Уважение мудрец. Уважение

Тот, кто присутствует на уроке Торы, где учат о том, что он уже слышал, пусть не говорит: «Это мы уже слышали!», - а промолчит и продолжит слушать

Принцип заповеди

1. Уважение к мудрецам Торы - это повелительная заповедь Торы, и великий грех высмеивать их или ненавидеть, и из-за этого греха был разрушен Йерушалаим. Поэтому тот, кто видит мудреца, который неопрятен, должен отнестись к нему с таким же почтением.

2. Тот, кто проявляет уважение к мудрецам Торы, приобретает трепет перед Небесами и удостаивается того, что его сыновья и мужья его дочерей тоже будут мудрецами. И это действительно даже в том случае, если сам он не достоин подобного.

Принимающий у себя в гостях мудреца Торы и пытающийся принести ему пользу с своего имущества похож на приносящего благодарственную жертву, а устраиваемая для мудреца трапеза считается заповеданной.

3. Разговаривать с мудрецом следует спокойным, уважительным тоном. И правильнее было бы обращаться к нему на «Вы».

4. Тот, кто присутствует на уроке Торы, где учат о том, что он уже слышал, пусть не говорит: «Это мы уже слышали!», - а промолчит и продолжит слушать.

Так же, если человек куда-то спешит, ему не следует делать знаки преподавателю, что-бы тот поскорее заканчивал, а пусть выйдет сам, проявив уважение.

Обязанность вставать

5. Вставать перед мудрецом Торы - это тоже повелительная заповедь, даже в том случае, если мудрец еще молод. Старца же следует уважать и почитать больше, чем ко-го-либо.

Некоторые пишут, что человек обязан вставать и продолжать стоять каждый раз, когда мудрец проходит рядом с ним в близо-сти четырех локтей, и даже если это случается несколько раз в день, за исключением случая, когда он сам в это время не занимается Торой. В ашкеназской общине считается достаточным делать это два раза в день. Мудрецу не стоит создавать неудобства о-щине. Поэтому ему вменяется в заслугу, если он старается не проходить рядом с людьми.

6. Двое мудрецов Торы, которые учатся вместе, обязаны так же вставать друг перед другом, или, по крайней мере, проявить знаки уважения. Некоторые пишут, что каждый раз, когда это представляется возможным, из-за уважения к Торе правильнее все же вставать.

7. Некоторые считают, что обязанность вставать перед мудрецом действует также и в отношении женщины, сведущей в Торе, и, возможно, что это также является заповедью из Торы. И также перед женой мудреца, по мнению некоторых алахических авторитетов, есть обязанность из Торы вставать, так как она имеет тот же статус, что и мудрец. Другие же считают, что эта обязанность - постановление мудрецов, или же, по некоторым мнениям, лишь правило поведения для благочестивого человека.

8. Вставать следует только в том случае, если мудрец оказался в радиусе четырех локтей от сидящего, и нельзя вставать раньше, чтобы было ясно видно, что человек встает именно из-за этого.

Так же, из уважения к мудрецам Торы, следует вставать и при виде мудреца, заходящего в помещение. И даже если он не собирается приближаться к сидящему.

9. Когда мудрец подходит к человеку и тот встает, он должен продолжать стоять, пока мудрец не сядет на свое место.

Если же мудрец не собирается садится, например, если он дает урок или стоя молится, то стоящий может сесть.

Примечание: Перед слепым мудрецом так же следует встать, несмотря на то, что мудрец об этом не узнает.

Как надо вставать

10. Вставать перед мудрецом Торы следует так, чтобы было ясно, что он встает именно из уважения к нему. Поэтому, если в этот самый момент встающему понадобилось взять книгу или завязать шнурок и он сделал это, есть сомнение, выполнил ли он этим заповедь почитания мудреца. Поэтому после того, как он встанет, ему следует сесть обратно, и только после этого сделать то, что он хотел.

Так же и в случае, если человек собирался уйти: ему следует сначала сесть и только потом идти.

11. Некоторые считают, что встать следует во весь рост, не опираясь ни на какие предметы. Есть, однако, те, кто разрешает опереться, и поэтому старый или слабый человек может положиться на это мнение.

Кто должен и кто не должен вставать

12. Тот, кто занимается Торой, также обязан вставать перед мудрецом. Однако если это помешает его учебе, то не должен. Тот, кто сидит и держит свиток Торы, должен оставаться сидеть, даже если он сам захотел встать. Это же правило относится и к тому, кто держит в руках Хумаш.

Есть те, кто считает, что жених в течении семи дней после свадьбы не обязан вставать перед мудрецом, так как жених уподобляется царю.

13. Во время утренней молитвы, если человек читает «Псукей де-Зимра», он обязан встать перед мудрецом. Мнения алахических авторитетов разделились по вопросу, нужно ли вставать при чтении «Шма» и связанных с ним благословений.

Если же человек сидит, облачившись в талит и тфилин, и просто читает Псалмы, он, несомненно, обязан встать перед проходящим перед ним мудрецом или старцем.

14. Человек, занятый каким-либо делом, не обязан прерывать свое занятие и вставать, но проявить какой-то знак уважения он все же должен.

15. В бане или туалете нет обязанности вставать перед мудрецом. Но в предбаннике эта обязанность остается.

Есть, однако, те, кто считает, что обязанность лежит только на том, кто сидит в одежде.

