Виды поворотов в танце как научиться. О поворотах и вращениях

Профессиональные танцоры, прежде чем овладеть мастерством отличного вращения, проходят немалый путь обучения и практики, полные падений и растяжений. Но есть один важный момент при совершении этого действа: мысли. Когда вращаетесь, думайте о следующем:
1. Настройтесь на вращение и примите то, что оно у вас получится. У вас никогда не получится хорошо вращаться, если вы будете думать, что это очень трудно. Мужчины и женщины, не зависимо от их телосложения и гибкости, могут научиться хорошо вращаться. При этом, первое, что нужно сделать – это осознать, что все получится. Перед вами стоит цель – сделать полный оборот и на этом закончить движение. Если вы всегда будете держать в памяти эту цель, то это окажет вам большую помощь во время исполнения вращения.
2. Поворачивайте плечи с максимально возможной для вас скоростью . Профессионалы утверждают, что вращение получится только тогда, когда вы правильно распорядитесь плечами. Именно они, а не голова, руки, ноги, дают импульс к движению. Поворачивая плечи, вы добиваетесь того, что корпус следует за ними, что способствует установлению баланса в течение всего вращения.
3. Держите ноги полусогнутыми. Люди, которые пытаются вращаться с прямыми ногами, обречены на неудачу. Ноги должны быть мягкие и пружинистые, в таком случае вес тела будет ближе к полу, что прибавит вам устойчивости.
4. Распределите поровну вес на обеих ногах. Если вам приходится делать много вращений, обязательно держите ноги вместе. Не стоит перекрещивать ноги и переступать их.
5. Держите корпус прямо. Так вы будете не только красиво выглядеть, но еще и держать равновесие и контролировать тело во время вращений.
6. Напряжение в ногах. Ноги нужно напрягать как можно больше. Это только усилит баланс, который вы должны чувствовать. Нужно научиться чувствовать каждый мускул на ногах.
7. Определите место своей свободной руке – это должно быть пространство перед животом, ладонь повернута вниз, как будто она лежит на столе. Это поможет вам держать баланс. Ни в коем случае нельзя держать руки на бедре или за спиной во время вращения. Это очень некрасиво выглядит.
8. Удерживайте баланс, даже если у партнера это не очень получается. Если он во время парного вращения отпускает вас (причин может быть много: вспотели руки, неудобно сцеплены пальцы рук и ног), продолжайте вращаться, как будто этого не произошло.


Если вас интересует портал, на котором всегда есть актуальная популярная музыка самых различных исполнителей, к вашему вниманию dancelist.net – мир музыки, собранной в одном месте.

Урок народного танца состоит из двух основных частей: экзерсиса у станка и на середине зала. Экзерсис на середине зала включает в себя:

  • дробные выстукивания на месте и в продвижении;
  • мужские трюки на месте и в продвижении;
  • вращения на месте и в продвижении;
  • этюды в различных характерах.

Прежде чем изучать виды вращений, нужно дать обучающимся понятие о «точке вращения». Объяснить правильные положения рук, корпуса, шеи и головы во время исполнения вращений.

«Точка вращения» - это направление взгляда вперед в одну точку на уровне своих глаз. Если «точку» держать ниже уровня глаз (заниженная), то во время вращений исполнитель будет смещаться вперед. Если «точку» держать выше уровня глаз (завышенная), то смещение будет происходить назад. И параллельно может сопровождаться головокружением. Главное помнить, что вращения исполнялись на одном месте без смещения.

Один из способов отработки «точки вращения»:

Муз.р-р 2/4

Preparation (препарасъон) - подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения:

1-и-

2-и-

1-и-

2-и- пауза.

В начальных стадиях возможно исполнение препорасьона на 4 Т (в два раза медленнее).

Главные моменты, которые нужно учитывать при исполнении вращения:

  • шея всегда должна быть ровной при повороте, без изгибов и запрокидываний;
  • амплитуда головы четкая и резкая;
  • руки вытянуты в стороны (не нужно их заводить назад за уровень плеч);
  • корпус ровный.

«Ось вращения» : дать учащимся возможность ощутить как внутри тела проходят якобы два крепких прямых стержня, один из которых проходит от макушки головы до области копчика, а второй от кончиков пальцев левой руки до кончиков пальцев правой руки. И пересекаются эти стержни в одной точке (область шейного позвонка). И ощутить чтоб эти два стержня были ровные. Это поможет избежать прогибов в пояснице, торчящих лопаток, расслабленных брюшных мышц.

При разучивании вращения вправо нужно отрабатывать и технику вращения влево (параллельно). Это поможет развить вестибулярный аппарат к исполнению вращения во всех направлениях

«Пируэты»

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.) - опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- пауза.

Одно вращение занимает пол такта, исполняется на «за такт» (количество поворотов зависит от возраста детей):

-и- центр тяжести с двух ног перенести на пр.ногу (опорную), в это время левой ногой (л.н.) сделать толчок от пола сгибая ее в колене;

-1- взгляд направлен в точку №1 зала (вперед. Происходит поворот на 360° на подушечке пр.стопы, л.н.согнута в колене и поджата под себя. После поворота резким движением поставить л.н. в И.П. (I прямую поз.).

Колени обеих ног вытянуть, бедра подтянуть. Центр тяжести вновь распределить на обе ноги. Поворот головы сделать резко и взгляд направить в точку №1. Руки направить в сторону, ладони развернуты вниз. Спина ровная, шея вытянутая.

