О высокомерии и тщеславии. Средство борьбы с тщеславием



Преподобный Нил Синайский:

Смотри, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться славы Божией...

Тщеславный человек - идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям.

Великое дело - отвергнуть душой похвалу человеческую, но больше - отвратить от себя похвалу бесовскую, влагаемую помыслами.

Преподобный Макарий Египетский:

Иногда хорошие по видимости начинания приводятся в исполнение ради славы и людской похвалы, а это перед Богом равно неправде, воровству и другим грехам.

Преподобный Антоний Великий:

Не подражай фарисею, который все делал напоказ.

Не надевай одежды, которая приводит тебя в тщеславие.

Преподобный авва Исаия:

Любящему человеческую славу невозможно достичь бесстрастия: зависть и рвение живут в нем.

Ржавчина съедает железо, а честолюбие - сердце человека, потворствующего этой страсти.

Далек от плача тот, кто вдается в мирские заботы из-за тщеславия.

Одержимый страстью тщеславия чужд мира, ожесточается сердцем против святых и к довершению своих зол впадает в высокоумие, гордость и навык ко лжи.

Избегай тщеславия - и сподобишься быть причастником славы Божией в Будущем Веке.

Святитель Василий Великий:

Искание славы от людей - доказательство неверия и отчуждения от Бога.

Преподобный Ефрем Сирин:

Не старайся показать себя (перед людьми) искусным во всяком деле, чтобы не впасть в тщеславие, которое приводит к сластолюбию, гневу и печали.

Святитель Иоанн Златоуст:

Для чего ты рассматриваешь свои добродетели и выставляешь их напоказ? Или не знаешь, что, хваля самого себя, уже не будешь похвален Богом?

Ничто, поистине ничто не делает людей настолько способными преступить закон и безрассудными, как желание народной славы.

Человек, увлекаемый славой, не способен мыслить что-либо великое и благородное; он неизбежно становится постыдным, низким, бесчестным, ничтожным.

Откуда же... рождается эта безумная и не приносящая ничего доброго страсть? Ниоткуда более как только от души низкой и ничтожной.

Как же одолеть тщеславие? Будем противопоставлять славе - славу. Как мы презираем богатство земное, когда взираем на богатство небесное, и не дорожим настоящей жизнью, когда помышляем о жизни гораздо лучшей, точно так мы сможем презреть и славу настоящего мира, когда будем помышлять о славе гораздо высшей, о славе истинной.

Будем всячески избегать тщеславия - этого зверя. Он бывает различного рода и вида и изливает свой яд на все - и на сокровища, и на удовольствия, и на телесную красоту. Из-за него мы везде преступаем границы необходимого, пренебрегаем умеренностью - и в домах, и в одежде, и в столе, а роскошь господствует. Ты хочешь наслаждаться славой? Подай милостыню, тогда тебя похвалят Ангелы, тогда тебя прославит Бог.

Почему же ты не можешь преодолеть тщеславия, когда другие преодолевают, имея такую же душу, такое же тело, такой же внешний вид, живя такой же жизнью? Помысли о Боге, помысли о высшей славе, противопоставь ей настоящее - и ты скоро отстанешь от тщеславия. Если ты непременно желаешь славы, то ищи истинной славы. Разве слава та, которая заставляет искать чести от низших и имеет в ней нужду? Честь состоит в том, чтобы пользоваться славой от высших. Если ты непременно желаешь славы, то ищи лучше славы у Бога. Возлюбив эту, ты будешь пренебрегать той, увидишь, как она бесчестна, а пока не узнаешь этой, не увидишь, как та постыдна, как смешна. И пока обладает нами эта страсть, мы не можем видеть, каково это зло.

Все прочие страсти прекращаются со смертью, а тщеславие и после кончины продолжает свое действие над умершим, силится показать свою власть, когда умирающие заботятся, чтобы им были поставлены великолепные памятники, на которые надо истратить все их имущество, стараются и в гробу показать необыкновенную пышность...

Пристрастие к славе есть своего рода безумие, которое гораздо сильнее беснования или сумасшествия. Последнее извинительно, а первое не имеет никакого оправдания, потому что здесь сама душа повреждена, и ее суждения неправильны, погибельны.

Свобода же от тщеславия больше всего освобождает от оков телесных и возносит от земли к Небу.

Раб славы не может быть рабом Божиим.

Преподобный Нил Синайский:

Нередко от тщеславия происходят помыслы блуда...

За предшествующим человекоугодием и тщеславием, конечно, следует гордость, высокоумие и всякая срамная демонская страсть.

Если начнешь тщеславиться и гордиться, отступит от тебя Господь...

Уловляемый тщеславием не может быть в мире ни с самим собой, ни с ближним.

Преподобный Исидор Пелусиот:

Внешняя слава усиливает внутреннее бесславие, и мнимое здоровье, внушая человеку мысль, что он действительно здоров, не позволяет применить лечение.

Тщеславие не только с плотской стороны, как прочие пороки, но и с духовной искушает христианина, приражаясь к уму самым тонким змием. Так что те, которые не могли обольститься плотскими пороками, сильнее уязвляются тщеславием по поводу духовных успехов. И оно настолько губительнее, насколько более скрытно, чтобы предостеречься от него. Нападение других страстей бывает более явно и открыто; и в каждом из них искуситель, ниспроверженный строгим прекословием, сделавшись слабее, отходит и потом слабее искушает победителя. А эта страсть, когда, искушая душу с плотской стороны... будет изгнана, то опять, как многоликое зло, переменив прежний образ и личину, под видом добродетелей старается пронзить и зарезать победителя.

Кто любит человеческую славу, тот подвергается лжи; в сердце человека, отражающего ее щитом смирения, возрастает страх Божий.

Преподобный Марк Подвижник:

Кто любит человеческую славу, тот не может быть свободен от страстей, но рвение и зависть обитают в нем.

Преподобный Исаак Сирин:

Избегай тщеславия и будешь прославлен.

Преподобный Иоанн Лествичник:

Между тщеславием и гордостью такое же различие, какое между отроком и мужем... ибо тщеславие - это начало, а гордость - конец.

