Реальность и воображение. Воображение

Позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.

Разновидность творческого воображения - фантазия . Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение - психические процессы , заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная - позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) - включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) - включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное;
  • абстрактное.

По приёмам воображения:

  • агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация - выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса

Основная статья: Творчество как процесс
  • Стадия приготовления, сбор информации . Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
  • Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
  • Инсайт (озарение).
  • Проверка решения.

Механизмы воображения

  • агглютинация - создание нового образа из частей других образов;
  • гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей;
  • схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
  • акцентирование - подчеркивание особенностей объектов;
  • типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

  • беглость;
  • гибкость;
  • оригинальность;
  • точность.

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребёнка развивается мышление . Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют:

  • ситуации незавершенности;
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов;
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
  • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • неодобрение воображения;
  • жесткие полоролевые стереотипы ;
  • разделение игры и обучения;
  • готовность к изменению точки зрения;
  • преклонение перед авторитетами .

Воображение и реальность

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

Функции воображения

  • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Воображение и когнитивные процессы

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание . На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе - или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

См. также

  • Сила воображения

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Воображение // Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, . - 576 с.
  • Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь, . - 288 с. (Серия: «Современный учебник»)
  • Egan, Kieran . Imagination in Teaching and Learning. Chicago : University of Chicago Press , .
  • Гамезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России,
  • Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт , .
  • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение , .
  • Петровский А. В. , Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат , .
  • Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. . № 3.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Шаб-Ниггурат
  • Ричард Шарп

Смотреть что такое "Воображение" в других словарях:

    ВООБРАЖЕНИЕ - фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия

    воображение - психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда … Большая психологическая энциклопедия

    ВООБРАЖЕНИЕ - правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) … Сводная энциклопедия афоризмов

Сегодня мы будем разоблачать миф. Чего стоит дискурс, который не стирает пыль и грязь с привычных понятий, ставших от этого не похожими на себя, не производит переоценку накопившегося хлама и не находит затерявшуюся в домашнем бардаке любимую варежку?

Итак, генеральная уборка мифов в нашей голове. Сегодня мы будем выколачивать палкой во дворе миф следующий.

«Воображение.... Что может быть лучше и достойней Человека, особенно — Интеллектуала и Художника? Развивайте воображение!»

Не развивайте воображение. Давайте на минутку остановимся и познакомимся со свежей и редкой точкой зрения, о которой не кричат на каждом углу.

Итак. Вот, что говорят некоторые философские, религиозные и мистические школы, а также некоторые психотерапевты.

Воображение - узурпировало власть в наши дни и в нашем обществе. Вы, считающие каждую копейку, экономные люди, пекущиеся о выгоде.

Знайте - воображение потребляет энергию . Оно потребляет слишком много энергии.

Воображение потребляет настолько много вашей энергии, что Реальность начинает казаться вам, уставшим, чем-то чужеродным.

Реальность как чужеродное переживание

То есть, происходит самое чудовищное из всего, что может произойти с человеком - Реальность начинает казаться ему - чужеродным переживанием.

Так происходит отчуждение Бытия от Человека.

Грубо говоря - человек умирает. (А что ещё можно сказать о человеке, отчуждённом от своего Бытия?)

Самая наглядная метафора Человека, который больше ценит своё воображение, чем Реальность - опиоман, лежащий в курильне на циновке и пребывающий в мирах своей галлюцинации.

Гурджиев и его ученики всячески осуждали примат воображения, привилегированную его роль в нашей культуре и образовании.

Они полагали воображение - пустой тратой энергии. И это несмотря на то, что сегодня, как и вчера, повсеместно раздаются упрёки от обычных учителей: «У вас не развито воображение».

Вы можете возразить - воображение нужно Художнику. Ах, это ещё один миф.

Вот как смотрит на это даосский трактат об искусстве, трактат Чжуан-Цзы:

Следование и не следование Дао

Старый марабу - стань коровой Му,

А ты, корова - старым марабу

«Зная, что ему никогда не создать ничего «от себя», из «верхних слоёв своего индивидуального сознания», Мастер послушно отказывается от себя и следует за материалом.

Мастер знает - среда, в которой он трудится, имеет свою собственную природу. Её нельзя игнорировать. Ей нельзя насильственно навязывать собственную волю.

Мастер становится послушным слугой и тогда - достигает совершенную свободу выражения себя в ремесле.

