Что делать если ребёнок боится сверстников. Что делать, если ребенок всего боится? Советы психолога Детские страхи и борьба с ними: несколько советов

Любая мама знает, что для малыша каждый поход в больницу – большой стресс. Даже если это простой профилактический осмотр, все равно белый халат, перчатки и медицинская маска в голове ребенка ассоциируются с болью и страхом. И не зря – ведь большинство казахстанских врачей до сих пор считают, что раз они причиняют добро, то какая разница, каким образом это происходит. Часто бывает так, что детей стыдят, даже запугивают, порой медсестры держат их во время процедур. Однако современные исследования доказывают, что чем доверительнее отношения между врачом и пациентом, тем эффективнее и быстрее действует лечение.

К счастью, в последние годы в казахстанских медвузах отдельным курсом преподают курс коммуникации с пациентом, обязательный для врачей общей практики. Но большая часть таких врачей уходит в частные клиники. И, как это ни печально, в частных клиниках отношение врача к вам и вашему ребенку будет максимально доброжелательным и лояльным, тогда как в государственных поликлиниках врачу попросту некогда будет даже просто поговорить с вами.

Детский невропатолог с семилетним стажем, директор Департамента педиатров Healthcity clinic (MBA) Константин Пушкарев пояснил, почему платная медицина полезнее для психики детей и родителей. А все дело в том, что платный прием по правилам длится не меньше 30 минут, тогда как бесплатному доктору отводятся 5-7 минут на каждого пациента.

«Зачастую достаточно с пациентом просто поговорить, и в разговоре будет ясен весь анамнез, – говорит детский невропатолог Константин Пушкарев. – Но в поликлинике просто не хватает на это времени. К тому же врачи в поликлиниках не заморачиваются и работают старыми методами, не обращая внимания на дискомфорт ребенка. А врачи частных клиник постоянно развиваются, участвуют в различных форумах, читают и слушают лекции, в том числе о том, как коммуницировать с пациентами».

Как должно быть?

Что должен делать врач, чтобы войти в доверие к маленькому пациенту? Если вы лечитесь в поликлинике, на первый прием сначала зайдите без ребенка. Объясните доктору, чего и как сильно боится ваш ребенок, и попросите сначала просто поговорить с малышом, без осмотра. Очень эффективен метод пряника – дайте врачу пачку печенья. Когда малыш зайдет в кабинет, он, скорее всего, запаникует, но предложенное врачом угощение, как правило, быстро снимает стресс. Жевание генетически ассоциируется у нас с безопасностью.

Но если все настолько плохо, что угощение не помогает, то печенье необходимо заменить игрушкой, а желательно – очень желанной для ребенка игрушкой. Пусть врач поставит условие: малыш получит игрушку, только если весь прием не будет капризничать и даст доктору выполнить свою работу. Если же ничего из вышеперечисленного не помогает, идите к другому врачу. Доктору просто необходимо найти подход к ребенку, а если он не может этого сделать, лечение обернется лишь стрессом для всех участников.

К слову, нельзя сказать, что в Казахстане проблема с врачами. По словам врача, на Западе ситуация с бесплатными врачами, особенно детскими, еще хуже. К примеру, если у нас один невропатолог на 7-10 тысяч пациентов, то в Европе один врач на 100 тысяч(!) детей. В Швейцарии работают детские врачи из Германии, потому что своих специалистов категорически не хватает.

Помоги себе (и своему ребенку) сама

«Мы привыкли бежать к врачу при каждом чихе-кашле, – говорит Пушкарев. – В нас это осталось еще со времен Советского Союза, когда медицина была сильнейшей в мире. Но в то время огромное внимание уделялось профилактике заболеваний, тогда как сейчас профилактику почти никто не проводит, поэтому и чихи-кашли стали частым явлением».

Спасением для родителей станет парамедицина. Дело в том, что на Западе родители считают необходимостью пройти курсы первой медицинской помощи, а вот у нас единицы мам и пап могут хотя бы сделать укол внутримышечно. По утверждению эксперта, врач необходим лишь, если у малыша неудержимая рвота, несколько часов держится высокая температура, начались судороги, он задыхается или в его стуле вы обнаружили кровь. Все остальные симптомы вы можете легко устранить сами, и в большинстве случаев малыш излечится просто благодаря повышенному вниманию со стороны мамы.

Однако есть другая сторона медали – родители ленятся, прикрываясь тем, что боятся разбаловать ребенка. И вместо того чтобы обнять малыша, полежать с ним вместе в постели, поить его с чайной ложечки теплым чаем и поговорить (даже если малыш еще не умеет разговаривать), мы хватаемся за гаджеты и пишем в соцсетях симптомы болезни, чтобы получить больше лайков и абсолютно бесполезную консультацию родственников, друзей и вообще посторонних людей. Часто дети болеют от недостатка внимания со стороны родителей, помните об этом.