Самая скрытая из всех душевных страстей - тщеславие. Эта страсть более всех других маскируется перед сердцем человеческим, доставляя ему удовольствие, часто принимаемое за утешение совести, за утешение божественное.

Ты познаешь тщеславного по особенной способности его к лести, к услужливости, ко лжи, ко всем подлому и низкому.

Тщеславие делает душу неспособной для духовных движений, которые начинаются, когда умолкнут движения душевных страстей, будучи остановлены смирением.

Тщеславие в отношении к истинной славе есть блуд.

Кровь разгорячают и приводят в движение тщеславные помыслы, а тщеславие, со своей стороны, растет и умножает обольстительные мечты и напыщенное мнение о себе, именуемое апостолами мнением плотского ума...

Тщеславие является от глубокого неведения Бога или от глубокого забвения Бога, от забвения Вечности и небесной славы и потому оно, в омрачении своем, ненасытно стремится к приобретению земной, временной славы.

Святые отцы, учители Церкви, при свете Христовом, при свете Святого Духа вглядевшиеся в глубину человеческого сердца... называют тщеславие страстью многообразной, самой тонкой, нелегко различимой.

Будем избегать тщеславия и самолюбия как отречения от Креста Христова.

Святитель Василий Великий:

Тщеславен тот, кто делает или говорит что-нибудь ради одной мирской славы.

Делание не из любви к Богу, но ради похвалы от людей, каково бы оно ни было, находит себе не похвалу за благочестие, но осуждение за человекоугодие, или за самоугодие, или за честолюбие, зависть, или за иную подобную вину.

Будем избегать тщеславия, этого льстивого грабителя духовных богатств, этого червя, подтачивающего добродетели.

Тщеславие бывает не только искоренителем добрых дел, но и путеводителем к делам лукавым.

Преподобный Ефрем Сирин:

Тщеславие есть призрак... убеждающий трудиться для добродетели и обращающий эти труды в ничто.

Бдение и пост, милостыня и подвиги и все прочие блага диавол губит из-за ненавистного тщеславия и высокомерия.

Святитель Иоанн Златоуст:

Не губи своих трудов тщеславием, не делай, чтобы пот был пролит напрасно, и ты, пробежав тысячи поприщ, лишился всякой награды. Господь гораздо лучше знает твои заслуги.

Тщеславие везде пагубно, но особенно в делах человеколюбия, так как здесь оно является крайней жестокостью, извлекая себе похвалу из чужих бед.

Таков дух тщеславия, что оно ослепляет разум людей даже в отношении к самым очевидным предметам, побуждает протироречить даже самым признанным истинам, а других, и очень хорошо знающих истину, и уверенных в ней, заставляет лицемерно противиться ей.

Подверженный болезни тщеславия не знает дружбы, нисколько не желает никого уважать; напротив, извергнув все доброе из души, непостоянен, неспособен к любви, против всех вооружается.

Эта страсть все извратила: она породила любостяжание, зависть, клевету, наветы; она вооружает и ожесточает людей.

Нет ничего столь смешного и унизительного, как страсть тщеславия.

Страшно тщеславие: оно может ослепить и мудрых людей, если они не станут бодрствовать.

Зараженный тщеславием - постится ли, молится ли, творит ли милостыню - лишается своей награды. Какое же несчастье может быть больше того, чем, изнуряя себя, подвергнуться осмеянию и - лишиться горней славы?

Причина всех зол - тщеславие. Оно-то наиболее разжигает огонь; оно всюду простирает свою власть и, как мучитель, обладает всяким возрастом и всяким званием... оно разоряет дома, города, целые народы...

Как червь поедает деревья, в которых зарождается, ржавчина съедает железо и моль - ткань, так и тщеславие губит душу, воспитавшую эту страсть в себе. Поэтому много нужно старания, чтобы истребить в себе эту страсть.

В том и несчастье, что есть болезнь - тщеславие; она вредит тебе не только, когда ты грешишь, но и тогда, когда имеешь заслуги; в этом случае она подвергает тебя бесчисленным укоризнам, в другом - лишает всякой награды.

Я предпочел бы лучше быть рабом у множества варваров, чем у одного человека, так как варвары не повелевают того, что приказывает тщеславие своим подчиненным. Будь слугою всех, говорит оно, будут ли они знатнее тебя или незначительнее. Не радей о душе, не заботься о добродетели, смейся над свободой, жертвуй своим спасением, а если сделаешь какое-либо добро, то делай не из угождения Богу, но напоказ людям, чтобы от них получать венец; если подаешь милостыню или постишься - труд перенеси, а пользу старайся погубить. Что может быть бесчеловечнее таких требований? Отсюда ведут свое начало и зависть, и высокомерие, и сребролюбие.

Что из здешнего стоит названия блага? Честь ли, которой многие домогаются? Разве придает она что-нибудь большее почетным людям? Смертный останется смертным, воздают ли ему почесть или нет... Кто видит это и потому презирает все, считающееся почетным у людей, и к одной только Божественной жизни имеет любовь, тот, зная, что "всякая плоть - трава, и всякая красота ее - как цвет полевой" (Ис. 40, 6), сочтет ли когда-нибудь достойным заботы то, что "сегодня есть" (Мф. 6, 30) и чего завтра не будет?
Душа, жаждущая чести и прославления, не увидит Царства Небесного.

Преподобный Нил Синайский:

Дырявый мешок не сохраняет в себе того, что вложено, и тщеславие губит воздаяние за добродетель.

Преподобный Иоанн Лествичник:

Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой.