-и-2 - все повторить.

Следить за тем, чтобы после поворота л.нога (стопа) находилась точно рядом с правой по I прямой позиции (ошибка если стопа ставится в сторону от опорной, теряя тем самым ось вращения).
«Абертас»

Муз.р-р 2/4

III свободная поз. ног, руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон головы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- пр.н. поставить epaulment(эпольман) croiser (круазе) в точку зала №8 через полупальцы (п/п) на всю стопу,согнуть в колене на demi plie (деми плие). Л.н.согнутую в колене прижать сзади на sur le coup de pied (сюр ле ку де пье). Корпус направлен в точку зала №8. Лев.рука остается вытянутой в сторону, правую согнуть в локте и прижать слегка к грудной клетке;

2-и- л.н.поставить сзади на всю стопу на деми плие, пр.н.открыть в сторону на 25° с вытянутым коленом и стопой, корпус en face (ан фас), взгляд в точку зала №1, пр.руку открыть в сторону во поз (ладноь развернуть вниз).

Одно вращение занимает 1Т, исполняется на «за такт» (количество поворотов зависит от возраста детей):

-и- пр.ногой сделать demi rond (деми ронд) назад с вытянутой стопой;

1- сделать соскок на п/п л.ноги на demi plie (деми плие), пр.ногу согнуть в колене и прижать сзади л.ноги на sur le coup de pied (сюр ле ку де пье). Взгляд удерживать в направлении точки №1 зала, корпус в это время поворачивается на 90° вправо, шея ровная;

-и- переступить на п/п пр.ноги на demi plie (деми плие), л.ногу приподнять от пола

2 - сделать доворот корпуса на 90°(корпус повернуть en fase -ан фас- в точку №1 зала). Одновременно сделать выпад на всю стопу л.ноги на demi plie (деми плие), пр.ногу с вытянутой стопой и коленом открыть в сторону на 25 , голову повернуть прямо.

Следить за тем, чтобы во время исполнения не было прыжка на опорной ноге, а все исполнялось на соскоке-на одном уровне в demi plie (деми плие), и за полным поворотом корпуса, иначе открывание ноги не будет происходить точно в сторону.

Вращение с сокращенной стопой

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

I прямая поз. ног (стопы вместе, носки смотрят вперед), руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- demi plie (деми плие)

1- сделать вскок на п/п пр.ноги (центр тяжести перенести с двух ног на одну), стопу л.ноги в сокращенном положении прижать щиколоткой к щиколотке пр.ноги, сохраняя I прямую поз (носки смотрят вперед), колени обеих ног прдельно вытянуты, бедра подтянуты, одновременно сделать поворот вправо на 360 °. Поворот головы резкий, руки направлены в сторону, ладони развернуты в пол;

-и-

2-и- повторить движение «1-и- ».

Следить за тем, чтобы ноги были ровные и подтянутые во время поворота, щиколотки обеих стоп находились вместе.

Вращение со вскоком

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

I прямая поз. ног (стопы вместе, носки смотрят вперед), руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- demi plie (деми плие)

Одно вращение занимает пол такта (количество поворотов зависит от возраста детей):

1- вскочить на п/п л.ноги, перенести центр тяжести с двух ногу на одну, колено левой ноги при этом предельно вытянуть и подтянуть бедро, а пр.ногу, сгибая в колене, прижать вытянутой стопой к колену л.ноги (опорной в данном случае), колено которой направить вперед по I прямой позиции. Одновременно сделать поворот вправо на 360 ° «на подушечке» л.ноги, поворот головы при этом резкий, «точку вращения» четко сфокусировать в точку № 1 зала на уровне глаз;

-и- после поворота вновь сесть в demi plie (деми плие) по I прямой позиции, центр тяжести на обе ноги, взгляд направлен в точку №1 зала на уровне глаз, руки направлены в сторону, кисти развернуты в пол;

2-и- повторить движение «1-и- ».

Следить за тем, чтобы во время поворота движение пр.ноги было резким во время того, когда она, сгибаясь в колене прижимается стопой к колену оп.л.ноги, иначе будет «занос» во вращении в сторону от оси вращения.

Вращение с припаданиями

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

III cвободная поз. ног,пр.нога впереди, руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- demi plie (деми плие) на пр.ноге, стопу лев. ноги прижать сзади на sur le coup de pied (сюр ле ку де пье).

Одно вращение занимает 1такт, исполняется «за такт» (количество поворотов зависит от возраста детей):

-и- переступить на п/п л.ноги, стопу пр.ноги слегка приподнять от пола, одновременно сделать поворот корпуса вправо на 90° так, чтобы корпус был направлен в точку №3 зала, колени свободны и слега присогнуты, руки натянуты в сторону, голова в положении en fase остается;

1 - переступить на всю стопу пр. ноги, стопу л.ноги приподнять от пола (сделать припадание на деми плие на пр. ноге), корпус повернуть еще на 90° вправо, голову удерживать в положении en fase, не допуская изгибов в шее в это время;

-и- переступить на п/п л.ноги, стопу пр.ноги приподнять от пола, сделать еще поворот корпуса на 90 °(в положении точки №7 зала), одновременно резким поворотом шеи и головы на 360° вернуть взгляд в точку №1 зала (en fase) на уровне глаз;

2- сделать еще доворот корпуса на 90°, в итоге корпус возвращается в пepвоначальное положение en fase ,руки направлены в сторону, голова прямо, шея ровная.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АРС»

Утверждаю

Директор МОУ ДОД ДЮЦ «АРС»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ТЕХНИКА ВРАЩЕНИЯ ТАНЦОВЩИКА»

школы народного танца

г. Кострома 2009г.