Жизнь - то же Искусство. Тот, кто стремится стать Совершенным Художником своей Жизни, должен следовать этому же порядку. Тому порядку, которым Художник или Скульптор или другой мастер своего дела достигают совершенства в своём ремесле».

И тем не менее,

У вас не развито - воображение

Временами люди лишь наполовину «здесь», они как бы «спят наяву»

Воображение - это та самая плотная «вторая реальность», которую построило себе человечество и в которой оно безвылазно живёт. В основном, мучаясь, А вы думаете - радуясь?

(Оставив животным первую реальность - Реальность, Бытие, человечество заблудилось в собственных умопостроениях, как в дурном сне).

Уроки любых мистиков и Учителей (и отнюдь не мистического Фрица Перлза тоже) начинаются с требования к человеку - проснуться. А значит - отключить воображение как телевизор и выглянуть в окно.

Чтобы затем, проснуться в реальности и наконец-то, попробовать её на вкус.

А уж сам Лао-Цзы говорил об этом максимально поэтично и точно, взвешивая на своих весах - Воображение и Реальность. Вот, послушайте:

  • «Обучение заключается в том, чтобы день за днём прибавлять к накопленному.
  • Постижение Дао в том, чтобы день за днём отнимать от накопленного.
  • Отнимай и снова отнимай - пока не достигнешь Недеяния».

Тем не менее, воображение - это инструмент нашей цивилизации. Его нужно иметь в доме и уметь им пользоваться. Только не стоит переоценивать его статус.

Елена Назаренко

Может ли наше воображение создавать объективную реальность? Если мы не являемся приверженцами магических и волшебных искусств и стоим всеми имеющимися ногами на земле, считая себя материалистами, то, отвечая на поставленный выше вопрос, мы, скорее всего, скажем - нет. При этом основными нашими аргументами будут научные знания, согласно которым - это то, что существует независимо от нас, нашего сознания и воображения.

Следовательно, сколько ни воображай перед собой чемодан, набитый деньгами, он не появится. Максимум, что мы можем делать посредством воображения - это создавать чисто умозрительные образы, в том числе фантастического характера. Для того чтобы наше воображение сотворило что-то во плоти, необходимо использование рук и соответствующих инструментов.

Все вроде бы так, но если копнуть глубже, все выглядит не так однозначно, как это может показаться на первый взгляд. Оказывается, существуют объективно реальные явления, которые мы создаем исключительно силой своего воображения.

Рассмотрим несколько наглядных примеров, и начну я с явлений космического масштаба - созвездий. На первый взгляд нам кажется, что созвездия - это объективные явления, которые существуют независимо от нас как познающих субъектов. Но если мы достаточно внимательно исследуем процесс видения созвездий, то поймем, что в основе всех созвездий лежит наше воображение. Посудите сами: любое созвездие на небе - это некоторое количество звезд, соединенных воображаемыми линиями в определенную конфигурацию.

Линии, которые соединяют звезды в созвездие, невозможно увидеть воочию, их можно только представить или вообразить. Поэтому для того чтобы увидеть созвездия, недостаточно простого зрения, необходима, с одной стороны, способность к воображению, а с другой стороны, нужно еще пройти обучение астрологии или астрономии. В процессе обучения мы, глядя на рисунки созвездий, запоминаем их наглядные образы, которые потом, при разглядывании звездного неба, спонтанно возникают в нашем сознании. Таким образом, не имея способности воображения и не зная астрологии или астрономии, невозможно увидеть созвездия. В таком случае мы видели бы простое хаотическое скопление ярких точек - звезд, и ничего более.

Как же возникли созвездия? Очевидно, в древности, в сознании того или иного астролога при рассматривании звездного неба возникали воображаемые зрительные образы, которые ассоциировались с тем или иным реальным или мифическим существом. Этим образам были даны определенные названия, затем к ним искусственно, без каких-либо разумных доказательств, астрологи приписали те или иные качества и свойства. приписали одни качества, созвездию Стрельца - другие. Планете Марс приписали мужские качества, а планете Венера - женские. Таким образом возник искусственный, воображаемый мир, где звезды и созвездия стали «управлять» нашим материальным миром, влияя на судьбы людей и народов.

В дополнение к вышесказанному можно сказать, что наше воображение создает даже такие крупнейшие водные объекты как океаны, так как в реальности нет никаких границ, которые делили бы Мировой океан на отдельные океаны. Все границы созданы исключительно человеческим воображением. Для этого достаточно посмотреть на карту. Внизу, например, показаны границы Тихого и Атлантического океанов.