Святитель Василий Великий:

Нужно особенно избегать тщеславия - не того, которое удаляет от трудов еще прежде трудов, но того, которое лишает венцов после трудов,- этого неодолимого врага нашего спасения, который под самыми небесными кругами ставит против нас засаду и пытается ниспровергнуть добродетели, проросшие до самого Неба. Когда тщеславие видит, что купец благочестия уже наполнил корабль всякими товарами добродетелей, тогда, возбудив бурю, старается опрокинуть и потопить его. Убедив ум пловца, спешащего к Горнему Царству, обратить взоры на дольнее и на человеческую славу, внезапно развеивает все его душевное богатство и, сровняв с землей основания добродетели, ниспровергает труды, достававшие до Неба. Оно приводит к тому, что за сделанное нами мы просим у людей награды, когда надлежит, устремив взор к одному Богу и ради Него сохраняя втайне свои добрые дела, от Него одного ожидать достойного воздаяния. А мы, предпочтя добру ради Бога - труды ради славы от людей и от них требуя себе суетной награды - похвалы, достойно и праведно лишаемся Божиих воздаяний, не для Бога трудясь, но отдав себя в работники людям, а от них вместо наград получая потерю всех наград. Чего же можем просить себе у Бога, для Которого ничего не захотели сделать?.. Будем избегать тщеславия, этого льстивого грабителя духовных богатств, льстивого врага наших душ, этого червя, подтачивающего добродетели; тщеславия, которое с удовольствием расхищает наше добро, называя медом отраву своего обольщения и подавая губительную чашу умам человеческим, чтобы они без сытости упивались этой страстью, потому что слава человеческая сладостна для неопытных.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:

Нам предстоит подвиг против духа тщеславия - многообразного, разновидного и тонкого, так что едва можно самыми прозорливыми глазами не говорю - предостеречься, но предвидеть и распознать его.

Эта страсть многосложна, многообразна, разновидна - везде, со всех сторон встречается воину и победителю. Ибо она и в одежде, и в наружном виде, в походке, голосе, деле, бдении, посте, молитве, отшельничестве, чтении, знании, молчании, послушании, смирении, долготерпении старается уязвить воина Христова. Как гибельная скала, покрываемая бурными волнами, она приводит к непредвиденному и жалкому кораблекрушению плывущих при благополучном ветре, когда они не опасались и не предвидели этого.

Иные страсти иногда успокаиваются при перемене места, укрощаются и уменьшаются после удаления греха, или удобства совершения его, или повода к нему, а тщеславие следует и за бегущим в пустыню, и никакое место не исключает его, не изнемогает оно к от удаления внешнего предмета. Ибо эта страсть воодушевляется успехами в добродетелях того, на кого нападает. Прочие страсти иногда ослабевают и прекращаются с течением времени, а эту страсть, если не будет заботливой рачительности и рассудительности, и долгое время не только не подавляет, но еще больше ее поощряет... Прочим страстям открыто противоборствуют противоположные им добродетели, воюя как бы при ясном дне, и потому их удобно победить и предостеречься от них, а эта, прильнув к добродетелям, вмешиваясь в строй войска, сражается, как в темную ночь, и потому коварнее обманывает не ожидавших и не остерегающихся ее.

Подвижник Христов, желающий законно подвизаться истинным духовным подвигом, всеми мерами должен стараться победить этого многоликого зверя... Во-первых, не позволим себе ничего делать с тщеславным намерением, для получения суетной славы. Поэтому то, что сделано хорошо, нужно охранять с должным вниманием, чтобы подкравшаяся после страсть тщеславия не упразднила всех плодов нашего труда. Со всем старанием надо избегать того, что среди братий не имеет общего употребления или не делается, чтобы не отдать дани тщеславию. Также надо избегать и того, что может отличать нас между другими людьми, чтобы избежать похвалы за то, будто мы одни это делаем. Ибо особенно этими признаками доказывается, что к нам прильнула смертная зараза тщеславия. Этого с Божией помощью можно избежать, размышляя о том, что не только плод наших трудов мы совершенно погубим, если станем что-нибудь делать с тщеславным намерением, но станем повинны в святотатстве и подвергнемся вечным мукам, так как, оскорбляя Бога, захотели лучше делать для людей то дело, которое надо бы делать для Него.

Святитель Тихон Задонский:

Видишь, какой сатанинский яд сокровен в тщеславии? Все дела, какие бы ни творил человек, оно обращает в мерзость и запустение, как море делает соленой воду всех впадающих в него рек. Эта болезнь духа делает нас мерзкими перед Богом, и насколько сокровен этот порок, настолько мерзок. От идолов чувственных и от прочих грехов можно уберечься, так как мы видим их, но от этого идола, который в нашем сердце гнездится, уберечься очень трудно, так сокровенно он пребывает в сердце.

Тщеславие - яд, умерщвляющий душу.

Бог - начало и источник всякому добру, и потому Ему Единому подобает слава и хвала за добро. Но когда человек за добро желает и ищет славы и похвалы себе, то на том месте, где бы подобало быть и почитаться и славиться Богу, человек себя, как идола, ставит и хочет хвалиться и прославляться. Поэтому он отступает от Бога сердцем своим и себя боготворит, хотя этого и не замечает. Чем же хвалиться человеку, который, кроме грехов и немощи, ничего не имеет? Разве грехами? Но какая это польза? Это не похвала, а поношение.

Видишь яблоко... с виду красивое, но внутри изъеденное ядовитым червем, уже не только не полезное человеку, но и вредное. Так может быть и человеческое дело: хотя извне и кажется добрым, но, когда исходит из сердца, напоенного самолюбием, тщеславием и гордостью, не только ему не полезно, но и вредит. Ибо такой человек не воздает славы Богу, от Которого все добро происходит, и что должно воздать одному Богу, то он приписывает себе. Божиими дарованиями он не к Божией славе, но к своей злоупотребляет, и так на том месте, на котором должен поставить Бога, себя, как одушевленного идола, ставит и так отпадает и отступает сердцем от Бога и впадает в богомерзкий порок духовного идолопоклонства. Таковы те, которые дают обильные милостыни, созидают Божии храмы, богадельни, но и от этого ищут славы и похвалы человеческой, которые людей учат и наставляют ради того, чтобы прослыть мудрецами и разумными, и прочее; и это диавольские козни и самолюбие неразумного и слепого сердца.

