит в руке до броска, мы знаем силу и её вектор, сопротивление воздуха, силу гравитации и то, что монета упадет на стол с твердой поверхностью. Также, мы знаем плотность монеты, её массу и полную геометрическую структуру, как и физические характеристики стола. С какой вероятностью выпадет орел? Компьютерная симуляция эксперимента при прочих равных условиях каждый раз будет выдавать только один результат. Со 100% вероятностью. В рамках этой модели мира.

Что изменилось? Когда случайность превратилась в истинное знание? Рассмотрение по отдельности массы монеты, вектора силы или сопротивления воздуха ничего даст. С точки зрения уже упавшей орлом монеты, то, что сила притяжения была именно такой — случайность. По крайней мере, мы так думаем. Но если посмотреть на всю систему в целом, то именно такое сочетание свойств среды и дало возможность монете упасть орлом. Точно также, как и Стиву Джобсу стать самым великим визионером нашей эпохи.

То, как определенные события происходят, никогда не бывает случайностью, так как на всё существуют определенные причины. Сила тяжести такая, потому что наша Земля именно такой массы и состоит из определенных металлов (ну или из чего она там). Плотность металла монеты именно такая, потому что её кристаллическая решетка выглядит определенным образом. Сила, с которой монету подкинули, была именно такой, потому что такова физиология тела подбрасывающего. Рожденный ползать летать не может. Примеры из книги это доказывают.

О мышлении

Немаловажную роль в моем воспитании играли бабушки. А что есть бабушки для человека, родившегося в конце 80-ых? Это люди, которые родились как раз до Второй Мировой войны. Как вы думаете, что отличает этих людей от других? Их детство пришлось на самое сложное время в российской истории. Голод и лишения сформировали мышление «лишь бы не было войны», при котором довольствуешься малым. Коллективизм превыше либерализма. Частная собственность минимальна, свободного рынка нет. Государство — единственный благодетель кроме собственного огорода. После обучения в вузе ты будешь распределен на производство. Государство даст тебе квартиру, правда, нужно будет постоять в очереди. Но можно и по блату…

Когда я родился, осталось три года до распада самой крупной державы этой планеты. Однако, еще до наступления этого события, которое мало кто мог себе представить, в стране была полная неопределенность в завтрашнем дне, сказавшаяся в том числе и на моих родителях. Мы часто переезжали в поисках «лучшей жизни», пока не обосновались в Норильске, где нас ждали «лихие 90-ые» и дефолт. Многие люди в те времена искали островок стабильности. Стабильность — это единственное, чего хотелось всем в то время, чтобы не перебиваться с макарон на воду.

Каким могут воспитать ребёнка люди, имея подобную модель мышления? Своеобразный вопрос. Но не вина этих людей, что среда сформировала их мышление именно таким. Эффект маугли на уровне психики, ничего не поделаешь. И к сожалению, все воспитание меня моей семьей при таких вводных и не могли идти по другому сценарию, кроме как «снижение рисков». Учись прилежно, иначе не поступишь в вуз. В вузе нужно учиться, иначе не возьмут на работу. Как поликлиника не позволяет пройти бесплатную мануальную терапию? Ты хоть питаешься-то там нормально, в своём Питере? На работе-то все в порядке, зарплату-то хоть платят, а то сейчас всякое бывает? Как не получается ребенка в садик устроить, какие вы в очереди?

Раньше, не осознавая причин такого их поведения, я дико злился и ругался. Но сейчас я владею знанием причин. Они и не могли иначе, и советовали мне так, как диктовала им их модель поведения. Они все были рождены не в лучшее время и не в лучшем месте. С другой стороны, именно у моего поколения появился первый шанс «начать все с начала».

Чтобы выйти за рамки вбитых в голову стереотипов пришлось потратить слишком много времени. В итоге, я научился рисковать. Я научился принимать решения и нести за них ответственность. Я научился делать всё сам. Я научился говорить нет (что очень важно для продактов, не так ли). Я научился не воспринимать во внимание мнение людей, которые не важны для меня. Я научился плевать на то, что думают о мне другие. Я научился ошибаться и не быть идеальным. Я научился идти к своей цели во что бы то ни стало. Мне хочется верить, что я нашел свое признание, и стратегия снижения рисков в нём — лишь одна из возможных, но никак не определяющая. Единственное, о чем я немного жалею, это то, что будь всё по-другому, мои 10.000 часов могли наступить намного раньше. Однако, история не знает сослагательного наклонения.

