Зачем нужны подростки? Полезные советы для девочек-подростков Что делает каждый подросток.

Май - месяц последних звонков, экзаменов и выпускных. Кто-то из школьников уже определился с профессией, а кто-то до сих пор находится в раздумьях. Проблема с выбором специальности появилась не так давно. Она связана со многими современными факторами. Именно поэтому нужно понимать, как подростку выбрать профессию.

Формирование

В 11-13 лет начинает формироваться воля подростка. Уже к 15-16 годам она полностью готова. Порой в этом возрасте ребенок ничего не хочет: он не знает, где учиться, его не привлекает никакая профессия, а занятие чем-то навевает скуку. Это не критическая ситуация, и в целом ее можно исправить, но этим нужно заниматься.

В современном мире такая ситуация не удивительна. И скорее она не психологическая, а психосоциальная. Это связано с тем, что нынешние подростки растут в безвременьи. Их увлекает все, что разнится с мнением родителей. Им интересно то, что нельзя.

Изменились и герои нашего времени. Как подростку выбрать профессию, если по телевизору и в Интернете то и дело говорят о могуществе бизнесменов.

В чем трудность?

Прежде чем размышлять о том, как выбрать будущую профессию подростку, нужно понимать основные причины того, почему так сложно сделать выбор современным детям.

На самом деле для многих этот вопрос, как стихийное бедствие. Вроде совсем недавно говорили о том, «кем я стану, когда вырасту», а уже нужно делать соответствующий выбор. Вспомните себя в 15-16 лет: многие продолжали себя считать детьми, хотя и пытались выглядеть и вести себя как взрослые. Делать выбор, от которого якобы зависит все ваше будущее, - ноша непростая.

Если кто-то уже для себя определил свое будущее, по нему сразу это видно. Такие дети уверенные в себе, ведь они точно знают, что будут в будущем лечить людей, учить детей или строить дома. Им проще определиться с тем, какие предметы сдавать на экзаменах, на что стоит обратить внимание и т.д.

Но такая ситуация встречается сейчас все реже. Многие родители не понимают, как помочь выбрать профессию подростку, и вот почему.

Отсутствие интереса

Все современные тинейджеры увлечены одним и тем же - социальными сетями, компьютерными играми и тусовками. Ребенок не слоняется по заброшенным зданиям или подъездам. На первый взгляд он действительно чем-то занят, но насколько подобные занятия полезны для его будущего?

Из-за отсутствия интереса приходится думать, как в «тяжелый» график ребенка внедрить полезные занятия, которые помогут ему выбрать профессию. Но, как правило, ни желания, ни энергии, ни сил на это у него нет.

Но и подобному проявлению есть свое объяснение. Большинство подростков просто боятся ошибиться. Если ничего не хочешь, значит, ничего не придется делать, соответственно, ты никогда не ошибешься.

Много увлечений

Это противоположная проблема к предыдущей. Некоторые дети не могут определиться с тем, чем им заниматься, поскольку им нравится все. На самом деле это не самая большая проблема, поскольку сейчас профессий крайне много, а некоторые из них позволяют объединять необъединимое.

Да, на первых порах придется думать о том, как помочь подростку определиться с профессией. Но когда этот период закончится, ребенок найдет себе очень необычное и интересное занятие. Например, если он интересуется компьютерными играми и журналистикой, почему бы ему не стать киберспортивным журналистом?

Незнание себя

Современность, к сожалению, довела многих детей до того, что они стремятся быть похожими на кого-то, совершенно забывая о своей индивидуальности. Кто-то копирует звезд, спортсменов или других общественных деятелей, а некоторые хотят быть похожим на своего одноклассника или друга.

Это очень серьезная проблема. Ребенок не может понять свои особенности и способности. Он считает, что ни на что не способен, ничего не умеет. Хорошо, если ребенок давно проявляет свои таланты, благодаря которым можно понять хотя бы направление в его будущей профессии. В противном случае придется обращаться к психологу, который бы указал родителям на особенности их чада.