Общеизвестно, что каждая мышца имеет свои функциональные возможности. Одна работает долго и сильно, другая короче и слабее. Вместе они дополняют, гармонизируют действия друг друга. От того, в какой последовательности и силе работают мышцы в подготовительном периоде вращения, во многом зависит качество самого вращения.

При исполнении технически сложных движений необходима предельная концентрация мышечных усилий. Но не грубое напряжение, а точно управляемые, в необходимой последовательности действия мышечно-связочного аппарата. Перед различными группами мышц необходимо «ставить» точные задачи по координации и силе напряжения. Преподаватель объясняет методику и приёмы исполнения поворота. При начальном проучивании ученик выполняет поставленные педагогом задачи, контролирует их, целеустремлённо направляя работу мышц. Так в тренировочном процессе происходит передача информации от памяти произвольной, к так называемой «мышечной». Именно она вынуждает мышцы действовать почти автоматически, основываясь на предыдущих тренировочных командах. При многократных повторных действиях мышцы как бы фиксируют нужный режим своей работы в пространстве и времени. Так мышечно-связочный аппарат начинает действовать как бы автономно от коры больших полушарий.

Все движения человека в жизни и танце обусловлены сократительной деятельностью скелетной мускулатуры. Она состоит из отдельных мускулов. Мышцы, в свою очередь, состоят из пучков мышечных волокон, выполняющих ту же функцию, что и отдельно взятая мышца.

Относительно способности к вращательным движениям можно разделить на две группы.

Первая группа объединяет в себе, как правило, небольшое количество учащихся, обладающих «природным» вращением. Они, кроме того, владеют и естественной «природной» координацией. Такие учащиеся наделены от природы специфическим, интуитивным «умением» корпуса находить верное положение относительно опорной ноги в процессе вращения. Среди хореографов бытует выражение «природное вращение». Танцовщик, обладающий этим качеством, исполняет вращательные движения с видимой лёгкостью. Однажды взятый им форс действует продолжительное время, заставляя тело вращаться. Форс как бы не угасает, внутри тела нечто сущее всё время поддерживает процесс вращения.

Ко второй группе относятся учащиеся, не обладающие достаточным природными способностями к вращательным движениям и исполнение которых представляет для них определённые трудности. В этой группе особенно важно создать и тренировать внутреннюю координацию до автоматического воспроизводства необходимых мышечных усилий. Формы вращения, приёмы исполнения туров и других элементов с поворотом различны. При их обучении нужно подходить ко всем вращательным движениям с определёнными методическими рекомендациями и требованиями.

Способность вращаться у обучаемого формируется параллельно с другими необходимыми качествами танцовщика – выворотностью, гибкостью, постановкой корпуса, пространственной координацией. Вращение, как правило, является завершающей фазой развития многих движений. Одной из задач изучения туров является воспитание у танцовщика такого ощущения «внутреннего форса», когда однажды взятый форс при внешней статике формы, позы вращения поддерживается специфическими внутренними усилиями. «Внутренний форс» - некий пульс, в процессе тренировок возникающий в теле танцовщика и помогающий вращаться продолжительное время. Благодаря ему поддерживается инерция взятого первичного форса, преодолевается «затухание» вращения и действующее в противоположном направлении силы трения. Иносказательно данный импульс можно сравнить с двумя предметами – камнем и самолетом. Это качество формируется постепенно специальными упражнениями и рекомендациями преподавателя. Педагог помогает учащемуся через направленные волевые усилия придать мышцам верное исполнение движений.

Освоение ПРОЦЕССА «живого» вращения может быть достигнуто рядом тренировочных упражнений и рекомендаций, основанных на системном подходе, знаний функциональных возможностей мышечно-связочного аппарата конкретного исполнителя. Изучив существующие методики обучения вращению, а также на основе собственного практического опыта учащегося, сделаем попытку ответить на вопросы, каким образом можно добиться поддержания единожды взятого форса, как создать ощущение так называемого «внутреннего форса», какие группы мышц и в какой последовательности необходимо тренировать для более эффективного исполнения вращательных движений. Вращение рассматривается нами не просто в виде оборотов вокруг своей оси пусть подтянутого, собранного, но внутренне неподвижного корпуса, а как ПРОЦЕСС функционирования человеческого тела в состоянии вращения. Мы изучаем возможность сознательного управления этим ПРОЦЕССОМ.

На уроках особое внимание следует уделить первым «кирпичикам» в фундаменте всех вращений. Это воспитание ощущения «внутреннего форса», умения при минимуме физических усилий достигать максимальной подтянутости корпуса и опорной ноги. Наиболее эффективно эти задачи можно решать при тренировке поворотов на двух ногах.

При их проучивании необходимо формировать специальные умения и навыки согласно всем методическим требованиям, описанным в учебниках по классическому танцу. Однажды приобретенные навыки исполнения движений (полуповоротов) следует постоянно «подпитывать» закрепляющими приёмами (особенно после временных перерывов в занятиях).