В следующем примере рассмотрим такие известные объективные явления, как восход и закат Солнца. На первый взгляд нам кажется, что эти природные явления существуют независимо от нашего сознания. Но на самом деле это не так. Представьте, что три наблюдателя в одно и то же время смотрят на Солнце из трех различных точек пространства.

Один наблюдатель, находясь, например, в Японии, может видеть закат Солнца. Другой наблюдатель, находясь в Европе, в то же самое время может видеть восход. Третий наблюдатель, находясь, например, в далеком космосе, будет в то же самое время видеть Солнце, находящееся вне процесса восхода или заката.

Так как Солнце само по себе не может в одно и то же время находиться в трех противоречащих друг другу состояниях, то получается, что явление восхода и заката Солнца существует только в сознании и воображении наблюдателей, находящихся в различных точках пространства. Следовательно, без субъекта познания не может быть и объективного явления - восхода или заката Солнца.

На мой взгляд, вышесказанного уже достаточно, чтобы сделать обоснованный вывод о том, что наше воображение может в тех или иных случаях создавать объективную реальность. Если кому-то этого недостаточно, то можно идти дальше и привести более сложное доказательство, основанное на известных науке случаях ментальной «слепоты». Она проявляется в тех парадоксальных ситуациях, когда мы в какой-то момент не видим то, на что смотрим, не слышим то, что слушаем, не чувствуем то, что трогаем и т.д. Я думаю, что каждый человек хоть раз сталкивался с таким феноменом, так как он лежит, например, в основе фокусов, иллюзий, мошенничества и т.п. Известным случаем здесь является научный эксперимент, когда зрители баскетбольного матча не видели человека, одетого в несмотря на то, что он периодически выбегал на спортивное поле и находился в поле зрения зрителей.

Во всех этих случаях наши органы чувств на физиологическом уровне функционируют нормально, но отсутствует по каким-либо причинам способность создавать образ объекта или явления. В науке этот феномен носит название «слепота невнимания» или «перцептивная слепота». Считается, что это неспособность обращать внимание на какой-либо объект, которая не относится к проблемам со зрением и носит исключительно психологический характер.

Рассмотрим конкретные примеры. Возьмем, в частности, такие объективные явления, как футбол или шахматы.

На первый взгляд нам может показаться, что для того, чтобы видеть игру, нам достаточно простого зрения. На самом деле это не так. Есть ситуация, когда мы можем смотреть на игру, но не видеть ее. Для того чтобы понять, как такое возможно, рассмотрим ситуацию, когда мы не знаем правил футбола или шахмат.

Очевидно, в этом случае мы будем видеть бегающих по полю людей или стоящие на доске шахматные фигуры, но саму игру мы не увидим до тех пор, пока не поймем правил игры. Это я знаю по себе, так как для меня такой «невидимой» игрой до сих пор является бейсбол. Когда я смотрю эту игру, то я вижу лишь игроков, бьющих палкой по мячу, и тех, кто этот мяч ловит. Но я не вижу самой игры, так как не понимаю ее сути, которая заключается в правилах игры.

Таким образом, чтобы увидеть бейсбол, футбол, хоккей и т.п., необходимо не только нормальное зрение, но и знание правил игры. В свою очередь, правила невозможно увидеть простым зрением, для этого нам необходимо использовать воображение, которое выстраивает умозрительную картину, где игроки (шахматные фигуры) разводятся по разным командам, и у каждого игрока (фигуры) появляется своя функция. Таким же умозрительным способом мы видим цель игры - забить гол или поставить противнику мат.

Отсюда со всей справедливостью можно сказать, что объективно игра существует только тогда, когда игроки своими интеллектуальными и физическими действиями "оживляют" эти правила. Причем если игроки очень часто будут нарушать, например, правила игры в футбол, то игры как таковой не будет. В этом случае на футбольном поле будут бегать игроки, но самого футбола уже не будет. То же самое относится к любой игре.

Отсюда выходит, что воображение необходимо, с одной стороны, для того, чтобы создавать объективные явления, с другой стороны, - для того чтобы видеть их. Если нет воображения, то нет возможности создавать наглядный образ или представление.

Поэтому ментальная слепота в первую очередь проявляется у детей, так как у них только начинает формироваться сознание и способность создавать те или иные образы.