Святитель Феофан Затворник:

Воскресив дочь Иаира, Господь "строго приказал" родителям ее, "чтобы никто об этом не знал" (Мк. 5, 43). Этим нам указано: не ищи славы, и уха твоего не изощряй на слышание похвал людских, хоть дела твои такого рода, что их укрыть нельзя. Делай, что заставляют тебя делать страх Божий и совесть, а к говору людскому относись, как бы его совсем не было. А за душой смотри: коль скоро она мало-мальски склоняется на эту сторону, возвращай ее к своему чину. Желание, чтобы люди знали, вызывается желанием похвалы. Когда будет похвала, тогда цель кажется достигнутой, а это подрывает энергию и пресекает похвальную деятельность, следовательно, и продолжение похвалы. Выходит, что желающий, чтобы люди знали его добрые дела, сам себе враг! Что люди хвалят, они доброе делают, ибо что хорошо, как того не хвалить? Но ты этого не имей в мысли, и не ожидай, и не ищи. Поблажишь себе в этом, совсем испортишься. Одна поблажка повлечет к другой. Учащение дел одинаковых обратится в нрав, и будешь честолюбцем. А когда дойдешь до этого, тогда уж не все дела твои будут похвальны, и хваление сократится. За недостатком стороннего хваления начнется самовосхваление, которое Господь назвал трублением перед собою. Это еще хуже. Душа становится тогда мелочной, гоняется за одной мишурой, и истинного добра уж не жди от нее.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

На тщеславии заквашен фарисей, он все делает для похвалы человеческой...

Охраняя наши добродетели от повреждения похвалами человеческими, мы должны охранять их и от живущего в нас зла... не увлекаться помыслами и мечтаниями тщеславными... и тщеславным услаждением.

Тщеславие радуется, когда увидит, что человек обогащается добродетелями; оно надеется обратить всякую добродетель в согрешение, надеется сделать всякую добродетель причиной и поводом к осуждению человека на суде Христовом.

Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять.

Подвижник, единственно по той причине, что не имеет понятия об истинном душевном делании... предается тщеславным помыслам и мечтаниям, опирающимся на его подвиги.

Подобно сребролюбию и корыстолюбию, тщеславие уничтожает веру в сердце человеческом.

Стремление к славе человеческой и к человеческим почестям сводит инока с тесного спасительного пути, проложенного Богочеловеком...

Святитель Иоанн Златоуст:

Добродетельному человеку, идущему тесным и скорбным путем и исполняющему заповеди Христовы, невозможно заслужить похвалу и удивление всех людей, потому что велика сила зла и вражда к добродетели. Господь, зная, что человеку, строго подвизающемуся в добродетели и ожидающему от Него похвалы, невозможно пользоваться похвалой и доброй славой у всех людей; он называет несчастными тех, которые из-за похвалы людской пренебрегают добродетелью. Похвала от всех может служить величайшим доказательством того, что хвалимые немного заботятся о самой добродетели. Да и как будут все хвалить добродетельного, если он станет защищать обижаемых от обидящих, терпящих зло - от желающих делать зло? И еще, если он захочет исправлять согрешающих и хвалить живущих добродетельно, то не естественно ли, что одни будут хвалить его, а другие - порицать? Поэтому Господь говорит: "горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!" (Л к. 6, 26).

Сколько вреда делают нам друзья, когда хвалят и ласкают нас, столько же пользы приносят враги, говоря о нас дурно, хотя и справедливо, если только мы захотим надлежащим образом воспользоваться их порицаниями. Ведь друзья из любви часто и льстят нам, а враги обличают наши грехи. По самолюбию мы не видим своих недостатков, а они по вражде смотрят за нами внимательно и своим злословием ставят нас в необходимость исправляться. И вот их вражда становится для нас источником величайшей пользы, потому что, вразумляемые ими, мы не только познаем свои грехи, но и отстаем от них.

Похвалы надмевают до безумия и своею сладостью уничтожают то, что заслуживало награды.

Почему ты ищешь похвалы от людей? Разве не знаешь, что эта похвала, как тень, растворяется в воздухе и исчезает? Притом и люди так непостоянны и изменчивы: одни и те же одного и того же человека сегодня хвалят, а завтра порицают.

Не будем дорожить похвалой человеческой и не будем добиваться славы от людей, но ради Того Единого, Который испытывает сердца и утробы, будем совершать добрые дела и избегать нечестия.

Значительность похвал обычно обременяет совесть не меньше, чем грехи.

Те, которые хвалят нас, умножают в нас надменность, возбуждают гордость, тщеславие, беспечность и делают душу изнеженной и слабой.

Уклоняйся от людских одобрений - и тогда получишь многие похвалы и у Бога, и у людей.

Ища людской похвалы, ты бесчестишь не только себя, но и Бога.

Будем же взирать только на то, чтобы нас похвалил Бог; если мы будем это иметь в виду, то никогда не станем искать похвалы у людей, а если они и похвалят нас, станем презирать такую похвалу, осмеивать ее и гнушаться ею.

Преподобный авва Исаия:

Если охотно слушаешь похвалы себе, нет в тебе страха Божия.

Горе нам, что мы, исполненные всякой скверны, услаждаемся похвалами человеческими.

Вечером 25 февраля 2015 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в храме Воскресения Словущего Андреевского ставропигиального мужского монастыря города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В течение Великого поста каждый христианин, сознательно и ответственно относящийся к своей духовной жизни, призван многое узнать и открыть в самом себе. И происходит это тогда, когда мы встаем на путь самопознания, когда каждый день пытаемся разобраться в движениях своей души, в причинах тех или иных мыслей, слов или поступков. А в центре внимания человека, пытающегося понять самого себя, должны быть не добродетели, совершаемые им, а недостатки и грехи.

Вот почему святые отцы уделяют такое большое внимание объяснению почти каждого греха, которым страдают люди. И очень значительное место уделяется, в том числе, тем грехам, которые в нашей повседневной жизни большинством людей таковыми не считаются. Более того, многие не знают, что та или иная склонность, тот или иной стиль поведения являются грехом.