Поднявшись на полупальцы, необходимо опираться на полупальцы обеих ног равномерно. Во время поворота нужно строго следить за равномерностью нагрузки на полупальцы двух ног. Исполнитель должен научиться формировать «ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЯ», специфический мышечный тонус. Линии напряжения проходят через ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО подтянутые мышцы ног от пальцев ног через голеностопный, коленный суставы, бедро к «бедренным косточкам». Эта условная нить взаимосвязанных, взаимоопределяющих, взаимопомогающих друг другу мышечных усилий поможет исполнителю точнее управлять распределением центра тяжести на двух ногах. Две «ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЯ» взаимодействуя должны поворачивать тело вокруг продольной оси вращения. Предельной подтянутости можно достигнуть, если от «бедренных косточек» через «ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЯ» ощутить эффект «отталкивания» полупальцами от пола.

Полуповорот на двух ногах вначале проучивания должен исполняться в медленном темпе. Рекомендую музыкальную раскладку – один полуповорот на две четверти – делать до тех пор, пока в теле не появится ощущение управляемости вращением, его скоростью и направленностью. Благодаря существованию точно организованных «ЛИНИЙ НАПРЯЖЕНИЯ» это ощущение должно возникнуть в районе передних остей тазовой кости, то есть в районе поперечной оси корпуса. Это и называется «внутренний форс».

Полуповорот в пятой позиции на двух ногах содержит в себе относительно действий опорных ног, оба направления вращения en dehors и en dedans. Следует обратить на это внимание ученика и следить за точным исполнением методической рекомендации. Полуповорот на двух ногах в 5 позиции всегда происходит в сторону сзади расположенной ноги. Если правая нога находится сзади, то поворот следует исполнять вправо. Если левая нога находится сзади, то – влево. В то время как пятка ноги, находящейся сзади, активно двигается вперёд, пятка ноги, находящейся в 5 позиции впереди с некоторым сдерживающим движение усилием, продвигается назад. Движение пятки одной ноги вперёд является признаком поворота en dedans (поворот внутрь, «к себе»). Движение пятки другой ноги назад является признаком поворота en dehors (поворот наружу, «от себя»).

Благодаря сформированным в полуповороте ЛИНИЯМ ДВИЖЕНИЯ ног, ученику ведущим элементом вращения всегда следует считать движение пятки ноги, находящейся в 5 позиции сзади. Действия ноги, находящейся в 5 позиции впереди должны быть корректирующими, компенсационными, несколько тормозящими динамику вращения. От правильности проучивания полуповорота на двух ногах зависит качество исполнения более сложных поворотов и эффективность их усвоения.

В полуповороте тренируется крепкое, уверенное положение корпуса над ногами без запрокидывания спины в грудном отделе назад или наклона вперёд. Тренируется идеальное вертикальное положение всего тела во время вращения. Хорошо поставленная ось вращения, точное ощущение её, позволяет взятому для пируэта форсу быть продолжительным во времени. В этом смысле природное вращение это и умение естественно, легко находить ось вращения при центре тяжести тела, точно расположенном над точкой опоры. Искусственно тренированное вращение – это постоянные поисковые усилия оси вращения, процесс потери и восстановления тела на этой оси.

Поперечная ось туловища, находящаяся в районе передних верхних остей тазовой кости должна быть тренирована точно поворачиваться, вокруг вертикальной оси тела. Вертикальная же ось тела в идеале проходит вдоль линии затылочной части головы, через позвоночный столб и опускается при повороте на двух ногах равномерно между ног.

Существует естественное побуждение ученика при вращении управлять его механикой в плечевом суставе. Обыденной деятельностью человека этот сустав развивается быстрее других частей тела. В силу этого в танце может происходить неосознанное смещение необходимого центра усилий из района тазового пояса в область плечевого. Такое смещение не только огрубляет движения, но и препятствует качественному вращению. Всегда нужно помнить, что те или иные качества, приобретённые искусственным путём при не востребовании их регулярными занятиями, ослабевают и в дальнейшем могут исчезнуть совсем. Следовательно, тренировать качество «внутреннего форса» следует постоянно из урока в урок, как и многие другие качества необходимые для точного исполнения движений. Переходя от простых форм вращения к более сложным, необходимо продолжать закреплять навыки и ощущения действий мышечно-связочного аппарата выработанные во время тренировки полуповорота на двух ногах в 5 позиции. Тело учащегося должно вращаться, «завинчиваясь» в пространство. Это ощущение можно сравнить с действиями шестерёнки, которая своими зубчиками, отталкиваясь от точек опоры, осуществляет движение.

Во время исполнения поворота корпус должен быть собран и подтянут. Ошибкой следует считать зажатость, закрепощённость в статическом положении. Подтянутый корпус танцовщика должен не только восстанавливать теряемую в процессе вращения ось поворота, но и направлять само вращение.