Разобраться в этом нам помогает психолог-консультант ДЦДЛ им. Н. А. Семашко, кандидат психологических наук Игорь Костин.

Бояться темноты - естественно для ребенка трех-пяти лет, считают психологи. К этому времени он уже набрал приличный багаж знаний, наслушался сказок, насмотрелся фильмов, сам начинает фантазировать, но пока еще не различает, где кончается мир реальный и начинается воображаемый.

Страхи естественны, но это не значит, что взрослым надо от этой проблемы отмахиваться, высмеивать их или считать: дети вырастут - страхи пройдут сами. Страх темноты может доставлять ребенку страдание, плохо влиять на его сон и общее самочувствие. Поэтому родители должны своим трусишкам помочь.

Страх надо конкретизировать и вынести наружу. Малыш ведь боится не самой темноты, а чего-то, что прячется во мраке. Чего? Вот это и надо выяснить. Ненавязчиво выспросить, попросить нарисовать это чудовище (Бабу-ягу, огромную собаку, волка или привидение…), вылепить из пластилина. Когда образ материализовался, его можно слегка изменить: добавить чудовищу смешные, нелепые или очаровательные детальки. Так ли страшна эта собака, если ей одно ухо поднять вверх, другое загнуть, нарисовать кудрявую шерстку, хвост баранкой и улыбающуюся пасть?

Можно самому превратиться в монстра, который тебя пугает. Закричать, что есть силы, грозно зарычать, как рычит он. Вон как мама испугалась, значит, похоже. Превращение в монстра, «идентификация себя с агрессором», как назвали бы этот прием психологи, тоже помогает изжить страх. Этот защитный механизм впервые описала детский психоаналитик дочь Зигмунда Фрейда Анна Фрейд. Разве будешь бояться кого-то, когда ты сам такой грозный и пугающий всех?

Материализованный страх легко уничтожить. Разорвать рисунок с чудовищем, смять его фигурку, вылепленную из пластилина, затопать ногами, закричать: «Уходи, я тебя не боюсь, тебя больше нет…» Только воевать с чудовищем лучше не перед сном, а днем. Зато вечером, собираясь ко сну, нелишне этот эпизод мимоходом припомнить: «Монстр-то больше не придет, мы его еще днем растоптали…»

Трусишку поддержит роль смельчака. Эту роль надо присваивать малышу в любых играх - он защитник и младших детей, и котят, и своих игрушечных зверушек, которые боятся спать одни и хотели бы подкатиться вечером к нему под бочок и спокойно заснуть в его кроватке. Надо при каждом удобном случае всем знакомым и родным рассказывать, какой у вас смелый ребенок: он спокойно прошел во дворе мимо большой собаки, он зашел в темную комнату, не испугался, взял, что было надо, и вернулся к маме.

Назначьте ребенка властелином света. Не надо принуждать его спать в темноте. Трех-четырехлетний малыш уже может сам включать-выключать ночник, настольную лампу или бра. Пусть погасит свет, если захочет, или оставит его гореть. Позвольте ребенку быть хозяином положения. Оставьте у его кроватки хотя бы фонарик.

Соблюдайте ритуал отхода ко сну. Каждый вечер в одно и то же время, после того как, например, посмотрели передачу «Спокойной ночи, малыши», в одной и той же последовательности совершайте привычные действия: вместе уберите игрушки, искупайте малыша, уложите в кроватку, расскажите сказку… Чем устойчивее ритуал, чем больше в нем рутины, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребенок.

Живите весело. Хорошее настроение - прекрасная профилактика любых страхов. Какие бы ни были у вас серьезные проблемы и печальные моменты во взрослой жизни, почаще смейтесь, шутите, возитесь с ребенком. Малышу как воздух необходимы игры, дающие мышечную радость.

Кстати

Особенно склонны пугаться темноты большие фантазеры и астеники - дети осторожные, мнительные, склонные фиксироваться на неприятных ощущениях.

Практика

Психолог Татьяна Шишова предлагает родителям маленьких трусишек поиграть со своими детьми в такую игру:

«У страха глаза велики». Представим, будто малыш ложится спать. Вот он накрылся одеялом, погашен свет или горит ночник. «Но что там чернеет в углу? Может, это волк? Скорее включаем свет! Да это одежда лежит на стуле! (Сидит забытый плюшевый зайчик; тень от стоящей на столе игрушечной машины…) Чем больше не похож реальный предмет на выдуманный страшный образ, тем смешнее.

А теперь давайте все вещи разложим по местам, и больше нам ничего не привидится.