То, что было только что сказано, имеет прямое отношение к такому греху, как тщеславие. В наше время этот грех становится очень распространенным, каким-то всеобъемлющим. Во многом этому способствует развитие средств массовой информации или то, что мы теперь называем информационным обществом. Каждый человек имеет возможность сказать нечто, что становится известным очень многим, в том числе и через социальные сети. И если внимательнее посмотреть на то, что происходит в этих спонтанных дискуссиях, то можно увидеть ярмарку человеческого тщеславия. Их цель не столько отыскание истины, сколько выставление себя более умным, более находчивым, более проницательным, чем другие. Иногда в жернова этой дискуссии, этого обсуждения, в котором многие участвуют именно для того, чтобы себя показать, а отнюдь не для того, чтобы достичь истины, попадают люди, не готовые к тому, чтобы участвовать во всем этом. Многие считают их слабыми, другие — несовременными, не владеющими навыками и средствами информационной борьбы. А на самом деле чаще всего это люди, которые не хотят играть по чужим правилам.

Но то, что сейчас было сказано, имеет отношение не только к особенностям нашей жизни в информационном обществе. Очень часто в политике, в экономике, в искусстве, в культуре настолько высок градус человеческого тщеславия, что это омрачает реальные достижения людей. Удивительно, но о тщеславии человека в последнюю очередь догадывается он сам. Внимательные наблюдатели видят, понимают эту человеческую слабость. Кто-то со снисхождением относится к ней, а кто-то порицает. Но всегда тщеславный человек оказывается слаб, уязвим, греховен.

Так что же такое тщеславие? Святитель Василий Великий говорит так: тщеславный человек — это тот, кто говорит и делает нечто только ради человеческой славы. Обращая внимание на распространение этого греха среди монашествующих и вообще среди людей церковных, святитель говорит о том, что тщеславие — это есть ничто иное, как деяние не во имя любви к Богу, а во имя человеческой хвалы.

Да, действительно, в церковных кругах иногда даже сам пост, строгая дисциплина поста, образ жизни вдруг превращается в предмет тщеславия. И нередко люди, вовлекаемые в эту греховную стихию, даже не представляют себе, что речь идет не о чистом подвиге ради Господа, а о тщеславии, творимом, по словам святителя Василия, ради похвалы человеческой. К тщеславию склонны в первую очередь люди способные, одаренные, успешные, сильные, в том числе в духовной жизни. Максим Исповедник удивительно точно подметил, что сильные люди, способные отражать плотские искушения, уязвляются тщеславием. Сталкиваясь лицом к лицу с плотским искушением, человек проявляет мужество и твердость, принципиальность, верность своему призванию и не поддается на это искушение. Но тонкий яд тщеславия проникает в душу или, как говорит тот же Василий Великий, тонко прикасается к сознанию, разрушая чистоту намерений и действий.

А каков же результат тщеславия? Святой Ефрем Сирин замечательно говорит: пост, бдение и милостыня — все это похищается дьяволом из-за тщеславия. Сила этого греха такова, что он может разрушить результаты напряженной духовной жизни, духовного подвига в масштабах всей жизни. Работает над собой человек, испытывает свою совесть, контролирует свои мысли и поступки, воспитывает себя, налагает на себя пост, молитву, занимается доброделанием, и в какой-то момент вдруг становится ясно, что тщеславие разрушает результаты всего этого жизненного подвига.

Говоря на тему тщеславия, Иоанн Златоуст со свойственной ему скрытой иронией и четкостью мысли, говорит очень простую фразу: нет смысла быть тщеславным, потому что обо всем знает Бог. Тщеславие можно скрыть от человека, можно завуалировать свои мотивы, причины того или иного доброго поступка, но перед Богом ничего скрыть невозможно, Он знает все. А если Он знает все, то зачем же идти по пути тщеславия, губя, в том числе, добрые плоды своей жизни?

И второй совет Максима Исповедника: часто молись. Это не значит, что мы должны в течение дня совершать длительные молитвословия, но это означает, что молитва как феномен должна постоянно присутствовать в нашей повседневной жизни, хотя бы мгновенная молитва, обращение ко Господу, покаяние, прошение, хвала Богу. И чем чаще мы будем молиться, чем больше мы будем совершать тайные милостыни, тем меньше опасность разрушить все добрые дела и намерения силой тщеславия.

Всех вас поздравляю с завершением среды первой седмицы Великого поста. Дай нам Господь в мире спасительно завершить замечательное поприще и первой седмицы, и всей святой Четыредесятницы.

Тщеславие – пристрастие к тщетной (напрасной, бесполезной) славе, любовь к почестям. Существует два основных вида тщеславия. Один вид побуждает превозноситься плотскими преимуществами и видимыми вещами, а также своими достоинствами или талантами: богатством, силой, красотой, хорошей семьей, образованием, голосом, одеждой. Другой вид побуждает превозноситься духовными преимуществами: постом, милостыней, милосердием, смирением и т. п.

Преподобный Амвросий Оптинский по поводу страсти тщеславия приводил такую поговорку: «Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь». Преподобный Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но на самом деле угождает не Богу, а людям» (Леств.22:5).

Вразумление инока старцем за грех тщеславия: Некогда во время праздника братия вкушали трапезу в церкви. Там был брат, не евший вареной пищи. Прислужнику передали, что один из братии говорит, будто не ест вареного и просит соли. Прислужник подозвал другого брата и сказал перед всем собранием: такой-то брат не ест вареного, принеси ему соли. Тогда встал один из старцев и сказал ему: "Лучше бы ты ел в своей кельи мясо, нежели услышать такое перед всем собранием".

Чаще всего особым образом поражены страстью тщеславия политики, киноактеры, спортсмены, художники, писатели. На тщеславного человека очень сильное влияние имеет мода.

Священное Писание о страсти

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Матф.6:1).

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:5).

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:16).

Средства борьбы со страстью

Главное средство борьбы с тщеславием – смирение.

1) Никогда ничего не делать по тщеславию: ни милостыни, ни молитвы, ни поста, (см. Евангелие от Матфея 6 гл.).

2) Совершать действия, противоположные тщеславию.

Некий монах, для борьбы с тщеславием, вкушал пищу раньше установленного времени так, чтобы его видели.