Начиная проучивание первоэлемента всех вращений – полуповорота на двух ногах, в мышечно-связочном аппарате необходимо тренировать разделение функций различных сторон корпуса. Различных, но взаимосвязанных! При вращении направо, правая сторона корпуса должна отводиться, она является отводящей стороной, левая же сторона постоянно приходит на её место. Она является стороной наводящей. Данные приёмы не должны восприниматься лишь как обозначение направления вращения, они призваны способствовать вращению функционально. Проученные и воспроизводимые в «первокирпичике» они должны действовать автоматически и в более сложных вращениях. И чем сложнее, виртуозное вращение, тем сильнее должны воспроизводиться телом учащегося выше описанные действия. Это будет способствовать лёгкости исполнения самых сложных прыжков типа tour в воздухе в два оборота, jete entrelace и других. Тренировка «внутреннего форса» происходит в самых разнообразных движениях, исполняемых с поворотом. Battement tendu en tournant, rond de jambe par terre en tournant, rond de jambe en lair en tournant, tour lent в различных позах, tours в больших и малых позах, многочисленные прыжки в повороте, разнообразные вращения в народном танце.

Принято считать, что действия головы при вращении имеют значение как ощущение танцовщика в пространстве. «Оставление головы» в избранную точку пространства, безусловно, имеет эту функцию. Но следует подчеркнуть, что исполнители чаще всего используют лишь первый момент фиксации головы, когда голова остаётся в «точке». В методике описано, что в начале поворота голова отстаёт от поворота тела, фиксируя точку вращения. В продолжении поворота голова должна обогнать поворот тела. При начале очередного поворота повторяется отставание головы, а затем опережение поворота тела. Данное функциональное действие головы имеет для качества вращения принципиальное значение. Опережая поворот корпуса, голова способна выполнить функцию стимулирования поворотов при многократно их повторении. Сила инерции поворота головы может создать дополнительный импульс для вращения только в случае хорошо подтянутого, лёгкого корпуса, усиливающего поворот даже от небольшого по силе внешнего действия. Таким образом, действия головы имеют две функции – ощущение танцовщика в пространстве и функции динамической, ускоряющей вращение.

В задачу обучения вращательным движениям входит обучение точности в пространстве. Она определяется точками плана класса, описанными в учебнике «Основы классического танца». О моменте построения позы вращения в пространстве подробно говорится в учебнике «Классический танец». Различные формы вращения обуславливают и момент появления формы, позы вращения в пространстве. Но во всех случаях относительно пространственных точек плана класса изменение позы вращения от подготовительного положения должно быть минимальным. При начале вращения не должна возникать резкая ступенька, прерывистость между взятым первичным форсом для вращения и действиями отводящей и наводящей сторон корпуса, к использованию «внутреннего форса» в процессе вращения. Необходимо научиться, возможно, быстрее и качественнее передавать инерцию первичного форса в функционирование тела танцовщика в процессе вращения. Действия отводящей и наводящей сторон корпуса должно быть логичным и динамичным продолжением и развитием первичного внешнего форса. Резкое толчкообразное действие мышц плечевого пояса и опорной ноги сделают границу перехода во вращение помехой его качественного и виртуозного исполнения.

Все виды вращений начинаются с preparation – подготовительного движения, исходного положения. Качество вращения непосредственно связано с качеством подготовительных движений. Как различные формы вращения, так же различны и многообразны действия, предваряющие вращения. Точность начала вращения относительно положения корпуса в пространстве обуславливает качество и выразительность туров и других вращательных движений. Находясь в одном положении (preparation), корпус танцовщика уже должен быть готовым воспринять форму вращения. В подготовительном положении нужно научиться «предчувствовать» дальнейшие усилия по формированию необходимой позы. Действия танцовщика должны быть минимальными по амплитуде, но максимально эффективными для возникновения «внутреннего форса» и поддержания инерции вращения. Вначале полуповорота в 5 позиции следует подняться на полупальцы, сохраняя положение корпуса в ту же точку плана класса, в которую он был направлен при исходном положении. Ошибкой следует считать вытягивание ног к моменту окончания поворота. Ошибки ведут к двум неблагоприятным для ращения последствиям. Первое невытянутые ноги – не позволяют создать ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЯ. Они не позволяют возникнуть в теле танцовщика ощущению «Внутреннего форса». Второе – сам поворот теряет свою необходимую выразительность. При визуальном наблюдении корпус во время поворота сохраняет статичное положение.

При тренировке целого поворота на 360 градусов вращение должно быть управляемым за счёт перемены ног в 5 позиции. Но за счёт перемены ног можно повернуться лишь на 180 градусов. И всё же вскок в положение формы вращения следует совершить в направлении точки preparation. Доворот можно завершить, переведя тяжесть корпуса на ногу, совершающую поворот en dehors, то есть находящейся в 5 позиции сзади. Ошибкой будет отделение освождающейся от опоры другой ноги, она должна быть прижата к полу, но не препятствовать вращению, не тормозить его.