О воспитании

Именно поэтому моей целью при воспитании сына будет не показать ему то, чем славилась моя эпоха и научить его тому, как жить в ней. А подготовить его к тому, что его может ожидать завтра. Все, что я знаю и умею сегодня, безбожно устареет, когда он закончит школу. Бессмысленно учить его этому.

В книге немаловажное внимание удаляется воспитанию. Пример с частной американской школой — очень показателен. И именно поэтому моим долгом будет показать сыну, насколько мир большой и полный смысла. Насколько он интересен и разнообразен в своих проявлениях, в своих лицах и эпохах. Я покажу ему бесконечные варианты возможностей, выходящих за пределы видимых ограничений. Я покажу ему взаимосвязи причин и событий, и научу в них разбираться. Уже сейчас он показывает хорошие способности к ассоциативному мышлению и поиску закономерностей. Я научу его учиться и находить ответы самостоятельно. Я научу его терпеть поражения и одерживать победы, потому что не научившись падать, не научишься стоять. Я научу его принимать решения и нести за них ответственность. Я буду развивать его сильные стороны и не обращать внимания на слабые. Я покажу ему, где лежат границы морали и совести, чтобы он сам выбирал, по какую сторону ему становиться.

Я не знаю, кем он станет, когда вырастет. И у меня нет предпочтений и пожеланий. Будущее намного интереснее, когда его не предугадываешь. Я не знаю, как он будет поступать в тех или иных случаях. Я не знаю, будет ли он любить математику и слушать рок. Мне все равно, во что он будет одеваться или какая у него будет прическа. Главное, чтобы он понял, что в этом мире возможно всё , если он сам этого захочет, даже если он был рожден не в нужное время, и не в нужном месте.

И снова о причинах

Давайте отмотаем назад и еще раз поговорим о судье и причинах. Что, если совокупность причин событий, которые происходят в жизни людей, не являются совокупностью, а представляют собой систему и связанную последовательность? Вернемся снова к теории вероятностей. Какова вероятность, что у ларька с мороженым, возле которого вы проходите только начинается 10-минутная распродажа? Какова вероятность, что вы, узнав об этом, купите себе мороженое? Какова вероятность, что пройдя три шага, у вас упадет из рук это мороженое? Какова вероятность, что у вас украдут сумку с важными документами? Какова вероятность, что после этого вор пробежит десять метров и подскользнется на упавшем у вас из рук мороженом? Какова вероятность, что чисто случайно рядом окажется наряд полиции?

Каждое событие по отдельности вполне имеет место быть, но совместное их последовательное возникновение настолько маловероятно, что таких маленьких чисел еще не придумали. Но, так или иначе, эти события произошли. Являются ли они совокупностью случаев или здесь видна некоторая система? Я уже о своей трактовке Бога и не буду повторяться. Я не знаю, так ли оно на самом деле, или нет. Но одно я вижу точно: всё, что Бог ни делает, всё к лучшему. Порой причины настолько отдалены по времени от следствий, что нельзя разглядеть никакой связи, и события кажутся нам случайностями.

Но есть кое-что сильнее этих причин. Это наша — воля. В последнем абзаце статьи я писал, что видение — это вера, строящая реальность. Так вот, делает это она при помощи воли. Воля — это то, что позволяет встать седьмой раз, когда шесть раз упал. Воля — это то, что позволяет идти вперед, когда другие уже прошли. Воля — единственное, что может быть сильнее причин. Главное, чтобы она была, и тогда

Сам Бог не сможет защитить нас от нашей воли.

В одной из своих самых известных книг «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?» канадский журналист Малкольм Гладуэлл (Malcolm Gladwell) подвергает сомнению популярную идею о том, что успех - это личная заслуга. Мы делимся важными выводами Гладуэлла о природе успеха и гениях, которые вынуждены оставаться аутсайдерами.