Личное мнение

Алексей Кортнев:

Лично я не сталкивался в детстве с такой проблемой, как боязнь темноты. Но моя мама всегда оставляла дверь в моей спальне приоткрытой, чтобы через нее просачивалась полоска света. Думаю, если ребенок боится темноты, то с ним прежде всего нужно поговорить на эту тему и постараться объяснить, что никакой опасности в этом нет. И не стоит настаивать на том, что свет нужно выключить, если ребенок просит оставить ночник включенным. Со временем этот его страх исчезнет. А если свет все же выключать, то у ребенка может нарушиться сон и ночью он будет тревожно спать.

С помощью каких психологических приемов можно побороть свои страхи, если вы или ваш ребенок боитесь собак? Кинофобию можно относительно легко вылечить. Особенно у детей. С взрослыми сложнее - не потому, что они сложнее устроены, а потому, что часто не верят, что им можно помочь. А ведь можно.

Если с вашим ребенком случилась какая-то неприятность: его укусила собака, или просто испугала, или это была не собака даже, но что-то случилось, и ребенок теперь боится собак или других каких-то животных, - ему с этим можно помочь. Не нужно думать, что это теперь навсегда. Это вполне себе поправимо, хоть придется над этим и поработать. То же самое касается вас самих - так считают Сэйди Ф. Динкфельтер (Sadie F. Dingfelder) и Томас Оллендик (Thomas Ollendick) - известные детские психологи, специализирующиеся на кинофобии (боязни собак).

Многие взрослые, стесняются и часто скрывают, что боятся собак или других животных, и совершенно уверены, что с этим ничего нельзя поделать: нужно просто смириться и никому не рассказывать. На самом деле от страха - какого угодно, и тем более страха перед животными можно избавиться в любом возрасте,

И в любом возрасте принцип, по которому это делается, остается в общем-то одним и тем же.

1. Не осуждайте

Первое, что нужно делать, если ваш ребенок боится собак, - перестать его осуждать и стыдить. Делайте скидку на размеры своего ребенка. Это для вас собака - для него это огромная лошадь. Разве странно, что он ее побаивается? И вообще, малыш должен понять, что он может прийти к вам с любыми своими проблемами и страхами, даже со «стыдными». И вы его защитите от чего угодно. В том числе и от любой собаки. Как только про это договорились, идем дальше.

2. Страх нужно проговорить…

И что намного важнее - принять. Проходя мимо очередной собаки, возьмите ребенка за руку, скажите, что он в безопасности по той простой причине, что он с вами, а ведь вы его не дадите в обиду и защитите от любого самого-самого страшного зверя. И теперь, когда он в безопасности, поговорите. Добейтесь того, чтобы ребенок внятно артикулировал - он боится собаку. Боится. Ок. Теперь идем дальше.

3. Следите за своими словами

Последите за тем, какие слова вы используете, когда разговариваете с ребенком о собаках. Лучше не говорите, что эта собака не злая, и - что особенно важно - никогда не указывайте на то, что собака не кусается.

«Не бойся, эта собака не кусается» - избегайте этой фразы.

Собака может быть доброй, хорошей, спокойной - все прилагательные русского языка в вашем распоряжении, но не нужно обсуждать степень ее потенциальной «некусачести». Не нужно вообще делить собак на тех, что кусаются и не кусаются.

4. Сокращайте расстояние

Придумайте какой-нибудь маршрут, который заставит вас периодически гулять с ребенком, например, недалеко от собачьей площадки. Крепко держите при этом малыша за руку (если он еще маленький - возьмите его на руки) и напомните ему, что он под вашей защитой и в абсолютной безопасности.

Всякий раз очень ненамного сокращайте расстояние от собачьей площадки. И если даже это метр, обращайте внимание ребенка на то, что вы сегодня прошли намного ближе к собакам, чем обычно (даже если это было совсем ненамного), и как вы гордитесь тем, что он был такой смелый. Сделал это - и не испугался (даже если испугался).

5. Не обращайте внимания на время

Ваша конечная цель заключается в том, чтобы ребенок перестал бояться собак. И неважно, сколько у вас уйдет на это времени. Кому-то достаточно будет и недели, а у кого-то уйдет целый год. Не имеет значения. Никогда не считайте, сколько прошло времени с того момента, как вы начали работать над преодолением детского страха. Не нужно раздражаться и беспокоиться. Ваше беспокойство передастся ребенку, и это только отдалит вас обоих от цели.

6. Разговаривайте

Сколько бы у вас на это ни ушло времени - вы молодец и уже дошли до того, что можете пройти с ребенком прямо рядом с бортиком собачьей площадки. И он хотя и сжимает вашу руку изо всех сил, но не плачет и даже не торопит вас, если вы замедляете шаг (а вы постепенно замедляйте).

Ваша задача - прийти к тому, чтобы вы с малышом могли остановиться у площадки и понаблюдать за тем, как играют собаки.