Незнание

Это одна из распространенных причин, по которой многие не понимают, как определиться с профессией. Подростки не имеют никакого понятия о специальностях. Конечно, если речь идет о блогерах или бизнесменах, то тут всем все ясно. Но что изучают на факультете систем и средств массовой информации? Кем можно стать после получения специальности «Международные отношения»?

Многие подростки представляют большинство профессий, оглядываясь на то, что им рассказывали еще в детском саду. Поэтому им легко ориентироваться, что может повар, полицейский и врач.

Это вина всех и каждого: учителей, которые не рассказывают о профессиях, СМИ, что также могли бы заниматься просвещением, да и в интернете тоже нужно специально поискать необходимую информацию. Поэтому остается только родитель, который сможет и сам узнать много интересного, и ребенку помочь расширить свои знания.

Неуверенность

Эту причину можно было бы объединить с первой, которая гласит о том, что подростки ничем не интересуются. Но ее стоит выделить отдельно, поскольку проблема действительно очень серьезная.

Некоторые подростки могут быть уверены в том, что им хочется, но все равно будут продолжать сомневаться. Для ребенка период выбора профессии непростой как минимум потому, что это что-то новое, неизведанное, да еще и требует такой высокой ответственности. А что будет дальше? А вдруг я ошибся? А если это не мое?

Крайне важно объяснить ребенку, что сложности будут, их не избежать. Будут и сомнения, но ведь это не повод отказываться от интересных приключений, которые его ждут впереди. Да и ошибка в выборе - это не смерть, а лишь возможность начать заниматься чем-то новым.

Завышенные ожидания

Несмотря на то, что поколение Z тратит силы на результат, а не на вознаграждение, все равно многие подростки хотят сразу получать высокую зарплату. У многих завышенные ожидания от профессий.

Если пойти учиться на программиста, значит, в ближайшем будущем можно будет купить дорогой ноутбук и сидеть в кафешках, занимаясь фрилансом. Но стоит понимать, что очень многое зависит от уровня знаний и немножечко от удачи.

Ведь история знает много примеров успешных людей, которые даже школу не закончили, но стали популярны в какой-то из сфер. Некоторые же могут потратить всю жизнь на изучение какой-то специальности, но оставаться посредственным в своем деле.

Главная роль

Никто не сможет помочь вашему ребенку лучше, чем вы сами. Но крайне важно понимать, что некоторые из них даже не могут одолеть литературу на лето, а вы хотите, чтобы он выбрал профессию на всю жизнь. Вы можете подсказать и поддержать подростка, но крайне важно не навязывать ему свои нереализованные мечты и желания.

Вам придется узнать, как определиться с будущей профессией подростку. К сожалению, статистика такая, что почти половина людей, которые выбирают факультет, после окончания университета не работают по профессии. Но этого не стоит бояться, поскольку даже выбор не самой удачной специальности может открыть для человека нечто намного лучше и успешнее.

Но многим родителя хочется знать, как помочь подростку выбрать будущую профессию. Есть несколько советов, которые могут оказаться действенными.

Самостоятельность

Очень важно, чтобы ваш ребенок был самостоятельным. За пару лет до поступления вряд ли можно привить такую черту характера, этим по большому счету желательно заниматься с рождения. Но если вы только сейчас задумались об этом, то начинайте сразу.

Самостоятельность поможет ребенку самому выбрать профессию. В противном случае он прислушается к мнению или советам родителя, а после будет винить их в своей нереализованности.

Востребованность

Не менее важно выбирать из тех профессий, которые востребованы в вашей стране или городе. Конечно, можно получить специальность, которая потребует переезда, но об этом стоит сразу говорить и планировать.

В вопросе о востребованности профессии стоит понимать, что речь идет не о престижных специальностях, а именно о тех, в которых можно найти рабочее место. Для этого можно использовать рейтинги местных центров занятости.

Также можно обратить внимание на более универсальные специальности. Например, сейчас однозначно всем и каждому подойдет знание иностранных языков, поскольку с ними можно получить сразу несколько абсолютно разных профессий. Например, человек закончил английскую филологию, но пошел работать не учителем английского языка, а стал журналистом иностранного издания.