Как правило, дети не видят того, что видят взрослые, обучающие их, пока не приобретут соответствующие знания. Например, дети до не могут видеть часы как объект, даже если будут смотреть на них. Дело в том, что у них нет еще соответствующего образа и понятия, которые могут появиться только в процессе обучения и при наличии необходимых умственных способностей.

Когда ребенок, наконец, будет видеть часы как объект, выделяя их из общего фона, он, до определенного возраста, не сможет видеть время, которое показывают часы, так как у него нет еще необходимого знания, которое проявляется в способности воображать время. Ведь время невозможно увидеть воочию.

Если у ребенка нет еще необходимой способности к воображению, то никакое обучение не приведет его к видению времени. Это длиться до тех пор, пока мышление не будет способно формировать необходимые для этого ментальные образы. Отсюда понятно, почему ребенок, например, может бесстрашно играть с боевой гранатой, бросая ее в костер. Дело в том, что он не видит боевой гранаты, так как у него нет еще соответствующего знания и наглядного образа. Он видит лишь какую-то интересную вещь и не более того.

Нечто подобное может происходить и со старыми людьми, так как у них в некоторых случаях разрушается способность создавать наглядные образы и понятия, причем, чем сложнее эти образы и понятия, тем труднее разуму их формировать. Можно сказать, что именно из-за этого возникает старческое слабоумие, когда человек, несмотря на хорошее зрение, слух и т.п., перестает осмысленно воспринимать то, что раньше он легко воспринимал. Сознание такого человека деградирует, и он, можно сказать, постепенно превращается в ребенка. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

У взрослых здоровых людей также возникает состояние ментальной слепоты. Причем она ярко проявляется в отношениях между мужчинами и женщинами, так как существует типично женская ментальная слепота, а есть типично мужская, когда некоторые объекты и явления быстрее и легче различают (узнают) мужчины, а некоторые женщины. Это связано с тем, что понятийные сферы мышления мужчины и женщины формируются по-разному и могут не совпадать по некоторым параметрам. Особенно это было заметно раньше, когда мужское и женское воспитание принципиально отличались друг от друга. Поэтому мужчины нередко удивляются, когда сталкиваются с женской слепотой в вопросах, касающихся, например, автомобилей, оружия или спорта. Женщины, наоборот, удивляются тому, насколько многие мужчины по-детски слепы и наивны в вопросах, касающихся, например, цветов одежды, драгоценностей и т.п.

Это можно объяснить тем, что у мужчин, как правило, нет многих наглядных образов, которые есть у женщин, и наоборот. Например, большинство мужчин, рассматривая орхидею-каттлею, не увидели бы ее, так как у них в сознании, скорее всего, нет соответствующего наглядного образа. Поэтому они увидели бы только то, о чем имеют представление - просто цветы. И наоборот, большинство женщин не увидели бы Мерседес GLR класса, так как у них нет нужного наглядного образа. Они, скорее всего, увидели бы просто легковой автомобиль. Некоторые увидели бы Мерседес, благодаря знанию известного всем символа. Не будь этого символа, я думаю, некоторые женщины не смогли бы дать правильное определение автомобилю.

Из вышесказанного следует, что для того, чтобы увидеть объективную реальность в виде, например, орхидеи или автомобиля, необходима способность воображения и наличие необходимых наглядных образов. Без этого мы можем сколько угодно смотреть на объект, но не видеть его.

На мой взгляд, этого уже достаточно, чтобы, с одной стороны, сделать обоснованный вывод о том, что способность воображения может в определенных ситуациях творить объективную реальность. С другой стороны, можно сделать вывод, что у есть определенные основания для того, чтобы считать свои идейные концепции правомерными.

Мозг человека мощнейший механизм, недооцениваемый человечеством. Он поддается тренировке и им можно управлять, чтобы изменить собственную жизнь в лучшую сторону. Если вы хотите управлять мыслями и внутренним миром, то в первую очередь необходимо познать особенности мозга, чтобы использовать их в собственных интересах.

  • Мозг не видит разницы между реальностью и воображением

Исследования показали, что мозг демонстрирует идентичную реакцию на любые мысли, будь они реальность или просто выдуманная фантазия. Подобная особенность приводит к появлению эффекта плацебо.

Его смысл заключается в восприятии мозгом происходящего. Если он при употреблении человеком конфеты воспринимает ее в качестве лекарства от температуры, например, аспирина, то и организму он выдает команду на понижение уровня температуры.