16. Больной или скорбящий (Б-же упаси) не обязаны вставать перед мудрецом. Если же они сами захотели встать, некоторые считают, что это их право. В любом случае, для них было бы правильно немного приподняться с места в знак уважения.

В отношении слепого разделилась мнения, должен ли он вставать перед мудрецом, который не является его основным учителем.

Поддержка мудрецов

17. Повелительная заповедь из Торы - помогать мудрецам, занимающимися Торой. И это включает в себя помощь раввинам общин и постановляющим алаху, чтобы смогли они изучать Тору Вс-вышнего, обучать ей других и утверждать законы, и это лучшее исполнение заповеди «Цдака».

И особая обязанность состоит в том, чтобы радовать их в дни Праздников, когда на них ложится груз алахических вопросов, связанных с Праздниками.

18. По некоторым мнениям, даже тому, кто не может сам учить Тору, но помогает мудрецам Торы, чтобы они ее учили, засчитывается, как будто он сам изучает Тору.

Однако тот, у кого есть возможность учиться, но он довольствуется лишь тем, что поддерживает мудрецов, не исполняет этим заповедь изучения Торы.

19. И заповедь поддержки изучающих Тору предпочтительнее, чем заповедь написания Свитка Торы, и поэтому можно продавать Свитки Торы или даже синагоги, ради того, чтобы оплатить содержание мудрецов Торы.

И важно, что ради заповеди изучения Торы можно тратить больше пятой части своего имущества.

20. Велика награда того, кто поддерживает мудрецов в Земле Израиля, и этим он также исполняет заповедь заселения земли Израиля, потому что главная цель заповеди - чтобы изучалась Тора и заповеди на Святой Земле.

Правильнее, однако, потратить средства на поддержку изучающих Тору, чем на переезд в Землю Израиля.

21. Особенной заслугой является полное обеспечение мудреца всем, что ему требуется. Есть, однако, те, кто доказывает, что поддержка ешивы из десяти человек не менее предпочтительна, даже если каждый из них получит понемногу.

22. Человек, с которым произошло чудо, отделит цдаку, насколько сможет, раздаст ее изучающим Тору, и произнесет: «Вот я даю эту цдаку. И да будет Воля Вс-вышнего, чтобы засчиталась она мне вместо благодарственной жертвы, которую я должен был бы дать во времена Храма».

Почитание учителя и наставника

23. Обязан человек почитать своего учителя и трепетать перед ним, настолько, чтобы был «трепет перед учителем, как трепет перед Небесами». И это включает в себя обязанность вставать перед ним, говорить с ним в уважительной манере, не сидеть на его месте и не препираться с ним.

В данном случае речь идет о том учителе, у которого он приобрёл большую часть своих знаний, даже если это преподаватель, который получает денежное вознаграждение за свои услуги.

24. Нельзя ученику звать учителя по имени, ни при его жизни, ни после смерти, как в его присутствии, так и не перед ним. Разрешено, однако, произносить его имя, добавляя перед этим уважительное «рав», «ребе» и так далее.

Есть, однако, те, кто считает, что добавлять слово «рав» можно только не в его присутствии.

25. Ученик, встретивший своего учителя, должен спросить о его благополучии, но не так как спрашивают любого другого человека, а спросить с достоинством и уважением: «Мир Вам, учитель», а есть те, которые говорят: «… учитель и наставник».

Есть так же те, кто считает, что ученик не обязан специально подходить к учителю, если тот его не видит. Не приходят перед утренней молитвой, для того, чтобы поприветствовать Учителя.

26. Всегда пропускают учителя вперед, когда входят в помещение, в котором висит мезуза. И это касается также синагог и домов учения, даже если мезуза в них не висит.

Есть так же те, кто считает, что обязанность пропускать учителя перед собой есть не только при входе в помещение, но и при выходе.

27. Если учителя сопровождают два ученика, то более старший должен идти справа от учителя, младший - слева, а учитель будет идти посередине. Если же учитель идет с одним учеником, то ученик не должен идти правее учителя. Есть те, кто разрешает идти справа от учителя, слегка поодаль.

28. Обязан человек вставать перед своим учителем, сразу, как только увидит его, даже издалека, и не сядет, пока видит его или пока учитель не сядет на свое место.

Некоторые считают, что если учителя вызвали к Торе, то ученик должен стоять все то время, пока учитель находится у бимы.

29. Тот, кто заходит к своему учителю, не сядет, пока учитель сам не попросит его сесть. И не встанет, пока тот не скажет встать или пока ученик не попросит у него разрешения. Когда же он будет выходить, то должен смотреть в сторону учителя.

Если учитель прощает и не требует такого трепетного отношения к себе - ученик может садиться и вставать с места по своему желанию, и нет тогда обязанности у него вставать перед учителем. Но все же стоит оказать ему уважение и слегка привставать, когда учитель проходит рядом.

30. Сидеть перед учителем следует с уважением, как перед царем, и не следует сидеть в развалку или лежать в его присутствии, если только учитель не дал ему на это разрешение, а всем присутствующим об этом разрешении известно.

31. Обязан ученик трепетать перед своим учителем, поэтому не сядет он на место учителя и не станет подкреплять его слова в его присутствии или отрицать его слова, даже не в его присутствии.

Если же ученик видит, что учитель нарушает слова Торы, должен сказать ему с уважением: «Так учил нас учитель…»

32. Не задают учителю вопрос сразу, как только он зашел в дом учения, и не спрашивают два ученика одновременно. Также следует спрашивать только из того, что изучается учителем в данный момент и не задают по одной теме больше трех вопросов.