Изучение профессий

Незнание профессий - одна из основных причин сложного выбора. У вас наверняка есть много знакомых, которые имеют самые разные профессии. Попросите их, чтобы они рассказали о своей специальности и нюансах, которые даже не известны на этапе обучения.

Некоторые организации также проводят дни открытых дверей. Но в этом случае лучше интересоваться скрытыми подробностями, о которых обычно не говорят на презентациях.

Поиски учебы

Как выбрать профессию подростку? Психологи рекомендуют обратить внимание на специальности за пределами вашего города или страны. Это совет особенно полезен тем, кто живет в небольших городах, где ограниченное количество учебных заведений.

Глядя на столичные университеты, вам будет проще понять возможности, которые открыты для вашего ребенка. Здесь всегда большое количество самых разнообразных специальностей. Но есть и другая сторона медали - переезд ребенка в другой город. Здесь не каждый родитель готов поддерживать свое чадо, особенно если есть проблемы с самостоятельностью.

Польза тестов на профориентацию

Если необходимо разобраться, как подростку выбрать профессию, большинство родителей считает, что нужно сразу заниматься поиском соответствующих тестов, которые помогут, или хотя бы намекнут на будущее. Но о них лучше забыть.

Тесты на профориентацию, особенно в интернете, являются абсолютно бесполезными, поэтому психологи советуют даже не обращать на них внимания. У них ограниченное количество профессий, да и банальные вопросы на самом деле не дают объективного результата.

Уроки и профессия

Некоторые родители думают, что раз ребенок легко справляется с математикой, значит он несомненно должен пойти на экономический факультет. Способность ребенка к некоторым школьным предметам не имеет практически никакого отношения к профессии. Может ему просто комфортно сидеть именно в этом кабинете и узнавать информацию от определенного учителя. Здесь нужно подогнать знание под цель, а не выбирать профессию исходя из знаний.

Обязательное поступление

Как определиться с выбором профессии подростку? Психологи считают, что ребенку может понадобиться еще немного времени. Некоторые ребята идут на работу, и, только получив подобный опыт, начинают понимать, что же им нужно в жизни. К тому же, подобное решение однозначно сыграет в пользу развития самостоятельности.

После школы можно отправиться и в колледж: он и стоит не так дорого, как вуз, и поступить в него легче. Кроме того, спустя 3 года ваш ребенок уже получит профессию, сможет несколько раз посетить потенциальное место работы, а также понять правильность своего выбора.

Обязательное обучение

Как выбрать будущую профессию подростку девочке или мальчику? Психологи говорят, что нужно прислушиваться к своему ребенку. Если он уже определился с выбором, но в процессе обучения осознал, что это совершенно не его, не стоит вынуждать его учиться.

С 18 до 23 лет происходит резкое взросление. Именно из-за этого многие решают покинуть профессию, которую выбрали, будучи школьником. Конечно, хорошо, если ребенок обоснует свой поступок, расскажет о своих будущих планах. Возможно, он нашел другое увлечение.

Диплом - это не повод загонять человека в рамки. Он должен понимать, что его вкусы и взгляды на жизнь могут поменяться, поэтому стоит быть готовым к тому, что он в какой-то момент передумает и бросит выбранное занятие. Объясните подростку, что в этом ничего страшного нет, а дело это житейское.

В. А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого:

«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».

Эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый должен понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним.

Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника. Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и взрослеющего человека (один уже имеет определенный круг обязанностей и вытекающие из них права; другой еще только стремится получить эти права, имея довольно смутные представления об обязанностях), но и той особой психологической функцией, которую должен выполнять взрослый. Взрослый - друг-руководитель. Его задача - помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых.

Наличие взрослого друга - важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка в самый трудный период его жизни. В семье, в школе, в каких-то других сферах общения - ведь он ищет такого друга! А где он его найдет, кем тот окажется, во многом зависит от того, какова атмосфера в семье.

Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми. При этом у них должны быть общие интересы, увлечения. Взрослый может приобщить подростка к своим занятиям и интересам или разделить интересы и увлечения самого подростка.