Существует и противоположное явление ноцебо, когда восприимчивый человек услышав во внешней среде, например, по телевидению о распространении какой-либо болезни, он начинает ощущать на себе ее характерные симптомы, не будучи при этом реально заболевшим.

Важным преимуществом подобного восприятия мира является возможность самостоятельно повышать уровень собственного самочувствия. Для этого достаточно просто представлять себе окружающий мир значительно лучше, чем он есть на самом деле. Просто смотрите вокруг себя через «розовые очки», и ваше самочувствие гарантировано улучшится.

Помните, что мозг не видит разницы между реальностью и воображением, а значит этим можно пользоваться в собственных целях.

  • Мысли трансформируются в опыт

Практика показывает, что мысли, занимающие значительную часть времени человека в будущем трансформируются в опыт. Например, после покупки автомобиля человек автоматически начинает уделять больше внимания проезжающим мимо авто, обращая внимание на марки и модели, невольно выискивая схожие с собственной машины. Связано это с тем, что человек начинает больше думать о своем авто, генерируя соответствующие интересы.

Подобная особенность важна для выхода из состояния стресса. Управляя собственными мыслями можно просто перепрограммировать работу мозга на другое направление, а он уже отдаст соответствующие команды остальным органам.

В свою очередь при анализе многочисленных источников информации, описывающих один и тот же процесс с разных точек зрения, человек невольно будет склоняться к тому варианту, который ближе его персональной точке зрения.

Имеется и еще одна закономерность, позитивные люди всегда объединяются вместе, в то время как унылые зануды больше общаются с себе подобными. И это не случайность, а закономерность. Поэтому, начинать любые перемены в собственной жизни необходимо с изменения мыслительных процессов.

  • Автопилот основной режим работы мозга

Расчеты показывают, что ежедневно человеческий мозг воспроизводит около 60 тысяч различных мыслей, но из них две трети повторяются с вчерашнего дня. Именно поэтому негатив способен захлестнуть человека и привести его в «яму». Столкнувшись с негативными мыслями, мозг повторяет их на ежедневной основе, пусть и в меньшем количестве, усугубляя положение. Именно этому для выхода из эмоционального кризиса рекомендуется смена обстановки.

Стрессовую ситуацию способны спровоцировать мысли негативного характера, даже его они не имеют под собой никакого реального основания. Просто смените обстановку, и мозги «перезагрузятся».

Необходимо вести тренировку мозга, обучая его постоянно генерировать положительные мысли. Если вы научитесь управлять бессознательными процессами, заставите собственный мозг генерировать положительные эмоции, улучшение в этом случае станут заметны невооруженным глазом.

  • Отключись для перезагрузки

В условиях нагнетающегося эмоционального фона и негативных мыслей необходимо периодически давать передышку мозгу и иммунной системе. Даже короткая передышка самым благоприятным образом сказывается на самочувствии.

Для перезагрузки существует масса способов, но один из наиболее эффективных медитация. Она способствует освободить голову от мыслей. Еще один способ – подвижный отдых, например, горнолыжный спорт. Чем более захватывающей оказывается окружающая обстановка, тем скорее и эффективнее «прочищаются мозги».

  • Изменяйте собственный мозг

Умственная работа способствует активизации мозга, генерирующего дополнительными нервными связями. Ученые именуют процесс нейропластичностью. Например, убеждение себя в том, что вы обязательно добьетесь поставленной цели, например, избавитесь от лишнего веса, мозг начнет самостоятельно генерировать нейронные связи. Соответственно это обеспечит для организма новые, ранее недоступные возможности по реализации задуманного на практике.

Подчините сознание, и перед вами откроются огромные перспективы. Поверьте в способность добиться любых поставленных целей, и вы обязательно их добьетесь.

comments powered by HyperComments

Человек неискушенный, вероятно считает, что его личное воображение никак не соотносится с реальностью. Но это не соответствует действительности. На самом деле воображение человека прямо взаимодействует с реальностью и во многом моделирует события, которые определяют жизнь и судьбу.