Все темы, которые затрагивает книга «Гении и аутсайдеры», связывает одна основная идея: причины успеха людей мы сводим исключительно к их личным качествам, упуская из виду множество не столь очевидных, но не менее значимых факторов. Это достаточно необычный взгляд на успех, отличающийся от того, что продвигают популярные книги по саморазвитию и мотивации, основной посыл которых можно свести к фразе: «Верьте в себя, старайтесь, никогда не сдавайтесь, и всё у вас получится».

Итак, давайте разберём ключевые идеи книги «Гении и аутсайдеры».

1. Нельзя объяснять чей-то успех только личными заслугами. Не менее важную роль играют благоприятные возможности и удача

Объясняя успех человека исключительно его собственными заслугами, мы сбрасываем со счетов людей, которых считаем бесперспективными. А это всё равно что думать, что самый высокий дуб в лесу стал таким только потому, что вырос из самого живучего жёлудя, не принимая во внимание другие не менее значимые факторы:

  • то, что этот жёлудь должен был попасть в плодородное место,
  • то, что другие деревья не скрывали от него солнце,
  • и то, что до него не добрались ни дровосеки, ни животные.

Огромное значение благоприятных возможностей в достижении успеха подтверждает проведённый анализ дней рождения канадских хоккеистов. Случайно было обнаружено, что большинство из них, в том числе члены национальной лиги, родились в январе, феврале и марте, а наименьшее - в конце года.

Этот феномен не был связан с мистикой или астрологией. Объяснение было простым. Дело в том, что в Канаде отбор в возрастные хоккейные группы заканчивается 1 января. Ребёнок попадёт в группу для девятилетних, даже если 2 января ему стукнет десять. И он будет играть в одной группе с ребёнком, который отпразднует десятый день рождения аж в декабре. А в этом возрасте разница в 12 месяцев означает заметные различия в физической форме, что, соответственно, даёт существенные преимущества детям, родившимся в начале года.

Более рослые и сильные дети попадают в команды лучших тренеров, им приходится больше тренироваться и проводить больше матчей, и в итоге они становятся прекрасными хоккеистами.

Однако большинство людей убеждено, что успех обусловлен исключительно талантом и личными заслугами, а следовательно, никто не хочет пытаться присмотреться к тем, кого посчитали недостаточно способным.

2. Чтобы стать профессионалом, требуется 10 000 часов практики, что эквивалентно 3 часам практики в день на протяжении 10 лет

Благодаря книге «Гении и аутсайдеры» было популяризовано исследование, проведённое в начале 90-х годов под руководством психолога Андерса Эриксона (Anders Ericsson) в Академии музыки в Берлине. Это исследование показало, что лучшие студенты академии упражнялись больше других:

  • к девяти годам - по шесть часов в неделю,
  • к двенадцати - по восемь часов,
  • к четырнадцати - по шестнадцать…

И так до 20 лет, когда они начинали заниматься более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших студентов в сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8 000, а у отстающих - 4 000.

Затем Эриксон и его коллеги нашли аналогичную закономерность в среде профессиональных пианистов, каждый из которых к 20 годам имел по 10 000 часов практики, и пианистов-любителей, которые никогда не занимались более трёх часов в неделю.

Исследование Эриксона интересно ещё и тем, что ему не удалось найти ни одного человека, достигшего высокого уровня мастерства, который бы не прилагал серьёзных усилий и упражнялся меньше сверстников. С другой стороны, не нашлось и тех, кто, вкалывая изо всех сил, так и не вырвался вперёд.

Опираясь и на другие исследования профессиональной компетентности, учёные вывели количество часов, ведущее к мастерству в любой сфере (музыке, спорте, программировании и так далее).

Чтобы стать мастером, нужно 10 000 часов, что эквивалентно примерно трём часам практики в день или 20 часам в неделю на протяжении 10 лет.

Однако важно отметить: для того чтобы наработать такое количество часов, молодым людям нужна поддержка окружения, участие в специальных программах или же какое-то счастливое стечение обстоятельств, которое позволило бы полностью отдаваться обучению.

3. Высокий уровень интеллекта не гарантирует успеха в жизни

В 20-х годах ХХ века профессор психологии Стэнфордского университета Льюис Термен начал исследование жизненного пути около полутора тысяч детей с выдающимися интеллектуальными способностями, которые он измерял с помощью доработанных тестов Альфреда Бине. Коэффициент интеллекта каждого из отобранных детей составлял от 140 до 200. Термен отслеживал жизненный путь своих подопечных и документировал все значимые события их жизни. Своим исследованием он хотел доказать, что коэффициент интеллекта играет главную роль в успехе человека.