Разговаривайте с ребенком. Подмечайте смешное, веселое, красивое. Может, там есть какая-то особенно игривая или особенно маленькая собачка. Может, вы слышали, как ее зовут? Или вы можете придумать ей секретную кличку? Разговаривайте с ребенком о собаках.

7. Будьте во всем первым

Когда мини-победа одержана и вы уже можете остановиться и наблюдать за собаками - сделайте следующий шаг. Оставьте ребенка на безопасном расстоянии, а сами подойдите к собаке и, с разрешения хозяина, погладьте ее. Или даже поиграйте с ней.

А потом опять вернитесь к ребенку и идите по своим делам, параллельно делясь впечатлениями. Расскажите, каково это было - погладить собаку.

В первые несколько раз даже не предлагайте ребенку последовать вашему примеру. Пусть все выглядит так, будто это он приводит вас поиграть с собаками, а не вы его.

8. Пора гладить собаку

Для этой стадии идеально было бы, конечно, найти знакомого с собакой. Поспрашивайте друзей - кто-то наверняка является хозяином тихой спокойной собачки. Если нет такой возможности, поищите вменяемого человека с собакой на той же игровой площадке. Как и в прошлый раз, сначала сами погладьте животное, но в этот раз предложите и ребенку
сделать то же самое. Если он откажется - не настаивайте.

И так, пока ребенок не согласится. Возьмите его руку в свою и погладьте собачку вместе и только по спине. К собачьей голове - а это самая страшная часть собаки - подходить в первый раз не нужно.

Как обычно, один раз погладили - и все, сегодня больше никого не гладим.

Победой будет, если ребенок погладит собаку по спине уже сам. Обсудите, какая собака - лохматая, пушистая, теплая. Не нужно говорить о том, какая она страшная или не страшная. Не используйте этих слов вообще.

Если вам удалось добиться того, что ребенок погладил собаку сам хотя бы разок - вы великий родитель и вы победили. Теперь готовьтесь к тому, что ребенок попросит купить ему сами знаете кого.

    Ничего не делать с ним. Часто бывает так, что человек (маленький или большой) ещё не готов к преодолению, у него просто не достаёт ресурсов. «Если в этом году ты не хочешь рассказывать стих, не беда, подготовимся получше и расскажем в следующем году».

    Если чувствуете, что страх не критичен, попробуйте преодолевать его маленькими шагами. «Я понимаю, тебе неуютно при всех выступать. Давай начнём с малого. Каждый день будем рассказывать стих друг другу. Я-тебе, ты-мне. Потом папе, потом папе и бабушке» и так далее. Этот же метод действует, если ребёнок к чему-то боится подойти.

    Символичный метод. Рисуем страх на листочке. Он будет выглядеть, например, как монстр. Думаем, что нам нужно, чтобы победить его. Например, меч. Рисуем рядом меч и перечеркиваем, разрываем монстра, таким образом его побеждая. Можно потом купить похожий игрушечный меч, органично встроить его в костюм и с ним выйти на сцену. Это прибавит малышу уверенности.

    Метод «Клин клином или стресс стрессом». Когда я ходила в театральный кружок, нам дали задание: чтобы не зависеть от страха и мыслей о том, что о вас думают окружающие, сядьте в маршрутку и громко объявляйте остановки. На первых трёх было стыдно и ком в горле стоял, а на пятой уже «входишь во вкус». Что-то подобное вместе с ребёнком можете проделать и вы: выступить вечером перед соседями, выйти на улицу с шариками на ушах, кататься на санках в костюме супермена - фантазируйте и дерзайте. Только вместе и только с радостью и смехом.

Ребенок боится. Что делать?

Ребенок боится: что делать? Как избавиться от детских страхов? Консультация детского психолога.



Что делать, если ребенок боится (темноты, монстров, врачей, собак, шариков и т.д.)? Такой вопрос задают мне достаточно часто читатели «Родной тропинки». И я попросила ответить на него профессионала в данной области – детского психолога, одного из авторов нашей Мастерской игр «Через игру – к успеху» Наталью Баринову.

Все, кто участвовал в Мастерской игр в апреле 2013 года, помнят Наталью Михайловну по ее замечательным видеоматериалам «Добрые игры для развития эмпатии (сочувтсвия)» и «Экологические игры».

Для новичков проекта представлю Баринову Наталью Михайловну подробнее:

  • практикующий детский психолог,
  • заведующий психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка,
  • лауреат премии «Грант Москвы» в сфере образования,
  • победитель конкурса «Педагог-психолог России — 2009»,
  • редактор журнала «Детский вопрос» detskiyvopros.ru,
  • преподаватель детской психологии в вузе,
  • один из авторов вебинаров будущей Мастерской игр 2014 года (раскрою этот секрет).

Я попросила Наталью ответить на самые часто встречающиеся в моей почте вопросы от читателей «Родной тропинки». Сегодня я публикую первую из цикла ее статей, написанных специально для участников нашего проекта.