Для эффективного формирования «внутреннего форса», следует остановиться и на действиях опорной ноги. Опорная нога должна быть вытянута до начала поворота. Чтобы обеспечить минимум усилий при максимуме эффективности, необходимо следовать следующим принципам. При переходе из demi plie на полупальцы, первоначально следует вытянуть коленный сустав и лишь, затем усилием голеностопного сустава подняться на полупальцы. Быстрота, чёткая направленность функциональных действий опорной ноги способствует верному формированию оси вращения. При исполнении полуповорота ноги должны быть выворотны, опорная нога натянута, полупальцы высокие. Натянутость опорной ноги зависит от портняжной мышцы. Портняжная мышца одна из наиболее длинных мышц человеческого тела. Она проходит практически через всю нижнюю конечность, соединяя её верхнюю и нижнюю части в единое целое. Закрепляется она в бедренной части ноги в подвздошной кости. Расположение портняжной мышцы имеет своеобразный характер. Она спиралевидно обвивает нижнюю конечность. При движении ноги портняжная мышца как бы охватывает все другие и направляет работу, делает их действия более целенаправленными, не даёт им расслабиться. Таким образом, портняжную мышцу следует считать главной составляющей натяжения ноги, а следовательно, в большой степени ответственной за формирование оси вращения. Если не принимать во внимание описанные свойства портняжной мышцы и не учитывать необходимости последовательного и быстрого вытягивания опорной ноги, то с формированием «внутреннего форса» неизбежно возникнут трудности. Вытягивание коленного сустава обеспечивают мышцы способные к большей амплитуде и силы действия, чем мышцы голеностопа. При подтянутых мышцах бедра подъём на полупальцы обеспечит более точное сохранение оси. Корректирующие действия по сохранению вертикали оси будут меньшей амплитудой и напряжения.

«Корпус может найти равновесие вокруг своей оси во время тура при условии очень скупых и сдержанных движений, дающих импульс для поворота…», пишет. Устойчивое равновесие – это ощущение своего тела в пространстве. Чем меньше точка опоры, соприкосновение полупальцев с полом, тем более тонкая совершенная должна быть мышечная работа по корректировке оси вращения. Нельзя допускать большой амплитуды смещения центра тяжести. Необходимо «предвидеть» потерю равновесия. При смещении центра тяжести влево следует смещать центр тяжести вправо и наоборот.

При завершении вращения действия танцовщика также должны быть управляемы, точно направленные. После исполнения заданного количества пируэтов, необходимы действия, ведущие к торможению вплоть до полной остановки, прекращения инерции вращения. Торможение возможно прекращением функций наводящей стороны. Для прерывания вращательного движения при повороте направо в момент приближения остановки нужно жестко фиксировать лопатку и плечевой сустав левого плеча. Осуществляя противоход нужно направлять напряжение в противоположную вращению сторону.

«Художественным пируэтом считается тот, который делается без видимого напряжения, при незаметной подготовке и с сохранением эквилибра корпуса, остающегося всё время в строго вертикальном положении, как при начале, так и во время его исполнения», писал С. Худяков. Для достижения виртуозного исполнения вращательных движений необходимо гармоничное участие различных мышц танцовщика, грамотно тренированных в учебном процессе.

Список использованной литературы:

1. « История танцев»

2. «Основы классического танца»

3. «Классический танец. История и современность. возникновение техники классического танца»

4. , «Азбука классического танца»

Повороты - шанэ (Из хореографии. Принцип самостоятельного крутения за счет корпуса и вкручивания в пол. Нас учили так: становишься перед зеркалом, отводишь обе руки влево и корпус частично поворачивается тоже, бедра «остаются на месте», ступни вместе. С силой, как бы рывком, поворачиваешься вправо за счет рук и прокручиваешься на ступнях. Не забудь выбрать точку, куда смотреть), а скорость развить в повороте можно за счет партнера, как сказал тренер моему партнеру - если у партнерши не получается вертеться быстро, то крути ты ее, и показал как правильно держать мою руку, чтобы скорость в повороте была. Что теперь и получается, ТТТ

(Партнер для поворотов - это не выход, есть партии, где партнер не поможет. чтобы увеличить скорость, нужно использовать корпус для «замаха» (нужно показывать, а то поймете неправильно и давление в пол. «Вкручиваться» в пол).

Для меня безразлично куда «вкручиваться» вверх или вниз. А учил меня человек профессионально занимавшийся балетом. Он говорил что нужен замах стороной при сохранении объема. Руки для начала ставятся как в балете (не помню какая позиция) локти выше кисти, как будто охватывая ствол дерева (большого. Во время вращения руки как бы прижимают ствол к себе. Голова поворачивается «щелчком» самой последней (после всего тела). Позвоночник максимально выпрямлен (как будто палку проглотил).Я, кстати, обычно делаю поворот «наверх» (вкручиваясь в потолок).

Наверх поворот чреват потерей баланса. чтобы лучше и точнее делать вращения без партнера, нужно еще стопы использовать - давление в пол, вращение идет от пола. и не плечи, не бедра начинают первыми, а все вместе.

Насколько я понимаю данную тему стоит для начала заморочиться переносом веса и правильно постановкой стопы, все таки она первая приходит с конечную точку

Самое главное, голова начинает движение последней, а заканчивает первой. Т. е. обгоняет тело. Ну в общем, видели наверное фуэте (не знаю как правильно писать) в балете. Вот так же.

Голова переводится за счет мышц. Без использования инерции. Нужно медленно отрабатывать. Медленно равномерно поворачиваетесь телом, а лицо (глаза) постоянно направлено в одну точку, и когда уже нельзя смотреть (шея не поворачивается дальше) быстро поворачивать голову и фиксировать лицо в направлении на выбранную точку (разумеется на одну и ту же.Фиксировать именно ээээ носом, куда направлен нос туда и все лицо. Если просто хватать глазами, то из-за подвижности глаз лицо будет все время смещается (относительно направления на точку) и баланс будет потерян.