Борьба с тщеславием через самопосрамление: Утром в ожидании исповеди в церкви собралось столько причастников, что они почти наполовину заполнили храм. Впереди, возле амвона, стояла приозерная отшельница – схимонахиня «N». На спине у нее висел огромный картонный плакат, весь исписанный крупными буквами. Брат подошел поближе и застыл от изумления, прочитав то, что на нем было написано. Девица-схимница отважилась на чрезвычайный поступок: перед многочисленным собранием верующих она обвинила себя в самых отвратительных блудных грехах, якобы содеянных ею, поместив на плакате целый список невероятных мерзостей. И теперь, принося принародно покаяние, она просила у всех прощения и молитв...Когда подошла ее очередь идти на исповедь, пустынница поднялась на солею, приблизилась к священнику и повернулась к нему спиной. Он прочитал написанное и, ничего не ответив, исчез в алтаре. Через две минуты снова вышел, но уже в сопровождении архиерея и, указывая пальцем на плакат, сказал: "Владыка, я не могу допустить ее до причастия, у нее столько смертных грехов!.." Архиерей прочитал эту жуткую исповедь, улыбнулся и ответил: "Нет, нет, не бойся, допусти..." Опытный архипастырь понял, конечно, причину, которая побудила молодую монахиню взвалить на себя столь немыслимые обвинения, тем более что среди перечисленных ею грехов были такие, какими женщина согрешить не может. По-видимому, она просто переписала откуда-то этот список, даже не понимая значения того или иного греха. Получив архиерейское благословение, священник прочел над ней разрешительную молитву и допустил до причастия. Она сняла со спины плакат, свернула его и спустилась с амвона... Поступок схимницы вызвал немалый соблазн. Прихожане недоумевали. Приозерные монахини, стоя поодаль, плакали от досады, говоря: "По простоте и неопытности люди могут поверить в подобную глупость! И что это ей, окаянной, взбрело на ум писать такие гадости?! Теперь повсюду может разнестись худая молва о том, что все мы, живущие в пустыне, повинны в том же". Но вот окончилось богослужение. Брат-пчеловод, выйдя на улицу, решил дождаться молодую пустынницу, чтобы расспросить о причине ошеломившего всех поступка. Остановленная его вопросом, она как бы нехотя ответила: "Простите, после принятия Святых Тайн я разговаривать ни о чем не буду, чтобы не лишиться того неизреченно отрадного состояния, которое сейчас испытываю. Скажу только, что причина моего поступка – желание бесчестия, о котором вы, по-видимому, еще не имеете понятия, – и добавила, – Вы помните, что Господь сказал: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк.6,26)". Поклонилась и ушла. Через несколько лет, когда брат напомнил схимонахине этот случай, она поведала ему, что в то время, имея высокоблагодатное состояние, она почувствовала, как бы еще издалека, приближение помыслов самопревозношения и гордыни. Испугавшись их усиления, а главное – боясь потерять благодатное состояние, она решила опередить их ответным ударом. С этой-то целью схимница и написала злополучный плакат, желая до крайности унизить себя и тем отбить бесовское искушение. И действительно, атака демона гордыни – одного из самых сильных демонов – была разбита наголову. А Господь, против ожидания, покрыл и саму схимницу, и приозерных монахинь. Разговоры об этом случае быстро утихли и не получили дальнейшего распространения».

3) Недоверие своим добродетелям.

Старец не прельстился явлением «архангела»: Некоему брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: "Я, Архангел Гавриил, послан к тебе". Старец на это отвечал: "Смотри! Не к кому ли другому ты послан? Потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы". Диавол тотчас исчез. Старцы говорили: "Если и поистине явится к тебе Ангел, не прими его легковерно, но смирись, говоря: "Я, живя в грехах, недостоин видеть Ангелов".

4) Старайся при других никогда не делать того, чего не делают другие.

5) Грех тщеславия побеждается так же смиренномудрием, т. е. поступай так, как должны поступать смиренные. Св. Григорий Синаит пишет по этому поводу следующее: «Есть семь разных деланий и расположений, вводящих и руководящих к этому богоданному смирению, кои взаимно входят в состав друг друга и друг от друга происходят:

1) молчание

2) смиренное о себе думание

3) смиренное говорение

4) смиренное одеяние

5) самоуничижение

6) сокрушение

7) последность – иметь себя во всем последним».

Прежде чем приступить к рассуждению о том, как избавиться от гордыни, сначала разберемся с самим этим понятием. Под этим словом обычно подразумевают непомерную гордость, высокомерие, эгоизм, зазнайство и т.д. Все примерно знают, что такое гордыня, однако редко, кто признает ее у себя, а если и замечают, то не видят в ней никакой опасности и, более того, не собираются с ней бороться. Но рано или поздно она даст о себе знать и принесет свои ужасные плоды.

Как избавиться от гордыни: православие, католицизм

Гордыня в православии входит в восьмерку греховных страстей вместе с чревоугодием, блудом, алчностью, гневом, печалью, унынием и тщеславием.

В католичестве гордыня входит в семерку главных греховных страстей вместе с чревоугодием, блудом, алчностью, гневом, унынием и завистью.

Прежде чем дать ответ на вопрос о том, как избавиться от греха гордыни, надо отметить, что совсем не одно и то же. Гордость - это, в общем-то, самое обычное свойство любого грешного. Мы все время от времени впадаем в же - это та великая степень, когда эта греховная страсть превращается в доминантную характеристику личности и заполняет ее. Эти люди обычно никого не слышат, про таких говорят: «Гордыни много, а ума мало».

Ислам о гордыни

Гордыня - это когда человек хвалится перед Творцом своими достижениями, забывая о том, что именно от Него он их и получил. Это отвратительное качество делает человека слишком самонадеянным, он начинает считать, что сам может добиться всего и без помощи Божьей, и поэтому он никогда не благодарит Бога за все, что имеет.

А как избавиться от гордыни? Ислам, кстати, тоже придерживается мнения, что гордыня - большой грех, который становится причиной ряда других грехов.

Согласно Корану, джинн по имени Иблис отказался выполнить приказ Аллаха и сделать земной поклон Адаму. Джинн сказал, что он лучше человека, потому что сделан из огня, а не из глины. После этого он был низвергнут с небес и поклялся сбивать верующих людей с верного пути.

Как распознать грех гордыни? Как избавиться от нее?