Если ученик сомневается, сведущ ли учитель в данной теме, пусть не спрашивает его.

33. Нельзя заходить с учителем в баню, если только он не нуждается в помощи ученика. Если же ученик уже был внутри, и учитель зашел, то ученик не обязан выходить.

Там, где принято ходить в плавках - например на море или в бассейне, ученик может приходить с учителем. Ни в коем случае нельзя плавать перед учителем.

34. Нельзя молиться, стоя перед учителем или сбоку от него, и, тем более, за ним, чтобы, не дай Б-г, не казалось, что ученик поклоняется учителю. Но если ученик стоит на расстоянии более четырех локтей от учителя, то можно.

Есть те, кто считает, что во время общественной молитвы разрешено молиться сбоку от учителя.

35. Разрешено одевать тфиллин в присутствии учителя, но не снимать его, кроме случая, когда он сможет снять головной тфилин, не снимая головного убора.

Запрет спорить с учителем

36. Опровергающий мнение учителя подобен оспаривающему Славу Вс-вышнего. И запрещено ученику постановлять закон в присутствии учителя, если только тот сам не повелел ему этого.

Так же, если ученик упоминает в присутствии учителя то, что когда-то от него слышал, скажет: «Так учил нас учитель».

37. Запрещено ученику начинать преподавать, брать себе учеников и постановлять алаху, не испросив на это разрешение у своего учителя. Есть, однако, те, кто считает, что это запрещено лишь в том случае, когда ученик собирается сам устанавливать алаху.

38. Если учитель постановил, что в каком-либо законе Торы можно облегчать, то запрещено ученику устрожать в нем в его присутствии, даже если его намерения во Имя Небес, если только у него нет прямых доказательств и подтверждений, что закон в этом случае будет другой.

На практике же, не следует спорить с учителем, даже если у ученика есть прямые доказательства правильности противоположного мнения, кроме случая, когда ученик «познал много мудрости и стал наравне со своим учителем».

39. Разрешено ученику в уважительной форме напомнить учителю строчку из Гемары или Торы, которую он забыл, потому что «забывчивость касается всех».

Но, опять же, нельзя ни в коем случае этого делать для того, чтобы состязаться с ним в лучшем знании книг.

40. Тот, кто обидел своего учителя или чем-то его задел, обязан просить у него прощения даже сто раз, пока тот не простит. И закон этот касается любого мудреца Торы и каждого преподавателя Торы, и не только того, от которого он получил основную часть своих знаний, но и того, от которого лишь слышал какие-то слова Торы.

41. В некоторых местах есть традиция назначать в Пурим «пуримского ребе», который олицетворяет собой собирательный образ-пародию на главу ешивы и других преподавателей. При этом он в игривой форме, ради смеха и забавы, обыгрывает их личные качества и свойственное им поведение. Это совершенно неприемлемая традиция, которую необходимо искоренить, и это не «заповеданная радость», а не что иное, как «сборище насмешников» ради издевательств и высмеивания.

Обязанность предстать перед Учителем

42. Обязан человек навещать своего учителя в дни Трех Праздников: Песаха, Швуота и Суккота. И эта обязанность выполняется также и в дни Холь а-Моэд.

По некоторым мнениям, эту обязанность можно исполнить также в течение семи дней после Швуота.

43. Есть, однако, те, кто считает, что в наше время нет обязанности навещать учителя, тем не менее, согласно мнению многих алахических авторитетов, в наше время эта обязанность даже усилилась.

Существует также вопрос, можно ли исполнить эту обязанность звонком по телефону перед Праздником или после него.

44. Обязанность женщины, в этом случае, такая же, как и у мужчины. И если у нее есть свой учитель, одна должна идти к нему. В любом случае, замужняя женщина может пойти, только если согласен ее муж.

45. Заповедано человеку оставаться дома в Праздники и радовать жену и детей. Есть, однако, те, кто считает правильной укрепившуюся традицию оставлять домочадцев даже на несколько дней ради того, чтобы предстать перед своим учителем.

46. Если учитель живет в Земле Израиля, а ученик - вне Земли Израиля, или наоборот, то не ясно, есть ли в этом случае обязанность навещать учителя также и во второй Йом Тов, или она касается только первого Йом Това, который считается праздничным во всем мире.

Почитание после смерти

47. Обязан человек проявлять уважение к своему учителю даже после его смерти. Поэтому, если учитель, не дай Б-г, умер, то ученик должен разорвать свои одежды, как оговорено в этом случае законом, и не имеет он права зашивать разрыв. Он становится обязан и в некоторых других законах, относящихся к скорбящим.

Тот, кто упоминает своего учителя в течение двенадцати месяцев с момента его смерти, должен добавлять: «И я - искупление его покоя».

Из журнала «Мир Торы»

: От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.