Ноги никогда не идут первыми, всегда начинает движение тело, торс, а ноги идут за телом, последней начинает движение голова, а приходят в обратном порядке сначала первой голова, потом ставятся ноги и тело, заканчивает передвижение. Естественно, движения этих частей тела занимают доли секунды.

О вращениях. Как бороться с головокружением, возникающим при вращении?

Как Меня учил хореограф необходимо для центровки «держать точку»! Это приводит к тому что сам собой появляется баланс. И еще главное тянутся макушкой вверх всегда! При стремлении верха(макушки) в верх, происходит вытягивание всей спины и при этом во-первых осанка спины появляется классная, во-вторых вытягивание спины как стержня(отсюда и название Spin) до ровного и вертикального положения приводит к хорошему балансу. Удерживание точки помогает во всех видах вращения, и в любую сторону!

Как мне еще давным - давно мой тренер говорил, так сказать, вывел формулу при двойных шанэ в стороны: точка - точка - зеркало. Т.е, стоишь лицом к зеркалу и, допустим, при повороте влево заведомо выбираешь себе точку, делаешь сам поворот, глядя на нее, еще один и последний (остановка взгляда на зеркало). Голова поворачивается самой последней. Кстати, корпус в бальных танцах при вращении вытягивается, не как в классической хореографии вверх, а наоборот

Голова довольно тяжелая часть тела, поэтому часто именно она тянет вниз и теряется баланс. Так что голову надо держать стройно и поднятой. И руки сначала широко, потом стягивать прижимая к себе. И поворот на одной ноге, вторая для иллюзии прижата, но на нее опускаемся.

Вращения в , которые добавляют программе разнообразия и позволяют выступающему продемонстрировать, как он сохраняет равновесие в позициях разной сложности. Правильность их выполнения зависит от собранности спортсмена и соблюдения им ряда требований.

Опорные вращения (пируэты) часто демонстрируются в 5 основных позах.

Поза Описание
Винт (USp) Выступающий кружится, скрестив ноги и сложив руки в области груди. Затем, маховую конечность нужно опустить и выпрямить. Винт самый быстрый способ выполнения пируэтов (возможная скорость от 2 оборотов ежесекундно).
Заклон (LSp) Для заклона характерен сильный прогиб туловища назад или в сторону.Голову нужно откинуть. Маховую ногу отводят назад, «вывернув» ее наружу.Специфика такого положения становится причиной потери координации и вызывает головокружение. Поэтому изначально LSp отрабатывается без коньков.
Волчок (SSp) Фигурист сгибает опорную конечность, а свободную вытягивает так, чтобы она была параллельноповерхности льда. В этой позе и выполняется пируэт.
Бильман Выступающий вращается, стоя прямо, а руками захватывает сзади над головой конек не опорной ноги.
Либела Пируэт в «ласточке». В ходе кругового движения тело наклоняется вперед, а после поднимается обратно.

Существует и несколько дополнительных вариаций:

  • заклон «колечком»;
  • полубильман;
  • «флажок» и т. д.

Справка! Бильманы и выполняются преимущественно женщинами.

В соответствии с направлением движения и общим характером исполнения выделяют несколько разновидностей пируэтов.

Важно! Если фигурист вращается сразу на двух ногах, то направление вращения (вперед/назад) не определяется.

Как научиться правильно кружиться на коньках

Пируэт выполняется поэтапно:

  • Подход.

Имеет несколько вариаций. На начальной фазе освоения уместна тройка вперед-наружу с назад. Здесь важно плавно скользить, сохраняя естественность движений и хорошую осанку.

  • Въезд.

«Зарождение» вращения фаза повышенной сложности и ответственности. Опорную ногу нужно согнуть. Поза сохраняется до обретения устойчивости. Начало движения вокруг своей оси задается толчкомлибо махом второй ноги (второе не всегда уместно при либеле, но будет очень кстати в волчке).

  • Вращение.

По достижении третьего этапа, отслеживается точность позиции. В «ласточке» пируэт выполняется так, что со льдом соприкасается только плоскость конька, а не его зубцы. В волчке пируэт выполняется на передней 1/3 конька (с легким касанием льда зубцами).Для предотвращения падения в данной позиции, рекомендуется свободную ногу и руки вытягивать вперед.

  • Выезд.

На заключительном этапе происходит разгруппирование(оно завершается незначительным сгибанием опорной конечности). Это замедляет скорость и помогает правильно выполнить выезд, который обычно сопровождается сменой ноги.

Техника вращения в , позволяет двигаться и вперед, и назад. Во втором случае пируэты получаются более эффектными, но выполняются они несколько иначе.

По каким параметрам оцениваются пируэты

Критерии оценки техники вращения:

  • Ускорение и скорость;
  • Обороты (их число);
  • Способность удерживать баланс;
  • Время центровки;
  • Удержание контроля;
  • Позиция;
  • Нестандартность;
  • Соответствие музыкальному сопровождению.

В парном катании,помимо этого, учитывается:

  • насколько идентичны были позиции партнеров;
  • было ли расстояние между ними стабильным;
  • осуществлялись ли движения легко, плавно и непрерывно.

Вращение на коньках, выполняемое в заключительной части элемента, засчитывается только с вариацией. В ходе одиночного выступления участники выполняют по три пируэта (независимо от программы).

Вращения не считаются очень травмоопасными, но если скручивание колена будет слишком сильным, то связки могут пострадать.