К примеру, настроение портится от какой-то мысли и разыгравшейся фантазии. Перед мысленным взором встают картинки унижения и неудач. И, несмотря на то, что все это придумано самим человеком, настроение портится всерьез и меняется вся оценка событий вокруг. Человек становится раздражительным, на пустяковые замечания реагирует болезненно и плохое настроение, как снежный ком обрастает новыми усугубляющими причинами. Лавина негативных переживаний обрушивается на человека и вот он уже погребен под нею и не видит ничего, кроме плохого. И жизнь воспринимает, как цепочку неудач и разочарований. Вот вам и взаимодействие воображения и реальности. Но это самый простой вариант, который, полагаю, переживали почти все. А когда человек владеет навыками управления своим воображением, то оно может создать реальные ситуации, в которые вовлечены десятки, а то и сотни людей. В этом случае часто можно слышать о стечении обстоятельств или же о черной полосе в жизни и т.п. Мало кто ищет причину не во внешних кознях, а во внутренних драмах, которые разыгрывает воображение перед своим единственным зрителем – самим человеком. А ведь в большинстве случаев корни многих отрицательных ситуаций в вашем воображении. К сожалению, человеческая психика такова, что негатив, какие-то страшилки легко создаются воображением, а вот положительные переживания: радость, доброта, счастье если и возникают, то лишь на мгновение и тут же пропадают, задавленные внутренним негативом. Человек так устроен, что готов воображать неприятности, а вот для мысленного моделирования положительных эмоций не хватает ни сил, ни опыта. А между тем, именно эти навыки являются основой внутренней и внешней гармонии. Однако большинство людей считает, что воображаемые картинки настолько далеки от реальности, что не стоят внимания.

В первой книге цикла вы познакомились с приемами самовоздействия, которые помогли восстановить здоровье, избавиться от недомоганий. Но это только первые шаги в мир древней Традиции. Более глубокое проникновение поможет раскрыть внутреннюю мощь, активизировать силы, которые будут управлять ситуациями и менять их к лучшему. Главным условием подобной работы является последовательное и систематическое освоение новых горизонтов знания. Продолжим путешествие в мир древней Традиции. Одним из основных понятий учения является использование силы текучей воды. Об этом было рассказано в первой книге цикла. Но там я лишь коснулся понятия внутренней воды. В этой книге и последующих постараюсь рассказать о нем подробнее.


В телесной анатомии изучают материальное тело, которое можно трогать, резать, делать анализы… Производить действия, которые отвечают критериям академической науки: наличие предмета исследования, повторяемость эксперимента, и т.д. С энергетикой организма все намного сложнее. Ее не пощупаешь руками, не определишь приборами, поскольку приборов таких еще не создано. Во всяком случае, официально. Но, несмотря на отсутствие зримого предмета исследования, об энергетике человека говорят постоянно. Сейчас даже ортодоксальная наука признает наличие в организме человека каналов и меридианов, по которым внутри тела распространяется некая субстанция, именуемая «бонхановой жидкостью» энергией «Ци», «жизненным соком», «нутряной водой» и т.п.

Эзотерики, не ограниченные рамками официальной научной доктрины, утверждают, что человек – это, прежде всего, духовная (или психическая) энергия, а уж потом материальная оболочка. Можно бесконечно спорить об истинности взглядов материалистов или эзотериков-идеалистов, но дискуссии эти бессмысленны, поскольку ни те, ни другие не в состоянии доказать оппонентам справедливость своих взглядов.

На мой взгляд, органичное взаимодействие энергетических потоков и телесных структур в человеке, обеспечивает его внутреннее равновесие. Эта позиция опирается на знания древней Традиции и двадцатилетний личный опыт занятий психоэнергетической саморегуляцией. Можно соглашаться или не соглашаться с точкой зрения эзотериков на энергетическую анатомию человека, но когда вы начнете осваивать приемы и методы самооздоровления, без использования отдельных узлов или структур внутренней энергетики не обойтись.

На первом курсе системы психоэнергетической саморегуляции вы познакомитесь с начальными навыками управления энергией, накопления тонкой силы и ее использования для поддержания высокого жизненного статуса.

Постепенно, от курса к курсу вы будете знакомиться с более сложными уровнями внутренней энергетики человека, но они будут доступны только тогда, когда вы освоите первичные навыки энергополевой работы. Занятия первой ступени помогут вам освоить энергетические каналы рук, ног, структуру «лечебного центра» и «диска психологической устойчивости». Одним из важных элементов работы в программе первой ступени является наработка навыков создания положительной воображаемой реальности. Глубокое расслабление, отрешение от внешних раздражителей, создание ярких мыслеобразов и сопровождающих их внутренних переживаний, станут мощным средством самоуправления и саморазвития, помогут шагнуть к вершинам личного совершенства.