Несмотря на то, что некоторые из его гениев добились определённых успехов в бизнесе, науке, писательстве, юриспруденции, мало кто стал фигурой национального масштаба.

Некоторые имели приличный доход, но не баснословные прибыли, а некоторых вообще можно было назвать неудачниками. Никто из тщательно отобранных вундеркиндов не стал лауреатом Нобелевской премии. И напротив, Уильям Шокли и Луис Альварес, которых коллеги Термена не включили в выборку, посчитав недостаточно интеллектуальными, этими лауреатами стали.

Выходит, для достижения успеха достаточно обладать высоким, но не феноменальным IQ, равным примерно 120 баллам, а все последующие баллы не приносят особого преимущества. Также огромную роль играет благоприятная среда, в которой должен расти и развиваться человек.

4. Практический интеллект намного важнее IQ


Но что же отличает успешных людей от неуспешных, если у них одинаковый IQ? Дело в так называемом практическом интеллекте - понимании того, что, когда и кому сказать, и знании того, как с помощью этих слов добиться максимальных результатов. Такая бытовая сообразительность должна сформироваться под внешним влиянием. В первую очередь - под влиянием семьи.

В качестве иллюстрации важности роли практического интеллекта в достижении успеха Малкольм Гладуэлл противопоставляет истории двух людей: известнейшего физика Роберта Оппенгеймера, под руководством которого была создана атомная бомба, и одного из умнейших людей на Земле - Криса Лангана, оценка IQ которого варьируется в пределах 195–210.

Обстановка, в которой рос Роберт Оппенгеймер, сын художницы и успешного предпринимателя, способствовала развитию умения налаживать связи, договариваться с другими людьми и разрешать сложные ситуации. Уникален случай, когда за попытку отравить (!) своего университетского преподавателя Роберт Оппенгеймер не получил серьёзного наказания. Руководство университета дало ему испытательный срок и направило на лечение к психиатру. И даже наличие такого факта в биографии не помешало Оппенгеймеру стать руководителем важнейшего военного проекта по разработке атомной бомбы.

Напротив, история жизни такого умнейшего человека, как Крис Ланган, показывает, что интеллект без необходимых социальных навыков не поможет достичь успеха. Крис рос в бедной многодетной семье и часто подвергался нападкам пьяного отчима. Он был обделён вниманием и заботой, и с детства жизнь учила его держать дистанцию, никому не доверять и быть независимым. Несмотря на то, что во многих предметах он разбирался лучше своих преподавателей, ни с кем из них он не смог наладить контакт. И это привело к тому, что ему пришлось бросить университет и работать на низкооплачиваемых работах. Когда Гладуэлл писал книгу, Крис Ланган жил на ферме и занимался собственными исследованиями. Его работы почти не публиковались.

5. Культура, к которой мы принадлежим, во многом определяет наше поведение

Культура может оказывать огромное влияние на судьбы людей: вести к неправильному пониманию друг друга или давать определённые преимущества.

Большой интерес представляет индекс дистанции власти. Он показывает, как та или иная культура относится к иерархии, в какой степени люди согласны с неравным наделением властью, испытывают ли члены общества почтение к пожилым людям, есть ли у власть имущих особые привилегии.

К странам с высоким значением индекса дистанции власти относятся, например, Индия, Китай, Россия, Франция, Корея, Бразилия. К странам с низким - Германия, Великобритания, Португалия, Австралия.

Также культуры различаются по уровню обособленности по шкале «коллективизм - индивидуализм». Крайнее положение на стороне индивидуализма занимают США. И не удивительно, что США являются единственной в мире промышленно развитой страной, не имеющей системы всеобщего здравоохранения.

Культурное наследие проявляется и в таких неожиданных областях, как математические способности.

Почему представители азиатских стран зачастую опережают других в математических тестах? По мнению Малкольма Гладуэлла, объясняется это просто. Логика азиатских языков и более лёгкий, по сравнению с другими языками, способ обозначения цифр изначально способствуют лучшему обучению счёту азиатских детей.