Ребенок боится: что делать?

Страх – боязнь, робость, сильное опасение,

тревожное состояние души от испуга,

от грозящего или воображаемого бедствия.

В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»

Опыт работы детского психолога за последние годы высвечивает условный топ-10 детских страхов

Топ- 10 детских страхов.

  • Страх оставаться одному
  • Боязнь темноты
  • Ночные страхи
  • Боязнь замкнутого пространства
  • Боязнь сказочных персонажей
  • Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
  • Боязнь родительского наказания
  • Страх перед животными
  • Боязнь потерять родителей
  • Боязнь опоздать

Что такое детские страхи?

Конечно, важно определить, что же такое детские страхи? Детские капризы и выдумки? Попытка обратить на себя внимание взрослых? А может это повод для серьезного беспокойства? Где же граница нормы и патологии, безобидных возрастных страхов и психопатий?

По началу, необходимо понять самим родителям, что тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и удивление, радость и грусть. Некоторые страхи с возрастом исчезнут. Но если они болезненны для малыша, сохраняются длительное время, то заслуживают особого внимания, а часто и требуется помощь профессионального психолога.

Возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам.

Следует иметь в виду, что большинство детей проходит в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи временны:

От 1 до 3 лет: сказочные персонажи-Волк, Бармалей, Баба Яга.

От 3 до 5 лет: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства и опять сказочных персонажей, к волкам и Бармалеям присоединяются роботы, монстры и привидения.

От 5 до 7 лет: черти, инопланетяне, страх смерти.

Существуют также и внушенные и социальные страхи.

Причины возникновения страха у детей.

Давайте проанализируем причины возникновения страха:

Конкретный случай, который напугал ребенка (стал свидетелем аварии, напугала собака, застрял в лифте).

— В нушенные страхи, источник этих страхов взрослые, которые предупреждают ребенка об опасностях, часто слишком настойчиво или эмоционально: «чужой дядя тебя заберет», «не беги — под машину попадешь», «в школу пойдешь – там тебе покажут!».

Воображение ребенка: малыш выдумывает чудищ и монстров, которые как бы оживают в его воображении, особенно в темноте, представляет картину бушующего пожара в квартире и т.д. Такие фантазии часто питают телевизионные новости передачи и многие современные мультфильмы.

— Семейные ссоры. Ребенок очень страдает, если мама и папа ссорятся, часто дети считают именно себя причиной домашних конфликтов, это повышает тревожность малыша и ведет к серьезным глубоким страхам-

Отношения с другими детьми и взрослыми. Если ребенка обижают сверстники, невзлюбила воспитательница или его запугивают сверстники разными историями, а взрослые наказаниями, у малыша могут появиться социальные страхи.

Как избавиться от детских страхов?

Если ребенок боится — что делать? Типичные ошибки и правильные варианты.

Родителям очень важно правильно говорить с ребенком о его страхах.

Типичные ошибки родителей в общении:

Родители говорят: Родители хотят, чтобы ребенок понял: Ребенок понимает на самом деле: Вывод, который делает ребенок:
Не бойся! Не надо бояться! Не смей бояться! Меня ругают
Не страшно! Твои страхи беспочвенны Им — то не страшно! Меня не понимают
Ты же у нас храбрый! Мы верим в тебя! Я хуже, чем они обо мне думают Я плохой
Не будь трусом! Мы тебя ободряем Я – трус! Мной недовольны

Правильно так:

Есть вещи, которые и нас иногда пугают Бояться можно Все чего-то боятся Меня понимают
Мы можем научиться преодолевать страхи Все получится Мне хотят помочь Меня любят

Правила для родителей.

Родителям нужно знать правила :

  • Нельзя пытаться жестко победить страх у дошкольника, заниматься «закаливанием». Принципиально выключать весь свет, если ребенок боится темноты или запирать его в комнате, если он боится оставаться дома один. Так можно спровоцировать у малыша тяжелый стресс, неврозы (заикание, энурез и т.д.).
  • Нельзя относиться к страхам детей как к капризам или глупости. Не ругайте и не наказывайте ребенка за то, что он чего-то боится. Не высмеивайте ребенка.
  • Нельзя игнорировать детские страхи. Обсуждайте их, дайте понять малышу, что ВСЕ чего-то боятся: мышка — кошку, кошка – собак, собака – слона, а слон – мышку!
  • Надо помочь ребенку. Решайте вместе, что поможет преодолеть страх. Если не справляетесь, обязательно обратитесь за помощью к детскому психологу.
  • Дайте ребенку возможность много двигаться, занимайтесь спортом, гуляйте – двигательная активность способствует развитию уверенности в себе, помогает побороть страхи.

Анкета для родителей. Страхи.