Декарт :
Стас Янковский :
Не требуй уважения, а просто делай так, чтоб уважали.
Оноре де Бальзак :
Уважение - это застава, охраняющая отца и мать так же, как и ребенка: первых оно спасает от огорчений, последнего - от угрызений совести.
Наполеон I Бонапарт :
Тот, кто не стремится снискать уважение современников, не достоин его.
Публилий Сир :
Кого уважают, тем никогда не льстят, потому что уважение чтит, лесть насмехается.
Василий Шукшин :
Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь.
Джордж Ромеро :
Сегодня принято уважать людей, которые дают ответы. А мне всегда казалось, что важнее всего те, кто их требуют.
Аркадий Райкин :
Я тебя уважаю, ты меня уважаешь, мы с тобой уважаемые люди.
Саади :
Гнев сверх меры вызывает страх, а неумеренная ласка уменьшает к тебе уважение в людских глазах.
Рина Зеленая :
Говоря серьёзно, уважение - первая заповедь человеческого общества.
Блез Паскаль :
Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.
Леонид Ярмольник :
Одна из самых больших трагедий нашего времени заключены в отношении к человеку. Нет уважения к личности. Вместо него - безразличие, пренебрежение.
Апулей :
Нет для меня уважения дороже, чем уважение человека, которого сам больше всех по заслугам уважаю.
Писарев:
Сознательное уважение всегда прочнее увлечения.
Голсуорси:
Уважение к людям есть уважение к самому себе.
Н.И.Новиков:
Человек, себя за ничто почитающий, не может к другим иметь никакого почтения и в обоих случаях являет низкость мыслей.
Лесков:
Не надо забывать старого правила: кто хочет, чтобы с ним уважительно обходились другие, тот прежде всего должен уважать себя сам.
Достоевский:
Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя.
Никола Себастиан Шамфор:
Порядочному человеку не подобает гнаться за всеобщим уважением: пусть оно придет к нему само собою и, так сказать, помимо его воли.
Декарт:
Уважение других дает повод к уважению самого себя.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес:
Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали.
Сэмюэл Джонсон:
Уважения мы оказываем ровно столько, сколько его требуют.
Жан де Лабрюйер:
Люди, украшенные достоинствами, сразу узнают, выделяют, угадывают друг, друга; если вы хотите, чтобы вас уважали, имейте дело только с людьми, заслуживающими уважения.

Тот, кто присутствует на уроке Торы, где учат о том, что он уже слышал, пусть не говорит: «Это мы уже слышали!», - а промолчит и продолжит слушать

Принцип заповеди

1. Уважение к мудрецам Торы — это повелительная заповедь Торы, и великий грех высмеивать их или ненавидеть, и из-за этого греха был разрушен Йерушалаим. Поэтому тот, кто видит мудреца, который неопрятен, должен отнестись к нему с таким же почтением.

2. Тот, кто проявляет уважение к мудрецам Торы, приобретает трепет перед Небесами и удостаивается того, что его сыновья и мужья его дочерей тоже будут мудрецами. И это действительно даже в том случае, если сам он не достоин подобного.

Принимающий у себя в гостях мудреца Торы и пытающийся принести ему пользу с своего имущества похож на приносящего благодарственную жертву, а устраиваемая для мудреца трапеза считается заповеданной.

3. Разговаривать с мудрецом следует спокойным, уважительным тоном. И правильнее было бы обращаться к нему на «Вы».

4. Тот, кто присутствует на уроке Торы, где учат о том, что он уже слышал, пусть не говорит: «Это мы уже слышали!», — а промолчит и продолжит слушать.

Так же, если человек куда-то спешит, ему не следует делать знаки преподавателю, что-бы тот поскорее заканчивал, а пусть выйдет сам, проявив уважение.

Обязанность вставать

5. Вставать перед мудрецом Торы — это тоже повелительная заповедь, даже в том случае, если мудрец еще молод. Старца же следует уважать и почитать больше, чем ко-го-либо.

Некоторые пишут, что человек обязан вставать и продолжать стоять каждый раз, когда мудрец проходит рядом с ним в близо-сти четырех локтей, и даже если это случается несколько раз в день, за исключением случая, когда он сам в это время не занимается Торой. В ашкеназской общине считается достаточным делать это два раза в день. Мудрецу не стоит создавать неудобства о-щине. Поэтому ему вменяется в заслугу, если он старается не проходить рядом с людьми.

6. Двое мудрецов Торы, которые учатся вместе, обязаны так же вставать друг перед другом, или, по крайней мере, проявить знаки уважения. Некоторые пишут, что каждый раз, когда это представляется возможным, из-за уважения к Торе правильнее все же вставать.

7. Некоторые считают, что обязанность вставать перед мудрецом действует также и в отношении женщины, сведущей в Торе, и, возможно, что это также является заповедью из Торы. И также перед женой мудреца, по мнению некоторых алахических авторитетов, есть обязанность из Торы вставать, так как она имеет тот же статус, что и мудрец. Другие же считают, что эта обязанность — постановление мудрецов, или же, по некоторым мнениям, лишь правило поведения для благочестивого человека.

8. Вставать следует только в том случае, если мудрец оказался в радиусе четырех локтей от сидящего, и нельзя вставать раньше, чтобы было ясно видно, что человек встает именно из-за этого.

Так же, из уважения к мудрецам Торы, следует вставать и при виде мудреца, заходящего в помещение. И даже если он не собирается приближаться к сидящему.

9. Когда мудрец подходит к человеку и тот встает, он должен продолжать стоять, пока мудрец не сядет на свое место.

Если же мудрец не собирается садится, например, если он дает урок или стоя молится, то стоящий может сесть.

Примечание: Перед слепым мудрецом так же следует встать, несмотря на то, что мудрец об этом не узнает.