Гордыня произрастает на почве благополучия, а не когда все плохо. В эйфории ее практически невозможно заметить. Но когда она уже разрастется, остановить ее будет уже очень тяжело. Она ввергает человека в иллюзию своего величия и потом неожиданно бросает его в пропасть. Поэтому лучше раньше заметить ее, признать и, соответственно, начать непремиримую борьбу с ней. Обратим внимание на признаки ее проявления.

Указание на гордыню

  • Частая обидчивость и нетерпимость к другим людям, а точнее к их несовершенству.
  • Постоянные обвинения в своих жизненных проблемах других.
  • Бесконтрольная раздражительность и неуважение к другим людям.
  • Постоянные мысли о собственном величие и уникальности, а значит, и превосходстве над другими.
  • Потребность, чтобы кто-то постоянно восхищался и хвалил вас.
  • Абсолютная непереносимость критики и нежелание исправлять свои недостатки.
  • Неумение просить прощения.
  • Полная уверенность в своей непогрешимости; стремление спорить и доказывать свои достоинства.
  • Несмирение и упрямство, которое заключается в том, что человек не может достойно и спокойно принимать уроки судьбы.

Когда растет пафос, радость в сердце затухает, на смену приходит неудовлетворенность и недовольство. Только вот одни люди, замечая в себе все эти негативные признаки проявления гордости, начинают сопротивляться, другие же становятся ее жертвами.

С гордостью можно справиться, пока она не разрослась до гигантских размеров, образно говоря, не взяла власть над душой и разумом. И надо срочно браться за дело, но как бороться с гордыней?

Методы борьбы

  1. Как бы ни были высоки ваши достижения, надо стараться интересоваться людьми, которые достигли большего, которых следует уважать и учиться у них.
  2. Учитесь смирению, осознайте величие и бесконечный потенциал всякой человеческой души. Принимайте свою ничтожность перед Богом - создателем всего живого на земле и на небе.
  3. Не присваивайте себе все заслуги и достижения. Всегда благодарите Господа за все хорошее и плохое, что с вами происходит, за разные испытания и уроки. Чувство благодарности всегда приятнее испытывать, чем чувство презрения к другим.
  4. Найдите человека адекватного, честного и хорошего, чтобы он конструктивно высказывал о вас свое мнение, все замеченные недостатки нужно прорабатывать и искоренять. И это лучшее лекарство от гордыни.
  5. Свой лучший опыт надо передавать людям, стараться им помогать бескорыстно с любовью. Проявление истинной любви обязательно очистит сердце от гордыни. Тот, кто вовремя не начнет делиться своим позитивным опытом с другими, только увеличит рост гордыни и псевдовеличия.
  6. Старайтесь быть искренними и в первую очередь перед собой. Ищите в себе доброту, чтобы была возможность не накапливать в себе обиды, а находить в себе силы и мужество, чтобы просить прощения у тех, кого мы обидели, и учиться признавать свои ошибки.

Самоуничижение

Многих интересует еще один интересный вопрос - о том, как избавиться от гордыни и две крайних точки, одно понятие подразумевает высокую самооценку, другая - заниженную. Вот о ней немного и поговорим.

Если мы уже знаем о гордости, то остановимся немного на таком свойстве, как самоуничижение, которое основывается на неправильной самооценке и негативном самоанализе. Человек начинает принижать себя и свои достоинства по сравнению с другими людьми. Ему может не нравиться его внешность и качества, он постоянно себя критикует, мол, «я не красивый», «я толстый», «я неряха», «я полный дурак» и т.д.

Орудие

Самоуничижение, как и гордыню, можно использовать как инструмент, которым можно повлиять на то, как тебя оценивают и воспринимают другие, чтобы не получить болезненного удара по своей самооценке.

В ситуации принижения себя человек сам первый начинает себя критиковать, ругать и упрекать, тем самым он упреждает возможные негативные реакции на него со стороны других. Такие люди действительно верят в то, что они хуже окружающих. Стеснительность тоже показывает в человеке развитый комплекс неполноценности.

Причины возникновения самоуничижения

Откуда же он берется? Обычно это может быть какой-нибудь негативный опыт из раннего детства, связанный с неумением оценивать себя и других.

Самоуничижение становится неадекватным способом защититься от потенциальных эмоциональных угроз. Его могут использовать как маску, которую надевает на себя человек во взрослой жизни, чтобы скрыться за ней.

Самоуничижение, как правило, действительно появляется с раннего детства, зачастую это связано с неспособностью ребенка соответствовать всем высоким планкам и ожиданиям родителей, особенно, если родители какие-нибудь выдающиеся люди. Они ждут, что их чадо должно непременно соответствовать их идеалам, обладать талантами и честолюбивыми стремлениями.

Маска бессилия

Но ребенок не достигает планки, поставленной родителям, тогда он винит себя, считает себя бездарным, к нему на ум приходит неправильная самооценка, ведь родители недовольны им.

Когда ребенок вырастает, вот тогда и появляется страх перед тем, что он никогда не сможет быть таким хорошим, как многие окружающие его люди, что он не может им нравиться, поэтому к нему никогда не придет успех, счастье и любовь. Он начинает в открытую заявлять, что он неудачник. Назревает глубокий внутренний конфликт и образуется цепочка комплексов, которые прячутся под маской, которая обозначает «не обращайте на меня никакого внимания» и «не ждите от меня чего-нибудь особенного». К похвале он не привык и не приемлет ее, потому что не верит в себя.

Тщеславие

Параллельно возникает еще один вопрос - о том, как избавиться от гордыни и тщеславия. А это ведь все - звенья одной цепочки. Там, где есть гордыня, там появляется и тщеславие. Смысл этого понятия заключается в том, что человек постоянно хочет выглядеть лучше, чем он на самом деле есть, он чувствует постоянную потребность в подтверждении своего превосходства, а значит, окружает себя друзьями-льстецами.

К смежным понятиям тщеславия относят также гордыню, гордость, спесь, кичливость и «звездную болезнь». Тщеславного человека интересует только его персона.

Тщеславие - как наркотик, без которого, подсевший на него, уже жить не сможет. Да и зависть сразу рядом пристраивается, и идут они рука об руку. Так как тщеславный человек не терпит никакой конкуренции, если его кто-то опережает, его начинает грызть черная зависть.