Ответьте на вопросы анкеты – чем больше «да», тем больше проблем со страхами может возникнуть у ребенка:

— Наличие страхов у родителей, особенно у матери: да-нет

— Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения со сверстниками: да-нет

— Эмоциональное непринятие детей, чрезмерная принципиальность родителей: да-нет

— Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или предоставление полной свободы ребенку родителями другого пола: да-нет

— Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье: да-нет

— Конфликтные отношения между родителями: да-нет

— Психические травмы типа испуг: да-нет

— Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми: да-нет

Если у ребенка страхи: с чего начать?

Начните с себя:

  1. Позаботьтесь о мире и счастье в вашей семье : ученые отмечают, что у мальчиков из неполных (вследствие развода семей) страхов больше, чем при наличии полной семьи.
  2. Проработайте собственные страхи . Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Обычно страхи, которые испытывают дети, были присущи родителям в детстве или проявляются сейчас. Непроизвольная передача страхов ребенку чаще происходит от мамы в общении, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу реальных и воображаемых опасностей (без особой нужды пичкает таблетками, пугается при любой царапинке, муссирует темы страхов при ребенке).
  3. Выражайте свои чувства . Причиной детских страхов может стать сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии общей тревожности. Например, недостаток тепла в отношениях, эмоциональном непринятии ребенка (нежеланный, или пол не тот, или характер, или способности не соответствуют ожиданиям родителей.
  4. Будьте добрее . Излишняя строгость и множественные жесткие запеты родителей также способствуют появлению страхов. Чем больше мать запрещает дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов.
  5. Будьте последовательны . Попустительство и вседозволенность для ребенка тоже вредны, особенно со стороны родителя другого пола, т.е. страхов больше, если мать идет во всем навстречу сыну, а отец – дочери.
  6. Будьте осторожны при формировании пищевого поведения ребенка . Помните, что кормить ребенка насильно нельзя.

Как помочь ребенку справиться со страхами?

Способ 1. Рисование.

Рисуя, ребенок выражает свои чувства, эмоции, переживания. Серые и черные тона могут означать плохое настроение, большое количество страхов, с которыми его психика не может справиться. Попросите ребенка нарисовать свой страх. Потом спрячьте рисунок в ящик под ключ, скаите, что не дадите страху уйти, что у вас все под контролем. В крайнем случае рисунок можно и разорвать вместе на мелкие кусочки.

Способ 2. Сказка.

Терапевтическая роль сказки поистине велика. Сочините для малыша сказку про то, как герой преодолел свои страхи.

Например такую, как у Михаила Андрианова:

Бум-бум-бум

— Бум-бум-бум, — что-то постучало в тёмной комнате.

— Мне страшно, кто это? — спросила Вику Алёнка, натягивая на себя одеяло до самых глаз.

Не знаю, но кто — то здесь есть, — косясь по сторонам, прошептала Вика. — Вот так почти каждую ночь в моей комнате, то бум-бум-бум, то тук-тук-тук.

— Мамочки, я боюсь, я сейчас умру от страха.

— Не бойся, скоро это пройдет.

Натянутое к глазам одеяло не могло успокоить маленькую Аленку и не могло спасти её от темных углов и черных теней на стене. Было все равно страшно, и она попросилась в постель к Вике. Теперь девочки лежали, тесно прижавшись друг к другу.

— Почему это только в моей комнате всё время страшное происходит? — думалось Вике. — Как будто каждую ночь ко мне кто-то приходит, чтобы нарочно попугать.

И вдруг опять: бум-бум, тук-тук.

— Мамочки, это кто-то за занавесками в окно стучится, — тихо взвизгивая, прошептала Алёнка.

— Нет, это за старым шкафом кто-то притаился. Видишь, вон там, в углу, из-за шкафа черное круглое торчит. Это, наверное, его голова выглядывает и подсматривает.

— Это не голова, а нора черной крысы, которая к себе в нору затаскивает. Помнишь, как в Буратино?

— Ага, помню, она ещё Буратино к себе чуть ли не затянула, — прошептала Вика и подтянула к себе свесившееся с кровати одеяло.

Обе девочки на всякий случай подвинулись к стене, подальше от края кровати. Опять послышалось: бум-бум-бум и сразу же тук-тук. Тишина. Только слышно, как сердце от страха колотится. Хоть кричи изо всей силы и зови на помощь. Вдруг Аленка как толкнет локтем:

— Смотри, смотри.

— Там, занавески.

— Что занавески?

— Они шевелятся.

Занавески и вправду внизу еле заметно двигались, хотя дверь на балкон и форточка были закрыты.

Наступило жуткое молчание. Две пары глаз уставились на занавески и ловили каждое их движение. Обеим хотелось с криком выбежать из комнаты, но было уже очень поздно, в доме все давно спали. Тишину наконец-таки прервала Вика:

— Ты знаешь, мне папа говорил о том, что когда человек боится, то к нему притягиваются всякие страшные мысли других людей и начинают ещё больше его пугать.