В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, и дети лучше узнают своих родителей. Подросток постигает сложный духовный мир взрослых, глубину их мыслей и переживаний, учится чуткому и заботливому отношению к людям.

Многое давая ребенку, родители вправе много и спрашивать с него. Он может и должен быть внимателен ко всем членам семьи.

Ошибку совершают те родители, которые, боясь перегрузки детей в учении, освобождают их от каких-либо обязанностей в семье. Это крайность, приводящая, как правило, к нежелательным последствиям: развиваются эгоизм, пренебрежение к труду. Расширяя обязанности подростка, нельзя забывать о том, что он должен иметь в семье и определенный, более широкий, чем младший школьник, круг прав. Подросток может участвовать в обсуждении семейных и общественных дел, в разговорах и беседах о литературе, искусстве. Уважительно относитесь к его мнению. Если он заблуждается, поспорьте с ним, но не отмахивайтесь: «Мал еще рассуждать об этом!».

В подростковом возрасте возникает повышенный интерес к внутреннему миру человека, к его чувствам и переживаниям. Подросток стремится ответить на вопрос: что значит быть взрослым? Он проводит параллели между своими поступками и поведением взрослых, начинает нетерпимо относиться к тому, на что раньше не всегда обращал внимание: к действительным или мнимым попыткам взрослых ущемить его достоинство или право, к тону приказа или излишнему проявлению родительской нежности. Его может обидеть как то, так и другое.

Подростки зорко подмечают отдельные промахи и недостатки взрослых. При этом они непосредственны и искренни; и если мы, взрослые, честно признаемся в своей ошибке, а при надобности и извинимся, то авторитет наш нисколько не пострадает.

Поскольку подростковый возраст - это период интенсивного формирования самооценки, очень важно, чтобы в семье правильно относились к успехам и возможностям ребенка. Если захваливание ведет к самоуверенности и зазнайству, то недооценка возможностей и способностей подростка может привести к развитию пассивности, замкнутости, неуверенности в себе.

Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Умейте выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить, если ошибается. Требования, предъявляемые подростку, должны быть разумно аргументированы.

Откровенность, доверие должны быть взаимными, только тогда между вами и подростком не будет стены недомолвок, тайн, непонимания.

Фото: Olga Yastremska / Depositphotos

Классический образ подростка - это образ эгоиста и бунтаря. От подростков обществу одни беды. Лучше бы дети сразу превращались во взрослых без переходных периодов… Именно такие рассуждения можно услышать от взрослых людей, включая родителей самих подростков. Однако именно в подростковом возрасте люди обладают важными особенностями, которой уже нет у взрослых и ещё нет у детей. Они менее равнодушны к друг другу, более щедры и охотнее вносят вклад в общее дело.

Эндрю Дж. Фулиньи, профессор психиатрии и психологии из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, изучает вопросы развития и специализируется на подростковом возрасте. Он считает, что желание помогать и участвовать в общих делах - это фундаментальная потребность людей подросткового возраста.

Исследования в Нидерландах показали, что подростки в возрасте от 9 до 18 лет будут отдавать своим друзьям значительные для них суммы денег в 50–75% случаев. Для помощи незнакомым людям подростки будут выделять от 30 до 50% собственных ресурсов. В такой же ситуации взрослые готовы отдавать только 30% своих ресурсов. В другом, уже американском, исследовании подростки готовы были безвозмездно потратить на членов семьи ⅔ своего времени.

Подростков можно назвать социальной группой, призванной помогать окружающим. Крайне важно, чтобы взрослые члены общества создавали условия для удовлетворения этой базовой подростковой потребности. Если в семье есть младшие дети, пусть подросток помогает им с домашним заданием. Если в городе существует волонтёрское движение, члены которого помогают одиноким пенсионерами, подскажите подростку, чтобы он принял в этом участие. Возможность помогать кому-то, отдавая свои ресурсы, включая силы, время или деньги, сделает из вашего взрослеющего ребёнка хорошего человека.