Как надо вставать

10. Вставать перед мудрецом Торы следует так, чтобы было ясно, что он встает именно из уважения к нему. Поэтому, если в этот самый момент встающему понадобилось взять книгу или завязать шнурок и он сделал это, есть сомнение, выполнил ли он этим заповедь почитания мудреца. Поэтому после того, как он встанет, ему следует сесть обратно, и только после этого сделать то, что он хотел.

Так же и в случае, если человек собирался уйти: ему следует сначала сесть и только потом идти.

11. Некоторые считают, что встать следует во весь рост, не опираясь ни на какие предметы. Есть, однако, те, кто разрешает опереться, и поэтому старый или слабый человек может положиться на это мнение.

Кто должен и кто не должен вставать

12. Тот, кто занимается Торой, также обязан вставать перед мудрецом. Однако если это помешает его учебе, то не должен. Тот, кто сидит и держит свиток Торы, должен оставаться сидеть, даже если он сам захотел встать. Это же правило относится и к тому, кто держит в руках Хумаш.

Есть те, кто считает, что жених в течении семи дней после свадьбы не обязан вставать перед мудрецом, так как жених уподобляется царю.

13. Во время утренней молитвы, если человек читает «Псукей де-Зимра», он обязан встать перед мудрецом. Мнения алахических авторитетов разделились по вопросу, нужно ли вставать при чтении «Шма» и связанных с ним благословений.

Если же человек сидит, облачившись в талит и тфилин, и просто читает Псалмы, он, несомненно, обязан встать перед проходящим перед ним мудрецом или старцем.

14. Человек, занятый каким-либо делом, не обязан прерывать свое занятие и вставать, но проявить какой-то знак уважения он все же должен.

15. В бане или туалете нет обязанности вставать перед мудрецом. Но в предбаннике эта обязанность остается.

Есть, однако, те, кто считает, что обязанность лежит только на том, кто сидит в одежде.

16. Больной или скорбящий (Б-же упаси) не обязаны вставать перед мудрецом. Если же они сами захотели встать, некоторые считают, что это их право. В любом случае, для них было бы правильно немного приподняться с места в знак уважения.

В отношении слепого разделилась мнения, должен ли он вставать перед мудрецом, который не является его основным учителем.

Поддержка мудрецов

17. Повелительная заповедь из Торы — помогать мудрецам, занимающимися Торой. И это включает в себя помощь раввинам общин и постановляющим алаху, чтобы смогли они изучать Тору Вс-вышнего, обучать ей других и утверждать законы, и это лучшее исполнение заповеди «Цдака».

И особая обязанность состоит в том, чтобы радовать их в дни Праздников, когда на них ложится груз алахических вопросов, связанных с Праздниками.

18. По некоторым мнениям, даже тому, кто не может сам учить Тору, но помогает мудрецам Торы, чтобы они ее учили, засчитывается, как будто он сам изучает Тору.

Однако тот, у кого есть возможность учиться, но он довольствуется лишь тем, что поддерживает мудрецов, не исполняет этим заповедь изучения Торы.

19. И заповедь поддержки изучающих Тору предпочтительнее, чем заповедь написания Свитка Торы, и поэтому можно продавать Свитки Торы или даже синагоги, ради того, чтобы оплатить содержание мудрецов Торы.

И важно, что ради заповеди изучения Торы можно тратить больше пятой части своего имущества.

20. Велика награда того, кто поддерживает мудрецов в Земле Израиля, и этим он также исполняет заповедь заселения земли Израиля, потому что главная цель заповеди — чтобы изучалась Тора и заповеди на Святой Земле.

Правильнее, однако, потратить средства на поддержку изучающих Тору, чем на переезд в Землю Израиля.

21. Особенной заслугой является полное обеспечение мудреца всем, что ему требуется. Есть, однако, те, кто доказывает, что поддержка ешивы из десяти человек не менее предпочтительна, даже если каждый из них получит понемногу.

22. Человек, с которым произошло чудо, отделит цдаку, насколько сможет, раздаст ее изучающим Тору, и произнесет: «Вот я даю эту цдаку. И да будет Воля Вс-вышнего, чтобы засчиталась она мне вместо благодарственной жертвы, которую я должен был бы дать во времена Храма».

Почитание учителя и наставника

23. Обязан человек почитать своего учителя и трепетать перед ним, настолько, чтобы был «трепет перед учителем, как трепет перед Небесами». И это включает в себя обязанность вставать перед ним, говорить с ним в уважительной манере, не сидеть на его месте и не препираться с ним.

В данном случае речь идет о том учителе, у которого он приобрёл большую часть своих знаний, даже если это преподаватель, который получает денежное вознаграждение за свои услуги.

24. Нельзя ученику звать учителя по имени, ни при его жизни, ни после смерти, как в его присутствии, так и не перед ним. Разрешено, однако, произносить его имя, добавляя перед этим уважительное «рав», «ребе» и так далее.

Есть, однако, те, кто считает, что добавлять слово «рав» можно только не в его присутствии.

25. Ученик, встретивший своего учителя, должен спросить о его благополучии, но не так как спрашивают любого другого человека, а спросить с достоинством и уважением: «Мир Вам, учитель», а есть те, которые говорят: «… учитель и наставник».

Есть так же те, кто считает, что ученик не обязан специально подходить к учителю, если тот его не видит. Не приходят перед утренней молитвой, для того, чтобы поприветствовать Учителя.