— Да, а вот мой папа говорил о том, что чтобы перестать бояться, нужно подойти к страшному месту и дотронуться до него рукой, тогда страхи сразу проходят.

— А давай так и сделаем и до занавесок дотронемся, — предложила Вика.

— Не-а, я боюсь, мне страшно, вдруг там кто-то есть.

— Да не бойся, я впереди буду, давай руку.

Девочки взялись за руки, встали с кровати и медленно стали приближаться к окну. Было очень страшно, но все-таки Вика дотронулась до занавески, а за ней и Аленка тоже. И действительно, как говорил Аленкин папа, страха стало меньше. По полу босые ноги девочек почувствовали холодный ветерок. Он спускался от холодного окна и еле заметно раскачивал занавески. Вика набралась смелости и чуть-чуть отодвинула занавески — за ними никого не было, а за окном все было в снегу и светила луна. Вдруг с краю от окна Аленка заметила черный толстый провод, который раскачивался на ветру, вскоре он ударился о стекло: бум-бум, а потом сразу же о раму: тук-тук.

— Так вот, кто это, оказывается, стучался и пугал нас, — прошептала Вика, — ведь это же просто порванный бельевой шнур. Девочкам сразу же стало легче, и страх почти совсем пропал.

— А давай точно так же до того черного и круглого, что за шкафом, тоже вместе дотронемся, — предложила Вика.

— Давай, только, чур, ты опять первая.

И девочки медленно направились к шкафу. Подойти к шкафу и протянуть руку к темному и круглому было совсем не просто. В голову стали лезть страшные мысли про черную крысу. Но когда Вика с Аленкой подошли к шкафу совсем близко, то разглядели, что темное и круглое — это всего лишь мягкий игрушечный Викин ежик.

— Как я раньше не догадалась, — подумала Вика, — целую неделю его боялась.

Девочки, по очереди потрогав ежика, достали его из-за шкафа, и Вика взяла его к себе в постель. Теперь им было совсем не страшно, а когда опять послышалось бум-бум-бум, они обе даже фыркнули от смеха. Ведь теперь они все знали, а если знаешь, то перестаешь бояться.

Однако, если же страхи длительно и мучительно преследуют ребенка помочь ему сможет только специалист. Но, в большинстве случаев, понимание и поддержка со стороны мам, пап, бабушек и дедушек способствует тому, что ребенок может вполне самостоятельно преодолеть все свои страхи.

Публикуя эту статью, я уже заранее знаю, что будут вопросы о том, как связаться с автором. Поэтому по согласованию с Натальей Михайловной даю контакты в конце статьи.

Контакты:

Телефон центра, где ведется прием родителей с детьми — 8-495-229-44-10

Почта [email protected]

skype natali020570

А в заключение хочу рассказать Вам еще одну сказку.

Сказка про смелого Алёшу
Ирина Турина

За окном темнело, наступал тёплый весенний вечер. Солнце осторожно опускалось за город, уютно укутываясь в розовые облака. Скоро на небе появится луна, крохотными капельками заблестят звёзды и все заснут. Только Алёша будет крутиться в своей кроватке и плакать от страха.

Алёша — очень хороший и послушный мальчик, он совсем не трус. Он всегда помогает маленьким, не обижает слабых и заступается за своих друзей. Но по ночам к нему прилетает злой волшебник и превращает все вещи, стоящие в его комнате, в страшные и опасные предметы.

Однажды вечером Алёша, как всегда, долго не отпускал маму, плакал и не разрешал выключать свет. Мама погладила его по головке и включила маленький ночничок над Алёшиной кроваткой.

Как только мама вышла из комнаты, начались обычные превращения. Сначала злой волшебник Страх спрятал за тучей луну. На улице сразу стало темно. Потом Страх постучал по оконному стеклу веткой старой берёзы. Алёша съёжился и натянул одеяло до самого подбородка. Страх пролетел по комнате и окутал всё волшебным тёмным облаком. Шкаф превратился в злобного великана, сердито поблёскивающего двумя глазами на животе. Алёшины игрушки: мишки, машинки и роботы — всё волшебное облако тьмы превратило в страшных чудовищ. Они таращились на Алёшу и что-то шептали. По потолку поползло страшное белое пятно. Оно подкрадывалось всё ближе и ближе к дрожащему от страха мальчику. Страх заполз под кровать и притаился там.

— Эй, — раздался тихий голос из-под Алёшиной подушки. — Сколько можно ждать? Скоро ночь закончится, а ты всё никак не можешь заснуть.
— Кто здесь? — в ужасе прошептал Алёша.
— Это я — сонный гном, — ответила подушка и пошевелилась.