В юношеские годы нужно получать от жизни максимум удовольствия. Однако упорный труд в подростковом возрасте поможет развить хорошие привычки, которые вы перенесете в свою взрослую жизнь. Существует множество способов улучшить свою подростковую жизнь. Определите свои цели и увлечения, добейтесь успехов в учебе и других сферах жизни, улучшите свою самооценку и самовосприятие и обязательно постройте положительные отношения.

Шаги

Часть 1

Определение увлечений и постановка целей

    Учитывайте свои таланты. Вы сможете извлечь максимум из своих юношеских лет и создать ценные воспоминания, если поставите перед собой какую-то цель и будете стремиться ее достичь. Возможно, вы обладаете врожденным даром или талантами и навыками, которые развивали годами. Учитывая свои сильные стороны, вы сможете выбрать увлечения и поставить перед собой личные цели.

    • Есть ли что-то, что вам всегда давалось с легкостью? Вспомните свое детство. Возможно, вам никогда не было интересно играть в спортивные игры с другими детьми, но вы с радостью сидели часами, постоянно что-то рисуя. Может быть, вы всегда на отлично писали контрольные по математике.
    • Учитывайте вещи, к которым у вас талант или то, за что вас часто хвалили. Например, вам нравится делать фотографии своим смартфоном и загружать их на Instagram. Вы часто получаете хвалебные отзывы за свои фотографии. Возможно, вам стоит уделить фотографированию больше времени. Вас могут заинтересовать курсы фотографии в школе или в доме искусств.
  1. Создавайте воспоминания, интересуясь различными вещами. Будучи подростком, не стоит себя ограничивать. Веселитесь и извлеките максимум из этого периода, интересуясь различными вещами. Присоединитесь к различным внеклассным клубам. Подумайте о том, чтобы записаться на различные курсы. В свободное время почитайте о том, что вас интересует, например, об искусстве, истории, науке или культуре. Все это поможет создать незабываемые воспоминания, которые сделают юношеские годы важным периодом вашей жизни.

    • Если вы попробуете что-то, а вам это не понравится, ничего страшного. Не тратьте свое время на нелюбимое дело. Занимайтесь теми вещами, которые делают вас счастливым и веселым.
    • Участвуя в различных кружках, вы также сможете завести новых друзей. Наличие надежной группы друзей поможет обзавестись долговечными воспоминаниями о своем юношестве.
  2. Поймите, что вас вдохновляет. Увлечения должны возбуждать и воодушевлять. Чтобы определить свои увлечения, поймите, что вас вдохновляет в вашей повседневной жизни. Возможно, вам нравится читать о деятелях культуры и искусства, а поход в музей искусств вселяет в вас энергию. Это может означать, что у вас страсть к искусству или истории искусств. Уделите время на личные увлечения.

    • В то же время подумайте о том, что вас раздражает. Зачастую чувства зависти и разочарования другим человеком заложены в нашей собственной неуверенности. Если вас обидело то, что сольный концерт вашего двоюродного брата/сестры на пианино получил слишком много внимания от вашей семьи, у вас может возникнуть желание и самому стать более творческим. После этого вас может потянуть заняться театром или музыкой, чтобы понять, подходит ли вам это.
  3. Поставьте перед собой цели. После того, как вы потратите некоторое время на выявление своих увлечений, поставьте перед собой какие-то цели. Для подростка очень важно иметь цель, так как она помогает определить его путь во взрослую жизнь. Поставьте различные цели за определенный год, семестр или лето, чтобы они помогли улучшить вашу жизнь.

    • Начните с краткого изложения своих целей. Просто запишите несколько идей о том, какие сферы своей жизни вы хотите улучшить. Например, вы можете написать следующее: «Я хочу стать более умелым писателем».
    • Попробуйте сузить свои цели до конкретных сроков. Сколько времени вам понадобится для достижения своих абстрактных целей? Каких простых целей вы сможете достичь по пути? Например, «Я хочу написать 20 страниц к концу лета».
  4. Будьте конкретны и реалистичны в своих целях. Ваши цели обязательно должны быть конкретны и реалистичны. Увлечения и интересы обычно абстрактны, поэтому, составляя список своих целей, вы должны сосредоточиться на конкретизации того, каким образом вы собираетесь их достичь. Например, вас заинтересовала забота о животных. Цель «Я буду избегать продуктов, проверенных на животных» более конкретна, нежели «Я внесу свою лепту в окончание жестокости над животными».