26. Всегда пропускают учителя вперед, когда входят в помещение, в котором висит мезуза. И это касается также синагог и домов учения, даже если мезуза в них не висит.

Есть так же те, кто считает, что обязанность пропускать учителя перед собой есть не только при входе в помещение, но и при выходе.

27. Если учителя сопровождают два ученика, то более старший должен идти справа от учителя, младший — слева, а учитель будет идти посередине. Если же учитель идет с одним учеником, то ученик не должен идти правее учителя. Есть те, кто разрешает идти справа от учителя, слегка поодаль.

28. Обязан человек вставать перед своим учителем, сразу, как только увидит его, даже издалека, и не сядет, пока видит его или пока учитель не сядет на свое место.

Некоторые считают, что если учителя вызвали к Торе, то ученик должен стоять все то время, пока учитель находится у бимы.

29. Тот, кто заходит к своему учителю, не сядет, пока учитель сам не попросит его сесть. И не встанет, пока тот не скажет встать или пока ученик не попросит у него разрешения. Когда же он будет выходить, то должен смотреть в сторону учителя.

Если учитель прощает и не требует такого трепетного отношения к себе — ученик может садиться и вставать с места по своему желанию, и нет тогда обязанности у него вставать перед учителем. Но все же стоит оказать ему уважение и слегка привставать, когда учитель проходит рядом.

30. Сидеть перед учителем следует с уважением, как перед царем, и не следует сидеть в развалку или лежать в его присутствии, если только учитель не дал ему на это разрешение, а всем присутствующим об этом разрешении известно.

31. Обязан ученик трепетать перед своим учителем, поэтому не сядет он на место учителя и не станет подкреплять его слова в его присутствии или отрицать его слова, даже не в его присутствии.

Если же ученик видит, что учитель нарушает слова Торы, должен сказать ему с уважением: «Так учил нас учитель…»

32. Не задают учителю вопрос сразу, как только он зашел в дом учения, и не спрашивают два ученика одновременно. Также следует спрашивать только из того, что изучается учителем в данный момент и не задают по одной теме больше трех вопросов.

Если ученик сомневается, сведущ ли учитель в данной теме, пусть не спрашивает его.

33. Нельзя заходить с учителем в баню, если только он не нуждается в помощи ученика. Если же ученик уже был внутри, и учитель зашел, то ученик не обязан выходить.

Там, где принято ходить в плавках — например на море или в бассейне, ученик может приходить с учителем. Ни в коем случае нельзя плавать перед учителем.

34. Нельзя молиться, стоя перед учителем или сбоку от него, и, тем более, за ним, чтобы, не дай Б-г, не казалось, что ученик поклоняется учителю. Но если ученик стоит на расстоянии более четырех локтей от учителя, то можно.

Есть те, кто считает, что во время общественной молитвы разрешено молиться сбоку от учителя.

35. Разрешено одевать тфиллин в присутствии учителя, но не снимать его, кроме случая, когда он сможет снять головной тфилин, не снимая головного убора.

Запрет спорить с учителем

36. Опровергающий мнение учителя подобен оспаривающему Славу Вс-вышнего. И запрещено ученику постановлять закон в присутствии учителя, если только тот сам не повелел ему этого.

Так же, если ученик упоминает в присутствии учителя то, что когда-то от него слышал, скажет: «Так учил нас учитель».

37. Запрещено ученику начинать преподавать, брать себе учеников и постановлять алаху, не испросив на это разрешение у своего учителя. Есть, однако, те, кто считает, что это запрещено лишь в том случае, когда ученик собирается сам устанавливать алаху.

38. Если учитель постановил, что в каком-либо законе Торы можно облегчать, то запрещено ученику устрожать в нем в его присутствии, даже если его намерения во Имя Небес, если только у него нет прямых доказательств и подтверждений, что закон в этом случае будет другой.

На практике же, не следует спорить с учителем, даже если у ученика есть прямые доказательства правильности противоположного мнения, кроме случая, когда ученик «познал много мудрости и стал наравне со своим учителем».

39. Разрешено ученику в уважительной форме напомнить учителю строчку из Гемары или Торы, которую он забыл, потому что «забывчивость касается всех».

Но, опять же, нельзя ни в коем случае этого делать для того, чтобы состязаться с ним в лучшем знании книг.

40. Тот, кто обидел своего учителя или чем-то его задел, обязан просить у него прощения даже сто раз, пока тот не простит. И закон этот касается любого мудреца Торы и каждого преподавателя Торы, и не только того, от которого он получил основную часть своих знаний, но и того, от которого лишь слышал какие-то слова Торы.

41. В некоторых местах есть традиция назначать в Пурим «пуримского ребе», который олицетворяет собой собирательный образ-пародию на главу ешивы и других преподавателей. При этом он в игривой форме, ради смеха и забавы, обыгрывает их личные качества и свойственное им поведение. Это совершенно неприемлемая традиция, которую необходимо искоренить, и это не «заповеданная радость», а не что иное, как «сборище насмешников» ради издевательств и высмеивания.

Обязанность предстать перед Учителем

42. Обязан человек навещать своего учителя в дни Трех Праздников: Песаха, Швуота и Суккота. И эта обязанность выполняется также и в дни Холь а-Моэд.

По некоторым мнениям, эту обязанность можно исполнить также в течение семи дней после Швуота.

43. Есть, однако, те, кто считает, что в наше время нет обязанности навещать учителя, тем не менее, согласно мнению многих алахических авторитетов, в наше время эта обязанность даже усилилась.