Тленная слава

Как уже сказано выше, тщеславие наравне с гордыней входит в восьмерку греховных страстей в православии.

Хочется добавить ко всему еще и то, что тщеславие - это когда человек постоянно стремится к тщетной, то есть суетной и пустой славе. Слово «тщетная», в свою очередь, обозначает «скоропроходящая и тленная».

Должность, высокий пост, известность - вещи на земле недолговечные и ненадежные. Любая земная слава - пепел и прах, просто ничто по сравнению с той славой, которую уготовал Господь любящим Его чадам.

Высокомерие

Теперь надо поговорить о том, как избавиться от гордыни и высокомерия. Сразу надо выяснить, тогда легче будет понять и справиться с этой страстью. Высокомерие - это превозношение себя, надменность и презрительное отношение к другому человеку.

Подводя итог обсуждения того, как избавиться от гордыни, высокомерия и тому подобного, надо отметить тот факт, что борьба с ними возможна только после того, как человек возьмет под строгий контроль свое поведение и слова, начнет делать добрые дела, как можно больше заботиться об окружающих людях и не ждать за это благодарности и платы.

Надо постараться избавиться от мысли о своей собственной значимости, особенности и величии. Посмотрите на себя со стороны, послушайте, о чем вы говорите, что думаете, как ведете, поставьте себя на место других.

Гордыня, высокомерие и тщеславие будут мешать личности жить самостоятельной и полноценной жизнью. И пока они не уничтожили вас, начните с ними бороться. Только тогда вы сможете радоваться и жить в мире с самим собою и с миром окружающими. И вам больше не захочется никого винить в своих грехах, и появится желание благодарить Господа за все.

Мир засветит иными красками, только тогда человек может постичь главное: смысл жизни - это ЛЮБОВЬ. И только к ней он должен стремиться.

14-11-2012, 01:44

В 17 веке жил праведный Симеон Верхотурский. Святой был дворянином, однако, он скрывал свое происхождение и вел бедную и смиренную жизнь. Симеон ходил по деревням и бесплатно шил полушубки и другую верхнюю одежду, преимущественно для бедных. Но обязательно что-либо не дошивал - это был или рукав, или воротник. За, как казалось бы неради-вость, он терпел поношения от заказчиков, дабы никто не похвалил его и он бы не впал в . "Когда хвалители наши, или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу", - преподобный Иоанн Лествичник.

Самоукорение - один из способов борьбы с тщеславием. Однако, и в самоукорении есть много тонкостей. Одна из них: тщеславный склонен укорять себя прилюдно, но если же кто-либо из окружающих скажет про него нелицеприятную правду, тут же становится злым и начинает отвечать грубостями "обидчику". "Тщеславие, если его тронуть пальцем, кричит: кожу дерут" (преподобный Амвросий Оптинский).

Людям искренним, простым сердцем легче уберечься от яда тщеславия, чем обладающим естественными дарованиями, т. е. остроумием, понятливостию, искусством в чтении и произношении, быстротою разума, и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом - и во многом неверен и тщеславен.не очень подвержены отравлению сим ядом; ибо тщеславие есть погубление простоты и притворное жительство."(Иоанн Лествичник).

Вторая из тонкостей самоукорения состоит в том, что укорять себя надо обязательно со смирением и с мужеством, смеясь над диаволом, а не с чувством собственного злополучия, которое всевается нам врагом рода человеческого, чтобы довести нас до уныния и отчаяния в спасении. Вот что говорит об этом старец Паисий Святогорец: "К примеру, диавол может сказать человеку: «Ты такой великий грешник, что не спасешься» . Делая вид, что заботится о душе человека, диавол ввергает его в душевную тревогу и отчаяние! Так зачем же позволять диаволу делать все, что он хочет? Когда диавол говорит тебе: «Ты грешница» , отвечай ему: «Ну а тебе-то какое до этого дело? Я скажу, что я грешница, когда захочу этого сама, а не тогда, когда этого захочешь ты» ".

Также, чтобы не допустить любые тщеславные помыслы их следует отслеживать и сразу же отсекать. Особенно следует быть внимательными, когда мы совершаем какое-либо доброе дело и ждём положительной оценки от окружающих. Следует сразу же отсечь похвалу, потому как всегда надо помнить о том, что без Господа Бога мы, грешные не можем "творить ничесоже" (Ин. 15, 5). Потому как только Бог может даровать нам силы для совершения дел и средства для благотворительности. В ответ на это лукавый с бесами на все голоса сладко станут петь о том, чтобы мы захотели на свой счёт записать любой наш хороший поступок, тем самым превращая этот поступок в ничто... Но мы должны твёрдо знать, что вся наша жизнь, наше здоровье, наши поступки, всё-всё, что касается нас находится в руках Господа. "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного" надо стараться произносить как можно чаще.

Каждый из нас более или менее поражён тщеславием и гордостью. И ничто другое так не препятствует успеху в нашей духовной жизни, как эти две страсти. Апостол Павел заповедует: "Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать" (Гал.5, 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие - порождения тщеславия и гордости. "Ненависть от гнева, гнев от гордости, а гордость от самолюбия" (преподобный Макарий Еги-петский «Семь слов», Слово 1, гл. 8). "Господь в Евангелии прямо объявляет, что и доброе творящие ради славы и похвалы восприемлют здесь мзду свою. Также и с гордостью и осуждением других добродетель проходящие отвержены бывают Богом, как показывает евангельская притча о мытаре и фарисее. А блаженное смирение, как сказано в той притче, и неисправных и грешных оправды-вает пред Богом" (преподобный Амвросий Оптинский).

Начинать же истребление тщеславия нам всем следует с "хранения уст и любление бесчестия (преподобный Иоанн Лествичник), далее мы должны отсечь все тщеславные помыслы, всеянные в наш разум и сердце дъяволом, затем следует нам научиться делать перед людьми то, что нас уничижает, и при этом совершенно не чувствовать скорби и уныния и помнить, что часто людям, склонным к тщеславию, Господь Бог во исцеление посылает бесчестие.

"Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими... Все земное непрочно, и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благода-рить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тще-славиться чем-либо" (преподобный Никон Оптинский).