Обучение пируэтам начинают с первых же уроков. Но прежде фигуристу потребуется развить свою пассивную и активную гибкость путем выполнения специальных упражнений.

Чтобы усовершенствовать чувство равновесия и своего тела, рекомендуется применить тренажер «Грация». С этой же целью проводят тренировки с «отключением зрения» (в непрозрачных очках).

Для отработки навыков вращения «на суше» используют диск спиннер (еще один специализированный тренажер) или роликовые коньки.

Внимание! Прежде чем учиться выполнять пируэты, потребуется найти для себя подходящее направление. Если элемент легче получается на правой ноге, то лучше двигаться влево и наоборот.

Уровни вращений

При установлении уровня сложности исполнения (1, 2, 3либо 4) учитывается наличие у выступающих следующих «черт»:

  • сложной вариации;
  • сложного захода на пируэт;
  • смены ноги прыжком;
  • прыжка в ходе вращения (опорная нога не меняется);
  • сложной позиционной смены (опорная нога та же);
  • отчетливой смены ребра конька;
  • повторения всех трех базовых позиций на второй ноге;
  • последовательного разнонаправленного вращения ( , волчок);
  • ускорения;
  • выполнения от 8 оборотов (ноги и ребра сохраняют исходную позу).

Число обязательных оборотов меняется в соответствии с разрядом спортсмена.

В заклоне значима смена наклона при условии, что в каждой позиции было сделано от 3 оборотов. В короткой программе принимается во внимание поза , если спортсмен занял ее, выполнив предварительно 8 оборотов в заклоне.

Сложно вариативные сопровождаются движениями (осуществляемыми руками, ногами или головой), способными повлиять на баланс и требуют для выполнения значительной физической подготовки и ловкости.

Важно! Все сложно вариативные пируэты, выполненные в базовых позициях, получают оценку лишь один раз в ходе выступления (когда исполняются впервые).

Дополнительные требования

Требования к комбинированным пируэтам с прыжковым заходом:

  • прыжок хорошо заметен (его нельзя спутать с или подскоком);
  • спортсмен оказался в «чистой» позиции за 2 оборота;
  • позиция удерживалась еще 2 оборота.

Если демонстрируются пируэты со сменой ноги, то будет необходимо занять «чистую» позицию на каждой ноге. В комбинированных вращениях со сменой ноги демонстрируется смена сразу трех основных позиций: стоя, сидя и либела.

Несоблюдение одного из требований приводит к снижению оценки до 70% от максимальной, а двух до 50%.

В парном катании и танцах

Спортсмены, занимающиеся парным катанием, выполняют вращения двух видов:

  • параллельные (фигуристы кружатся синхронно);
  • совместные (партнеры образуют цельную фигуру и вращаются, не разрушая ее).

Танец допускает использование только совместных (PSp) пируэтов, в числе которых:

  • «английский» (элемент выполняется сидя);
  • парная либела;
  • «крокодил» (встречная либела) и т. д.

Парные участники в короткой программе демонстрируют одно вращение (его вид для каждого сезона определяют отдельно). В произвольном выступлении выполняются два таких элемента (совместный и параллельный).

Наибольшая надбавка, начисляемая спортсмену за вращение 1,5 балла к базовой стоимости элемента (для этого все судьи должны поставить «+3»).

Прыжки во вращение

Выполняя такой элемент, фигурист обычно не пытается сделать как можно больше оборотов, находясь в воздухе. Поэтому элементы данного вида относят к особой категории. Качество их исполнения определяется следующими характеристиками:

  • высотой полета;
  • скоростью вращения после приземления;
  • устойчивостью,занятой при соприкосновении со льдом позиции.

Выделяют два вида прыжков во вращение в соответствии с тем, какая конечность была задействована при приземлении: маховая или толчковая. А также эти элементы классифицируются по конечной позиции, занимаемой спортсменом. Например, прыжок в либелу или в волчок. Отдельно рассматриваются с положением в полете.сальто , то с него снимут 2 балла, поскольку с 1976 года этот элемент считается запрещенным.

Техника выполнения

Элемент выполняется в 3 этапа:

  • Толчок.

Точка отрыва и точка приземления должны лежать на линии, которая расположена по касательной относительно дуги подхода. Так сохраняется изначальная направленность движения, обеспечивающая устойчивость полета, а также его естественность, высоту и легкость.

  • Полет.

На втором этапе спортсмен принимает необходимую для демонстрации пируэта позу. Однако плотная группировка слишком некрасива и технически неуместна (приземление будет тяжелым, а вращение чрезмерно быстрым). При нахождении в воздухе осевая линия, относительно которой вращается фигурист проходит сквозь стопу толчковой конечности. Спортсмен отслеживает жесткость полетной позиции (излишняя расслабленность затрудняет удержание равновесия и делает прыжок менее зрелищным).

  • Приземление.

Выступающий приземляется на зубцы, независимо от вида толчка и занимаемой позиции. Действия, выполняемые после этого, соответствуют выбранному пируэту.

Овладевая прыжками во вращение, фигурист улучшает свою координацию и обеспечивает себе хорошую подготовку к многооборотным прыжкам.

Техника выполнения всех видов пируэтов имеет общие черты, но совершенное выполнение любого из таких элементов потребует терпения и настойчивости даже от опытных спортсменов. Но при должном старании и внимании ко всем установленным требованиям желаемый результат будет достигнут.