Существует также вопрос, можно ли исполнить эту обязанность звонком по телефону перед Праздником или после него.

44. Обязанность женщины, в этом случае, такая же, как и у мужчины. И если у нее есть свой учитель, одна должна идти к нему. В любом случае, замужняя женщина может пойти, только если согласен ее муж.

45. Заповедано человеку оставаться дома в Праздники и радовать жену и детей. Есть, однако, те, кто считает правильной укрепившуюся традицию оставлять домочадцев даже на несколько дней ради того, чтобы предстать перед своим учителем.

46. Если учитель живет в Земле Израиля, а ученик — вне Земли Израиля, или наоборот, то не ясно, есть ли в этом случае обязанность навещать учителя также и во второй Йом Тов, или она касается только первого Йом Това, который считается праздничным во всем мире.

Почитание после смерти

47. Обязан человек проявлять уважение к своему учителю даже после его смерти. Поэтому, если учитель, не дай Б-г, умер, то ученик должен разорвать свои одежды, как оговорено в этом случае законом, и не имеет он права зашивать разрыв. Он становится обязан и в некоторых других законах, относящихся к скорбящим.

Тот, кто упоминает своего учителя в течение двенадцати месяцев с момента его смерти, должен добавлять: «И я — искупление его покоя».

Шут Уважения призывает вас уважать свой дух и свою личность. Однако не злоупотребляйте высокомерием или самовлюбленным самомнением, отбросьте эгоцентричную точку зрения; признайте, что все люди имеют Божественное происхождение и обладают святой природой. Вы должны воспринимать других с этой точки зрения. Теперь пришло время прекратить бесконечную и глупую насмешку, клевету и критику. Уважайте человеческую жизнь и помните, что, хотя люди натыкаются на препятствия и борются с ними, они достойны любви и уважения независимо от того, какие серьезные ошибки они делают.

Спросите себя: возможно, вы слишком негативно настроены или относитесь ко всему поверхностно? Кто не пользуется вашим уважением? К кому вы относитесь неодобрительно? Как насчет уважения от других? Вы уважаете себя? Вы ведете себя почтительно, нравится ли вам манера, с которой вы относитесь к себе и другим?

Шут Уважения напоминает вам: если вы собираетесь развиваться как Божественное творческое существо, то должны сначала принять и соблюдать свой истинный характер. Судить других как недостойных — глупая ошибка, которая приковывает вас цепью к ошибочным мнениям и ограниченным понятиям. Будьте свободны, самостоятельны, воздержитесь от резких суждений и выражайте любовь и уважение.

Будьте также терпеливы. Некоторые вещи не происходят так быстро, как вы хотели бы, и это вызывает расстройство и даже возмущение и сомнение. Не позволяйте, чтобы сомнение закралось к вам, вместо этого расслабьтесь и позвольте событиям разворачиваться так. как это должно быть. Уважайте естественный порядок и Божественный выбор времени всех происходящих вещей. Никогда не переставайте верить и доверяйте своему месту во Вселенной. Дышите и будьте спокойными. Все хорошо.

Мудрость Шута: Уважайте естественный поток.

Полностью измененное значение

Шут Уважения не слышит вас. Уважение — это то, что необходимо заработать; вы не можете потребовать его от других. Чтобы заработать его, необходимо вести себя подобающим образом. Это означает говорить правду, быть ответственным за свои действия и вести себя с достоинством, благопристойностью и любезностью. Чувство собственного достоинства является самым жизненно важным качеством. Чтобы добиться уважения от других, вы должны уважать себя. Это достижимо, когда в ваших отношениях с другими существуют здоровые границы. Высказывайтесь тогда, когда вы должны говорить, говорите правду с любовью и храбростью, как должное.

В какой ситуации вы отнеслись к себе непочтительно? Где ваши границы дают слабинку? В каких ситуациях вы можете говорить «да», когда на самом деле вы имеете в виду «нет»? Вы относитесь неподобающим образом к своему здоровью? Вы относитесь неподобающим образом к своему уму? Вы относитесь неподобающим образом к своему духу, тем самым уменьшая свою честность? Помните, что вы не получите уважения, которого ищете, соглашаясь на вещи, которые умаляют вас.

Действуйте совместно со своим «я». Приостановитесь и поразмышляйте над своим выбором. Вы чтите себя? Чтобы преуспеть в жизни, вы нуждаетесь в чувстве собственного достоинства прежде всего. Не пытайтесь получить одобрение тех, кто не уважает вас. Уважение, которое вы желаете получить от других, будет с вами, не сомневайтесь. Помните: прежде всего вам необходимо быть верным самому себе.

Предупреждение Шута:

Почитайте не только себя, но и других.

Уважение имеет границы, а любовь - никаких.

Тот, кто пьёт воду, должен помнить о тех, кто рыл колодец.

Уважение к людям есть уважение к самому себе.

Кто уважает себя - внушает почтение другим.

Уважать женщин - это долг, которому всякий честный человек должен повиноваться с рождения.

Обоюдное уважение личного пространства друг друга - это уже почти любовь.

Всякий, кто бы он ни был и как бы он ни был унижен, хоть и инстинктивно, хоть бессознательно, а всё-таки требует уважения к своему человеческому достоинству.

Гений вызывает удивление, но характер возбуждает уважение. Гениальные люди действуют на разум, люди с характером - на совесть. И если перед первыми благоговеют, то за вторыми идут.