Алёша осторожно ткнул её пальцем. Голос был совсем не страшный, даже ласковый. Но ложиться на говорящую подушку не хотелось. Вдруг она кусается?
Неожиданно подушка отпрыгнула в сторону, и Алёша увидел крохотного гномика.
— Фу, как там душно сидеть! — заворчал гном, разглаживая складки на курточке.
— А зачем Вы туда забрались? — вежливо поинтересовался Алёша. Он был рад, что есть с кем поговорить. Алёша очень боялся, что гном исчезнет, а Страх опять вылезет и начнёт свое колдовство.
— Я всегда там сижу, когда ты ложишься спать, — ответил гном. — Я же сказал, что я — сонный гном. Я приношу детям сны: разные волшебные сказки и весёлые праздники. Но ты мне мешаешь, потому что никак не хочешь заснуть. Ложись, я приготовил для тебя новую замечательную сказку. Сегодня мы будем летать на волшебном лебеде.
— Я не могу заснуть, — всхлипнул Алёша. — Злой волшебник Страх сидит у меня под кроватью. Он заколдовал всё вокруг. Посмотрите сами!
— Не вижу! — удивился гном. Он заглянул под кровать и взмахнул волшебной палочкой. Серебряные звёздочки весёлым звенящим ручейком, хихикая и толкаясь, забрались в темноту.
— Никого нет! Никого нет! — послышались из-под кровати их звонкие голосочки.

Веселые звёздочки сложились в маленькую серебряную бабочку и начали порхать по комнате. Сначала они сели на плечо страшного великана с глазами на животе и осыпали его серебристой пылью. Алёша увидел, что на самом деле это старый шкаф, а на животе у него никаких глаз нет. Это блестят круглые ручки.

Потом звёздная бабочка перелетела на подоконник и осыпала его светящимися искорками. Алёша увидел, что на самом деле это не Страх стучится к нему, а ветка берёзы, на которой сладко спят воробушки.
Бабочка замахала крыльями, поднялся ветер и сдул тёмную тучку, прикрывшую луну и звёзды. В комнате сразу стало светлее.

Бабочка покружила над Алёшей и села на полку со страшными чудовищами. И тут Алёша увидел, что на самом деле это его игрушки. Они весело улыбались ему, задорно поблёскивая пластмассовыми глазками.
Бабочка последний раз взмахнула крыльями и рассыпалась на маленькие звёздочки, закружившиеся в весёлом хороводе вокруг гнома.

— Вот видишь, — улыбнулся сонный гномик и аккуратно собрал в волшебную палочку маленькие звёздочки. Когда он коснулся последней звёздочки и она исчезла, Алёша спросил:
— А что это за белые пятна ползали по потолку?
— Это свет фар. Некоторые люди работают ночью, они ездят мимо. А любопытные фары заглядывают в окна домов, потому что ночью на улице темно и скучно. Вот свет от них и бегают по потолку в комнатах. Освещает самые темные уголки и помогает маленьким мальчикам и девочкам увидеть, что никакого Страха нет. А теперь засыпай быстрее, нам с тобой надо посмотреть длинный-длинный сон. Ты же не хочешь, чтобы утром он оборвался на самом интересном месте?
— А если я сейчас засну, то успею досмотреть до конца? -заволновался Алёша.
— Конечно, — важно кивнул гном. — Если заснешь прямо сейчас. И обещай мне, что теперь всегда будешь засыпать вовремя. Я подарю тебе волшебное заклинание. Говори его каждый раз перед сном. Тогда в твою комнату ночью никто не сможет попасть, кроме меня и мамы.
— А какое заклинание? — спросил Алёша.
Гномик поправил шапочку, встал в позу и прошептал:
Хлоп в ладоши: бах-бабах!
Словно шарик, лопнул страх!
Бяки-буки, ну-ка, кыш!
Не боится вас малыш!
— Запомнил?
— Да, — пробормотал Алёша, засыпая. — Спасибо Вам. А теперь я хочу посмотреть сон.
— Ну, смотри, — гном взмахнул волшебной палочкой, и Алёша крепко заснул. Всю ночь он смотрел замечательный сказочный сон.
С тех пор Алёша перед сном всегда повторяет волшебное заклинание и спокойно засыпает, а сонный гном показывает ему чудесные сказки.

Дорогие читатели сайта! Спасибо всем, кто активно задает вопросы и участвует в обсуждениях. Желаю Вам успешно решить проблему:). Что еще Вы хотели бы узнать о детской психологии? Какие проблемы Вас волнуют? Чем помогла Вам эта статья? Предлагаю продолжить разговор в комментариях.

Продолжение бесед с детским психологом Вы найдете в статьях:

Что делать? Почему возникает детская ревность? Пошаговые рекомендации мамам, ждущим второго малыша. Сказки — помощницы в решении проблемы детской ревности.