    • Поставьте перед собой серию небольших конкретных целей, которые подводят вас к цели побольше. Если вы хотите стать писателем, вы можете поставить перед собой цель прочитать определенное количество книг за семестр или каждую ночь уделять несколько часов за писательством.
  5. Примите неудачи. Неудачи не означают провал. Чем лучше вы будете относиться к неудачам, тем скорее вы подымитесь на ноги и сможете насладиться своими юношескими годами. Если вы где-то оступитесь, воспринимайте это как часть процесса познания. Примите отказы и неудачи как возможность чему-то научиться и вырасти над собой. Если вы не выполнили контрольную по химии на отлично, примите это как возможность определить свои слабые стороны перед следующей контрольной. Если вас не взяли на стажировку на лето, можете где-то поработать, чтобы в следующий раз вам точно повезло.

Ребенок вырос — и чем более самостоятельным он будет, тем проще всей семье.

Следить за порядком в комнате, мыть посуду, помнить об уроках — это не только прихоть родителей, это навыки, которые в будущем облегчат ребенку переход к самостоятельной жизни. Готовить детей к выполнению «взрослых» дел можно начинать уже в 3 года — с навыков зашнуровывания ботинок и застегивания куртки.

Если родители все делают правильно, то к подростковому периоду их ребенок уже умеет:

1. Готовить одежду для стирки

Достать из шкафа все грязное, отсортировать по цветам и степени загрязнения, загрузить стиральную машину — в 12−13 лет дети вполне могут справиться с этими задачами.

2. Следить за деньгами

Ответственный расход карманных расходов — это то, чему все родители должны научить своих детей. Ребенок должен понимать, что деньги не появляются просто так — вы их зарабатываете. Поэтому за тратами нужно следить: вести простейшую бухгалтерию с указанием статей расходов.

3. Готовить простые блюда

Каша на завтрак, бутерброд к чаю, да и сам чай заварить — это ведь несложно, правда? Научите этому детей.

4. Помнить и выполнять школьные домашние задания

Без напоминаний родителей и их постоянного контроля. И пусть без вас ребенок напишет чуть более слабое сочинение или совершит ошибку в задаче по математике — зато это будет его честная работа.

Дети, чьи родители делают все за них, во взрослой жизни часто оказываются сбиты с толку — они не привыкли думать, делать и планировать самостоятельно.

5. Вежливо разговаривать со взрослыми

Учитель в школе, тренер в секции, сосед по лестничной площадке, друзья родителей — ребенок регулярно сталкивается с самыми разными людьми, и к подростковому возрасту уже должен уметь поприветствовать человека и поддержать вежливый разговор.

Важный нюанс: научите ребенка, в каких случаях этого делать не нужно — когда на беседу набивается незнакомец, а рядом нет ни одного знакомого взрослого.

6. Действовать в чрезвычайной ситуации

Важно, чтобы ребенок умел позвонить в полицию, скорую или пожарную службу. Знал, где в доме аптечка, и правила оказания первой помощи.

7. Ориентироваться в городе или своем микрорайоне

Рано или поздно все дети покидают родительский дом, некоторые — сразу после школы, переехав учиться в другой город. Научите ребенка пользоваться общественным транспортом, безопасно переходить дорогу, пользоваться картами в смартфоне.

8. Благодарить за работу

У подростков уже появляются компании, с которыми они ходят в кафе. Чаевые официанту — это не только общепринятая практика, но и осознание того, что за каждую работу нужно благодарить.

9. Самостоятельно просыпаться утром

Поверьте, ваш соня вполне на это способен — если достаточно замотивирован и понимает, что никто не будет тратить 40 минут на долгие подъемы.

10. Убираться в доме

Домашние обязанности принесут пользу и ребенку, и вашему дому. Это отличный способ делегировать часть ответственности и обучить полезным навыкам. А для подростка — возможность почувствовать, что он вносит свой вклад в жизнь семьи.