Все эти незначительные на первый взгляд факторы влияют на наше восприятие, поведение и способы взаимодействия. Они могут и дать нам преимущества, и лишить возможностей, имеющихся в других культурах.

Однако, как отмечает Малкольм Гладуэлл, культура - это не тюрьма, из которой нельзя выбраться. Как показывают эксперименты, человек способен примерять новые варианты поведения и менять свою личность, что освобождает от фаталистического взгляда на жизнь. Но прежде чем решить, куда двигаться, нужно осознать, откуда мы пришли.

Заключительные комментарии

Книга «Гении и аутсайдеры» стала бестселлером сразу после выхода. И вполне заслуженно. Малкольм Гладуэлл - талантливый журналист, он излагает свою теорию не сухо и абстрактно, а через истории, каждая из которых по-своему интересна.

С одной стороны, книга предлагает несколько пессимистичный взгляд на природу успеха. Но с другой стороны, её выводы вполне можно использовать на практике:

  1. Заниматься 10 000 часов тем, в чём хотите преуспеть.
  2. Не расстраиваться из-за не самых высоких результатов IQ-теста.
  3. Развивать практический интеллект в себе и в своих детях.
  4. Понимать свои слабости и особенности культурной среды.

Книга, определённо, даст полезную пищу для размышлений, а раскрытие идей через интересные истории сделает её прочтение захватывающим.

Дата: 2015-12-26

Здравствуйте читатели сайта .

Многие люди, как и я, наблюдая за другими личностями (а это могут быть знакомые, друзья, родственники, или некие звезды шоу-бизнеса, которых показывают по телевизору), задавали себе один вопрос: «Почему одним все, а другим ничего?». Что за несправедливость такая? Он или она купается в роскоши, может позволить себе все, что захочет, а я еле концы с концами свожу? Вам знакома такая ситуация? Конечно, знакома. Отсюда появляется . Давайте попробуем выяснить, почему одним все, а другим ничего.

Найти ответ на этот вопрос очень сложно. Мне кажется, что многое зависит от . К примеру, возьмем двух девушек. Одна родилась красивой, а другая обычной, или хуже того – некрасивой. Из-за этого жизнь этих двух девушек сложится совершенно по-разному. Красивая девушка всегда будет востребованной и наведу практически у всех состоятельных мужчин. Она может принимать участие в конкурсах красоты и побеждать в них, получая за это солидные вознаграждения. Недавно я был на конкурсе мисс НН. В этом конкурсе приняло участие 12 девушек. 9 из них были средней внешности, 2 некрасивые (не знаю, как они кастинг прошли), и лишь одна красивая (ее я знаю лично). Так вот она и стала мисс НН. Она получила путевку в Доминикана и 150 000 рублей.

Я видел, как другие участницы конкурса ей завидовали. Девушки не умеют радоваться победам других девушек. У них это нет в природе. Я видел, как зрительницы зала смотрели на нее с завистливыми глазами. И наверняка у кого-то из них вертелся вопрос: «Почему одним все, а другим ничего?» . Она родилась с красивой внешностью, стала международной моделью (а им платят очень много), выиграла конкурс, а потом через две недели вышла замуж после конкурса за богатого человека. Сейчас она на сейшелах.

Некрасивые или обычные девушки чаще всего живут обычной жизнью. У кого-то вообще не складывается личная и профессиональная жизнь, хотя прилагается немало усилий для того, чтобы эту ситуацию исправить.

Возьмем мужчин. Лишь единицы зарабатывают солидные деньги, имеют повышенное внимание у красивых женщин. Они ездят на красивых машинах, могут позволить отдых в любой стране, живут в элитных квартирах, и каждая женщина мечтает завладеть таким призом. Среднестатистический мужчина ездит на обычной машине, живет от зарплаты до зарплаты, копит деньги на квартиру, имеет кредит.

Почему так получается? Я создал формулу, которая определяет качество жизни человека. В первую очередь идет талант, незаурядные способности, внешность, харизма. Потом идет удача, и на последнем месте труд. Получается так: талант – удача – трудолюбие. Почему я так думаю? Все люди, которые имеют высокий социальный статус – обладают исключительным даром. Кто-то может сочинять великолепную музыку, кто-то писать чудесные книги, кто-то очень , а кто-то рожден быть изобретателем (новатором).