Бешеные мысли об уважении

Уважение должно оказываться с обеих сторон.

Давайте уважать наших противников за ту же побуждений, на которую мы претендуем сами.

Филосософов бешеные мысли об уважении

Большой вопрос, уважают ли дикари того европейца, который сам опускается до степени дикаря.

Иудейская религия настаивает на уважении, в то время как христианская - на любви. Вот я думаю: не является ли уважение чувством более основательным, нежели любовь? И вдобавок более реальным... Любить своего врага, как предлагает Иисус, и, получив пощёчину, подставлять другую щеку - это, конечно, восхитительно, но не применимо на практике. И, однако же, может ли любовь быть долгом? Можно ли приказать своему сердцу? Не думаю. А вот по мнению великих раввинов, уважение является постоянной обязанностью. Вот это уже кажется мне возможным. Я могу уважать тех, кого не люблю, или тех, кто мне безразличен. Но любить их? И к тому же есть ли необходимость в том, чтобы я их любил, если я их уважаю?

Мы не так домогались бы всеобщего уважения, когда бы твёрдо знали, что достойны его.

Кто силён, тот будь и добр, чтобы тебя уважали, а не боялись.

Люди, украшенные достоинствами, сразу узнают, выделяют, угадывают друг друга; если вы хотите, чтобы вас уважали, имейте дело только с людьми, заслуживающими уважения.

Счастливый брак - это не когда на седьмом году семейной жизни к тебе в окно влезают с букетом в зубах, а когда тебя ежесекундно уважают и не ходят ногами по твоей душевной территории.

Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда её уважают. Бедой её делают забвение и одиночество.

Уважать людей - значит уважать каждого из них, а не только тех, на кого ты хочешь произвести впечатление.

Услуга, оказанная нам, приятна главным образом потому, что льстит нашему тщеславию и свидетельствует о добром расположении и уважении к нам , ее оказавшего.

Пресмешные бешеные мысли об уважении

Бывает, ещё ни с кем не выпил, а тебя уже уважают.

Когда мужчины неуважительно относятся к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своём обращении с ними.

Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку.

Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием.

Брак, в котором один из супругов не любит или не уважает другого, не может быть счастливым. Ни для кого.

Я думаю, что уважение к героям, в различные эпохи проявляющееся различным способом, является душой общественных отношений между людьми и что способ выражения этого уважения служит истинным масштабом нормальности или ненормальности господствующих на свете отношений.

Не противоречат обычно тем, кого больше всего любят, и тем, кого меньше всего уважают.

Не надо забывать старого правила: кто хочет, чтобы с ним уважительно обходились другие, тот прежде всего должен уважать себя сам.

Неуважение к чужим заслугам - это преступление.

В знакомых местах уважают человека, в незнакомых - шубу.

Что ни говорите, а человеческое достоинство признается ещё в природе. Желая отогнать птиц от плодовых деревьев, ставят чучело, и даже отдалённого сходства этого пугала с человеком достаточно для того, чтобы внушить уважение.

Кто не уважает себя, тот - несчастен, но зато тот, кто слишком доволен собой, - глуп.

Если нас очень огорчает чьё-то презрение, значит, нам особенно приятно было бы уважение именно этого человека.

Колкие бешеные мысли об уважении

Таракана он оставил лежать, где был, - из уважения к умершим.

От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.

Уважения мы оказываем ровно столько, сколько его требуют.

Уважай заблуждения ближнего как свои собственные.

Любовь не может быть без уважения.

Ты меня уважаешь. Я тебя уважаю. Мы с тобой уважаемые люди.

Если мы не уважаем в других того же стремления к счастью, они оказывают сопротивление и мешают нашему стремлению к счастью.

Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое.

Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.

Хочешь уважения - не начинай с оскорбления.

Нравственность народов зависит от уважения к женщине.

На земле нет ничего, более достойного уважения, чем ум.

Свободные установления тогда хороши, когда они у людей, себя уважающих, а стало быть, уважающих и долг свой, долг гражданина.

Никто не может быть счастлив, если он не пользуется своим собственным уважением.

Необъятные бешеные мысли об уважении/

Нашего почитания заслуживает тот, кто господствует над умами силою правды, а не те, которые насилием делают рабов.

Долг - это уважение к праву другого.

Человеку невозможно жить честно и в то же время в достатке и уважении.

Всё дело в уважении: нужно уважать этот мир и людей вокруг тебя, тогда можно ожидать взаимности.

Люди выказывают свое неуважение к другим разными способами, например, небрежностью в одежде, неопрятностью, дурными привычками, и всё это будет невежливостью.

Человек редко может заставить любить себя, но заставить уважать себя может всегда.

Человек, высокомерный и спесивый в обществе, обычно добивается результата, прямо противоположного тому, на который рассчитывает, - если, конечно, он рассчитывает на уважение.

Видеть и уважать в женщине человека - не только необходимое, но и главное условие любви для порядочного человека нашего времени.

Настоящее самоуважение заключается в том, чтобы не думать о себе.

Нет для меня уважения дороже, чем уважение человека, которого сам больше всех по заслугам уважаю.

Уважение и любовь - капиталы, которые обязательно нужно куда нибудь поместить. Поэтому их обычно уступают в кредит.

Уважение - это застава, охраняющая отца и мать, столько же и детище; первых оно спасает от огорчений, последнего от угрызения совести.