Люди с исключительными способностями всегда идут впереди других людей. Например, Павел Дуров изобрел самую популярную сеть в России и СНГ, Билл Гейтс создал Microsoft, футболист Кристиано Роналдо признавался лучшим игроком мира, Майкл Джексон завоевал корону поп музыки и покорил весь мир. Так можно продолжать до бесконечности. Я клоню к тому, что у них есть талант. Ведь все люди так или иначе умеют играть в футбол. Но лишь единицы играют в эту игру исключительным образом. Поэтому они получают все лавры. Им все, а другим ничего, потому что они исключительные люди, а мы ничем не отличаемся друг от друга.

Далее в моей формуле идет . Удача в жизни так много значит. Талантливых людей много, но не все будут замечены. Замечен будет лишь тот, кому улыбнется удача. Наверняка Вы смотрите шоу «Голос» . Сколько талантов в нем участвует? Многие из участников поют лучше, чем Киркоров и Лепс вместе взятые. Но после проекта они так и остаются обычными гражданами РФ. Никто не хочет их раскручивать, а у самих участников денег на это дело нет. Многие певцы имеют средние показатели таланта, но у них есть связи, которые помогли подняться им на вершину олимпа.

И трудолюбие – последнее звено. Каким бы человек талантливым не был, сколько бы раз удача ему не улыбалась, без труда ничего путного не выйдет. Это нужно понимать. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда – гласит русская народная пословица. Нужно работать как папа Карло.

Так почему одним все, а другим ничего? У каждой зайки своя лужайка. Однако Вы можете . Для этого нужно правильно действовать. Многие люди идут по жизни не по своему предназначению. А ведь все выдающиеся личности шли своей стезей. Вы можете представить Альберта Эйнштейна в качестве фрезеровщика? Разве он стал бы таким великим ученым, если бы занимался тем, чем ему несвойственно?

Ответ:

Только Аллах обладает всей властью, которой Он распоряжается так, как пожелает. И никто не может вмешаться в это. Творцом каждой частички твоего тела, всех органов и систем, является Аллах. Ты же ничего не дал Ему за это, чтобы что-то требовать!

Если ты за то, чем наделил тебя Аллах, что-то дал Ему взамен, то, возможно, и мог бы предъявлять претензии, говоря: «Дай мне не один глаз, а два, не одну руку, а две»; «Почему Ты дал мне не две ноги, а только одну!?». Тогда как ты ничего не дал взамен, чтобы иметь право предъявлять претензии.

Аллах Всевышний сотворил тебя из небытия, и сотворил человеком. Если обратишь внимание, то увидишь, что под тобой есть огромное количество живых существ, которые лишены тех благ, которыми наделил тебя Аллах.

И хотя некоторые люди, оказавшись в сложной ситуации, испытывают обиду, злобу и впадают в пессимизм, для многих других людей подобные события становятся причиной еще большего обращения к Аллаху. Если подобная ситуация становится для человека причиной обращения к Аллаху и причиной того, что другие люди извлекают из этого урок, то можно сказать, что это соответствует цели и мудрости. В каждом деле существует мудрость, ибо Аллах не совершает бессмысленных действий.

Некоторые люди, задающие этот вопрос, путают справедливость и равенство . В каждом объекте и событии во Вселенной господствует справедливость, а не равенство.

Мы видим, что между людьми существуют различия, и в том, что касается обладания мирскими благами. Таким образом, люди подвергаются испытанию, в котором проверяется их покорность предопределению и довольство тем, что они имеют. Существует очень много бедняков, успешно прошедших это испытание, и существует не меньше богатых людей, которые не смогли пройти его. Так как человек, недовольный тем, что ему предопределено, каким бы богатым он не был, может возжелать еще большего и проявить непокорность предопределению. И в то же время, сколько есть бедных людей, которые, глядя на тех, кто ниже их по уровню жизни, выбрали путь благодарности.

Если мы утратили способность оптимистично толковать происходящие события и смотрим на все исключительно негативно, если нашей душой завладели зависть и безудержное стремление к , если мы забыли, что такое довольство тем, что у нас есть, то это значит, что мы собственными руками разрушаем нашу жизнь. До тех пор, пока наша душа находится во власти этих чувств, мы не сможем обрести счастье, даже если станем обладателями самого большого богатства.

Islam-Today

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!